Заложники Конституции

42 просмотра
Пятница, 19 февраля 2010, 10:12
Ольга Семченко
кандидат политических наук, для УП

Кем лучше быть - публично избранным территориальной громадой руководителем города, или назначенным сверху чиновником высшего звена?

Любой государственный служащий скорее предпочтет выборную должность. И в этом его можно понять - устойчивая почва под ногами, гарантированная голосами сотен и тысяч избирателей, масса рычагов управления (особенно при дружественном тебе совете депутатов), и практически полное отсутствие контроля свыше.

Да не тут-то было.

В украинском государстве расцвел катастрофический правовой нигилизм и неуважение к букве закона. В результате почва под ногами начала уходить не только у бесконечно меняющихся министров, их замов, губернаторов - но и у мэров городов.

Как оказалось, через 5-8 месяцев в Украине вообще не останется легитимных руководителей органов местного самоуправления.

Нет, они не вымрут, как когда-то мамонты. Просто - не будет "правовых оснований для дальнейшего осуществления ими своих полномочий".

В этом, собственно, нет ничего странного. Ведь в случае окончания срока чьих-либо полномочий - включается механизм последующей их пролонгации или легитимации через систему перевыборов.

Однако, как стало известно, 16 февраля 2010 года Верховная Рада Украины отменила свое собственное постановление о проведении выборов в местные органы власти - в том числе и выборов сельских, поселковых и городских голов, так его и не начав.

Сводки новостей уже зафиксировали отдельные отзывы экспертов о законности данного решения. Комитет избирателей Украины даже обвинил парламент в узурпации власти.

Узурпировали или не узурпировали - вопрос для КС. Однако факт превышения собственных полномочий, а также незаконная пролонгация полномочий сельских, поселковых и городских голов - имеет место быть. Как это ни досадно, но украинский законодатель в очередной раз проявил вопиющее неуважение к Основному Закону государства.

При этом следует задуматься, насколько это все же является пролонгацией полномочий, или же данное решение парламента вгоняет страну в хаос на уровне местных органов власти.

В частности, статья 141 Конституции гласит, что "территориальные громады на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования избирают сроком на четыре года соответственно сельского, поселкового и городского голову, который возглавляет исполнительный орган совета и председательствует на его заседаниях".

Последние местные выборы в Украине состоялись в марте 2006 года, а в апреле большинство из избранников приняли присягу и приступили к выполнению обязанностей.

Отсюда следует, что следующие выборы на эту должность должны будут состояться не позднее апреля 2010 года. Можно даже закрыть глаза и согласиться с датой выборов в местные органы власти, назначенных на 30 мая 2010 года.

Однако, отменив выборы председателей поселковых, сельских и городских советов, не назначив сроки проведения новых выборов, парламент не просто сорвал сроки старта данной избирательной кампании. Создан прецедент возможного дальнейшего назначения - не досрочных, не очередных - а уже сверхсрочных выборов сельских, поселковых и городских голов.

Статья 42 закона Украины "О местном самоуправлении" гласит, что полномочия сельского, поселкового и городского головы прекращаются в день открытия первой сессии соответствующего совета, избранного на очередных местных выборах, или, если, совет не избран, с момента вступления на эту должность другого человека, избранного на следующих местных выборах.

Полномочия прекращаются в случае досрочного прекращения его полномочий или смерти. Кроме того, 79-я статья закона о местном самоуправлении гласит, что полномочия сельского, поселкового и городского головы могут быть досрочно прекращены, если он нарушает Конституцию или законы, права и свободы граждан, не обеспечивает осуществления предоставленных ему полномочий. Не забываем и про 141 статью Конституции, где оговорен срок пребывания мэра на должности - 4 года.

Таким образом, если срок полномочий мэра города N истекает 15 апреля 2010 года, новый городской голова не выбран, а очередные выборы сорваны, то "старый" мэр нарушает все вышеперечисленные законы. Он находится на данной должности дольше положенного, а также не считается с правами и свободами членов территориальной громады, которые делегировали ему данные полномочия на четыре года.

Следствием такого нарушения может стать только лишь досрочное прекращение полномочий данного городского головы - в связи с тем, что дальнейшее его нахождение на должности и осуществление им полномочий является незаконным и противоречащим Конституции.

А это уже внеочередные или досрочные выборы, которые уполномочен назначить лишь парламент. Жаль только, что пройдут эти выборы уже в нарушение сроков пребывания городского головы на своей должности.

Следует также отметить, что в соответствии с 42-ой статьей закона о местном самоуправлении, если досрочно прекращаются полномочия сельского, поселкового и городского головы, а также в случае невозможности осуществления им своих полномочий - его функции исполняет секретарь соответствующего совета. Вплоть до момента начала полномочий нового руководителя органа местного самоуправления, избранного на внеочередных выборах, или до дня открытия первой сессии соответствующей сельской, поселковой и городской рады, избранной на очередных выборах.

Можно долго спорить по данному вопросу, находить и отрицать законные основания нахожденья украинских сельских, поселковых и городских голов на своих должностях в апреле 2010 года. Однако нельзя отрицать сам факт того, что любой документ, подписанный данным руководителем после апреля этого года, каждый гражданин Украины и член территориальной громады может легко оспаривать в судах, тормозить их дальнейшее продвижение и реализацию. Потому что будет иметь полное право на это.

Ведь имеют же возможность государственные автомобильные инспекторы привлекать нас к ответственности за езду с просроченной доверенностью на право управления чужим автомобилем?

Ольга Семченко, кандидат политических наук, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)