Севастополь: застройщики против ЧФ РФ

38 просмотров
Суббота, 20 ноября 2010, 14:57
Алексей Копытько
руководитель проекта "ФЛОТ 2017", для УП

Идеология - ничто. Жажда наживы и личные интересы - все.

Этот постулат многократно доказывали депутаты различных уровней - от ВР до последнего сельсовета. Достаточно посмотреть результаты голосований украинского парламента любого созыва, и можно найти примеры, когда народные избранники конституционным большинством улучшали жизнь себе любимым уже сегодня.

Последний пример - 305 голосов за предварительное одобрение закона о назначении выборов ВР на октябрь 2012 года.

Но вот ведь интересная штука. После местных выборов в Украине может возникнуть уникальный прецедент, когда отсутствие идеологических различий, помноженное на стремление депутатов "отнять и поделить", будет отвечать не только интересам города, которому эти граждане призваны служить - но и национальным интересам страны.

Речь в очередной раз пойдет о Севастополе.

Тушки и чучела

Как известно, в Севастополе мэра не избирают. Поэтому власть делят между собой председатель Севастопольской ГГА и горсовет.

Горсовет нового созыва насчитывает 76 депутатов. В августе 2010-го председатель СГГА и лидер местных регионалов Валерий Саратов публично обозначил цель на кампанию: получить суммарно 70% мандатов, в абсолютных числах - 53, что на 10% больше, чем ПР собрала на местных выборах-2006.

По итогам голосования при явке избирателей 41,7% были получены такие результаты.

Голосование за партийные списки

Партия

%

Количество

мандатов

Партия регионов

32,1

18

КПУ

13,2

7

"Русский блок"

8,9

5

ПСПУ

5,1

3

"Сильная Украина"

5,1

3

Украинская партия чести, борьбы с коррупцией

и организованной преступностью

3,8

2

Голосование по мажоритарным округам

Партия

Количество мандатов

Партия регионов

28*

"Русский блок"

4

Народная партия

3

"Сильная Украина"

1

КПУ

1

Партия пенсионеров

1

Официально объявлено, что кандидаты от ПР выиграли в 28 из 38 округов, то есть по мажоритарке взяли 73% мандатов. Но эта цифра может измениться, по одному из округов результаты еще оспариваются. В любом случае, партия власти в Севастопольском горсовете получит максимум 46 мандатов, 60% от общего числа.

Таким образом, регионалы до поставленной цели не дотянулись, и точь-в-точь повторили результаты 2006 года.

Формально власть они сохранили. Но реальная ситуация не может не тревожить местных начальников. Ведь если бы система выборов осталась прежней, они потеряли бы большинство в горсовете!

Получается, что харьковские соглашения по ЧФ РФ, давление на украинский язык, лишение звания "Героев Украины" и так далее - не добавили поддержки бело-голубым. Это свидетельствует о кардинальной смене повестки дня в Севастополе, глубине социально-экономических и инфраструктурных проблем города.

Если за каких-то полгода решения, вызывавшие у электората эйфорию и казавшиеся судьбоносными, больше не оказывают заметного влияния на политические результаты, это о многом говорит.

Но главное - качественный состав горсовета и основополагающие мотивы его дальнейших действий.

Родившие ССР

Причины провала "Сильной Украины" в Севастополе уже подробно разбирали. Четыре тигипковца, прошедшие в совет, по родственно-понятийным соображениям просто обречены слиться в едином порыве с ПР.

Что касается однопартийцев Литвина, избранных по мажоритарным округам в Севастополе, то здесь все просто. В силу политических договоренностей ПР отдала эти места "нормальным" претендентам от Народной партии, выставив слабых и заведомо непроходных кандидатов.

Не удивительно, что еще до оглашения предварительных итогов Валерий Саратов заявил, что в будущем составе горсовета депутаты от НП и "Сильной Украины" примкнут к большинству от ПР, собрав искомые 70% мандатов.

Так и случилось.

15 ноября регионалы, литвиновцы и сильноукраинцы подписали соглашение о создании коалиции под названием "Севастополь - сильный регион" (ССР). В городе уже шутят, что следовало назвать "сильно народный", а то Литвин обидится.

В таких условиях оппозиция может выполнять лишь декоративные функции.

Однако, и оставшиеся 30% "оппозицией" можно назвать лишь условно.

Коммуно-русский деньгоблок

Возьмем, к примеру, депутатов от "Русского блока", который провел в горсовет 9 депутатов - 5 по списку и 4 по округам.

Двое мажоритарщиков - Дмитрий Белик и Александр Красильников - крупные бизнесмены, которые в 2006-м были избраны в горсовет по списку ПР. У обоих новоявленных "русскоблочников" в свое время возникли конфликты с действующим лидером севастопольских регионалов Валерием Саратовым, после чего они нашли себе другую партийную "крышу".

Еще один "радетель всего русского", победивший на округе - Дмитрий Белогорцев - в 2005-м был членом фракции ... "Наша Украина" в Севастопольском горсовете.

Что касается списка "Русского блока", то, как заявила 4 ноября лидер радикальной пророссийской организации "Русская община Севастополя" Татьяна Ермакова, ни один из новоявленных депутатов от РБ никогда не участвовал в публичных акциях русских сил в Севастополе.

