Заложники Конституции

16 просмотров
Пятница, 19 февраля 2010, 10:12
Ольга Семченко
кандидат политических наук, для УП

Кем лучше быть - публично избранным территориальной громадой руководителем города, или назначенным сверху чиновником высшего звена?

Любой государственный служащий скорее предпочтет выборную должность. И в этом его можно понять - устойчивая почва под ногами, гарантированная голосами сотен и тысяч избирателей, масса рычагов управления (особенно при дружественном тебе совете депутатов), и практически полное отсутствие контроля свыше.

Да не тут-то было.

В украинском государстве расцвел катастрофический правовой нигилизм и неуважение к букве закона. В результате почва под ногами начала уходить не только у бесконечно меняющихся министров, их замов, губернаторов - но и у мэров городов.

Как оказалось, через 5-8 месяцев в Украине вообще не останется легитимных руководителей органов местного самоуправления.

Нет, они не вымрут, как когда-то мамонты. Просто - не будет "правовых оснований для дальнейшего осуществления ими своих полномочий".

В этом, собственно, нет ничего странного. Ведь в случае окончания срока чьих-либо полномочий - включается механизм последующей их пролонгации или легитимации через систему перевыборов.

Однако, как стало известно, 16 февраля 2010 года Верховная Рада Украины отменила свое собственное постановление о проведении выборов в местные органы власти - в том числе и выборов сельских, поселковых и городских голов, так его и не начав.

Сводки новостей уже зафиксировали отдельные отзывы экспертов о законности данного решения. Комитет избирателей Украины даже обвинил парламент в узурпации власти.

Узурпировали или не узурпировали - вопрос для КС. Однако факт превышения собственных полномочий, а также незаконная пролонгация полномочий сельских, поселковых и городских голов - имеет место быть. Как это ни досадно, но украинский законодатель в очередной раз проявил вопиющее неуважение к Основному Закону государства.

При этом следует задуматься, насколько это все же является пролонгацией полномочий, или же данное решение парламента вгоняет страну в хаос на уровне местных органов власти.

В частности, статья 141 Конституции гласит, что "территориальные громады на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования избирают сроком на четыре года соответственно сельского, поселкового и городского голову, который возглавляет исполнительный орган совета и председательствует на его заседаниях".

Последние местные выборы в Украине состоялись в марте 2006 года, а в апреле большинство из избранников приняли присягу и приступили к выполнению обязанностей.

Отсюда следует, что следующие выборы на эту должность должны будут состояться не позднее апреля 2010 года. Можно даже закрыть глаза и согласиться с датой выборов в местные органы власти, назначенных на 30 мая 2010 года.

Однако, отменив выборы председателей поселковых, сельских и городских советов, не назначив сроки проведения новых выборов, парламент не просто сорвал сроки старта данной избирательной кампании. Создан прецедент возможного дальнейшего назначения - не досрочных, не очередных - а уже сверхсрочных выборов сельских, поселковых и городских голов.

Статья 42 закона Украины "О местном самоуправлении" гласит, что полномочия сельского, поселкового и городского головы прекращаются в день открытия первой сессии соответствующего совета, избранного на очередных местных выборах, или, если, совет не избран, с момента вступления на эту должность другого человека, избранного на следующих местных выборах.

Полномочия прекращаются в случае досрочного прекращения его полномочий или смерти. Кроме того, 79-я статья закона о местном самоуправлении гласит, что полномочия сельского, поселкового и городского головы могут быть досрочно прекращены, если он нарушает Конституцию или законы, права и свободы граждан, не обеспечивает осуществления предоставленных ему полномочий. Не забываем и про 141 статью Конституции, где оговорен срок пребывания мэра на должности - 4 года.

Таким образом, если срок полномочий мэра города N истекает 15 апреля 2010 года, новый городской голова не выбран, а очередные выборы сорваны, то "старый" мэр нарушает все вышеперечисленные законы. Он находится на данной должности дольше положенного, а также не считается с правами и свободами членов территориальной громады, которые делегировали ему данные полномочия на четыре года.

Следствием такого нарушения может стать только лишь досрочное прекращение полномочий данного городского головы - в связи с тем, что дальнейшее его нахождение на должности и осуществление им полномочий является незаконным и противоречащим Конституции.

А это уже внеочередные или досрочные выборы, которые уполномочен назначить лишь парламент. Жаль только, что пройдут эти выборы уже в нарушение сроков пребывания городского головы на своей должности.

Следует также отметить, что в соответствии с 42-ой статьей закона о местном самоуправлении, если досрочно прекращаются полномочия сельского, поселкового и городского головы, а также в случае невозможности осуществления им своих полномочий - его функции исполняет секретарь соответствующего совета. Вплоть до момента начала полномочий нового руководителя органа местного самоуправления, избранного на внеочередных выборах, или до дня открытия первой сессии соответствующей сельской, поселковой и городской рады, избранной на очередных выборах.

Можно долго спорить по данному вопросу, находить и отрицать законные основания нахожденья украинских сельских, поселковых и городских голов на своих должностях в апреле 2010 года. Однако нельзя отрицать сам факт того, что любой документ, подписанный данным руководителем после апреля этого года, каждый гражданин Украины и член территориальной громады может легко оспаривать в судах, тормозить их дальнейшее продвижение и реализацию. Потому что будет иметь полное право на это.

Ведь имеют же возможность государственные автомобильные инспекторы привлекать нас к ответственности за езду с просроченной доверенностью на право управления чужим автомобилем?

Ольга Семченко, кандидат политических наук, специально для УП



powered by lun.ua
Чему нужно научиться Украине в условиях коронавируса? Урок по кризисным коммуникациям
В условиях эпидемии коронавируса мы снова убеждаемся, насколько важно доверие в коммуникациях, тем более кризисных. Доверие – это подушка безопасности, а его отсутствие – как отказ тормозов в машине. (укр.)
Помогли Ахметову: тарифы на электроэнергию снова растут. Во время пандемии
Ринат Ахметов только благодаря мартовскому росту цены на электроэнергию за один месяц "отбил" всю сумму, которую выделял на борьбу с коронавирусом. (укр.)
Рынок земли проголосовано: как будет осуществляться контроль
Какие инструменты контроля оборота сельскохозяйственной земли предусмотрены законом? (укр.)
Цена вируса: спасет ли ведущие экономики мира беспрецедентная финансовая помощь
Ведущие экономики мира уже объявили о беспрецедентных по своим масштабам, как для мирного времени, пакетах стимулирования. Однако их может оказаться недостаточно.
Злочин без кари: чому у Консультативній раді не домовляться про мир на Донбасі?
Дело одного из основателей "ДНР" Романа Лягина, в отношении которого украинский суд в течение почти года не может вынести свое решение, демонстрирует, что у украинской власти нет четкой стратегии завершения войны на Донбассе. (укр.)
Действительно ли необходимо чрезвычайное положение для борьбы с COVID-2019?
Зачем может понадобиться надстройка в виде чрезвычайного положения с дополнительными полномочиями для СБУ, Нацгвардии и т.д.? (укр.)
Мины не знают карантина
По данным ООН, в 2019 году мины были причиной 35% случаев смертей и ранений гражданского населения Донбасса, связанных с войной. (укр.)