Чтобы провести их в совет, лидеры партии использовали интересную тактику. Известных в городе пророссийских активистов, таких, как отставной заместитель командующего ЧФ РФ контр-адмирал Александр Ковшарь, расположили во второй десятке списка. А непубличных бизнесменов - в первой.

Но во всех агитационных материалах показывали только вторую десятку. В итоге аполитичные "денежные мешки" мандаты получили, а поборники русской идеи остались за бортом горсовета.

На роль системной оппозиции теоретически могла бы претендовать КПУ. Если бы не тот факт, что среди "верных ленинцев", прошедших в совет по списку, половина - в прямом смысле "владельцы заводов, газет, пароходов". А предприниматель Юрий Черников, единственный "коммунист", победивший на мажоритарном округе, в 2006-м был избран в горсовет по спискам все той же ПР, но переметнулся в КПУ из-за разногласий с Саратовым.

15 ноября коммунисты и РБ подписали соглашение о "координации действий". Поэтому "русская" и "левая" риторика для приличия иногда будет присутствовать. Но мотивы для принятия решения будут совсем не идеологические.

Совет лоббистов

В итоге получается следующая картина.

Примерно треть фракции ПР в Севастопольском горсовете - это чиновники, не гнушающиеся бизнеса, в основном, связанного с недвижимостью, строительством и обслуживанием туристов. Оставшиеся 2/3 - это чистые бизнесмены, из которых большинство - лоббисты девелоперских компаний.

Причем лоббирование иногда принимает гротескные формы.

Например, особо отличился регионал Павел Лебедев, младший партнер Леонида Юрушева, у которого в Севастополе масса активов, в том числе - масштабных строительных проектов.

Господин Лебедев мало того, что сам избирался в горсовет - №6 в списке ПР, после избрания отказался от мандата - так еще и провел туда свою супругу Людмилу Петровну и двух управляющих своими активами. То есть, "верные лебедевцы" в Севастополе по политическому влиянию не уступают соратникам Тигипко, Литвина и Натальи Витренко. А если учесть все нюансы - то значительно превосходят.

Депутаты, представляющие или аффилированные с разными активами Рината Ахметова, также могут создать отдельную фракцию.

В целом же около 80% нового состава - это собственники или "смотрящие" от крупного бизнеса, без идеологических предрассудков, что видно по непринужденной смене партий.

Поэтому деятельность горсовета-2010, в отличие от версии-2006, будет значительно меньше идеологизирована и, если можно так выразиться, максимально экономизирована. Разломы "власть-оппозиция" будут возникать не по политическим пристрастиям, а по принципу "помогает - мешает интересам конкретных людей/фирм".

Застройщики против флота

Теперь самое главное.

Уже обозначился генеральный вектор, структурирующий это бизнес-болото на весь период каденции. Главная тема, которую вот уже несколько месяцев все настойчивее продвигает севастопольский градоначальник Валерий Саратов - передача "излишков" земель и причалов, находящихся в аренде у ЧФ РФ, городу для последующей реализации инвестиционных проектов.

Руководство города уже подготовило 5 конкретных проектов. Они достаточно масштабные. В частности, один из них предполагает строительство нового делового центра города на землях простаивающих заводов ЧФ РФ, находящихся в центре Севастополя, сразу за знаменитым памятником "Солдат и Матрос". Другой - строительство целого микрорайона и рекреационного комплекса на землях военного аэродрома.

Поскольку у львиной доли городских депутатов, независимо от текущей партийной окраски, жизненные интересы связаны как раз с землей и причалами, идея "раскулачить" флот неизбежно станет объединяющей для власти, в лице ПР и ее сателлитов, и "оппозиции", в составе коммунистов и "Русского блока".

Во-первых, эту идею давно поддерживают не только регионалы. Например, лидер севастопольских коммунистов Василий Пархоменко несколько раз призывал ЧФ РФ учесть новые реалии и поделиться имуществом.

Во-вторых, земли и другое имущество, арендованное ЧФ - это последние активы, за счет которых можно качественно "подняться". Ведь практически все самое вкусное в Севастополе уже поделено, а на хилом городском бюджете особо не разгуляешься. Если удастся создать прецедент и отработать механизм передачи под инвестпроекты - только успевай осваивать.

Поэтому сокращение физического присутствия ЧФ РФ - это прикладная цель, которая сплотит депутатов лучше всяких партийный программ. В этом не будет никакой антироссийской идеологии. Просто чистый бизнес.

Понятно, что решение по имуществу флота будет приниматься на уровне президентов двух стран. Однако местные депутаты, в единстве с руководством СГГА, могут многое сделать для формирования соответствующего общественного мнения в Севастополе, которое нельзя будет игнорировать.

Подчеркнем, что чем больше территории и объектов ЧФ РФ будет передано Севастополю с вовлечением в инфраструктурные и бизнес-проекты, тем лучше и для города, и для Украины.

Город привлечет серьезный ресурс для развития. К тому же ЧФ окончательно утратит функцию градообразующего предприятия, меньше людей будет от него зависеть в повседневной жизни.

И тогда руками "бело-голубых", "красных" и "пророссийских" удастся запустить процесс, о котором так долго мечтали "оранжевые".

В Севастополе все условия для этого сформированы.

Дело за малым. За Януковичем, который к Севастополю также не равнодушен.

Алексей Копытько, руководитель проекта "ФЛОТ2017", специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)