Еще раз к вопросу о тарифах

747 просмотров
Пятница, 17 декабря 2010, 15:40
Владимир Андреев
Николаевский экспертный общественный совет "ЗаЛП"

С момента распада СССР нас все время убеждают, что население оплачивает услуги ЖКХ не в полном объеме.

По утверждению МВФ, в 90-х годах население по тарифам оплачивало только 60% реальной стоимости услуг, остальное государство взыскивало с предприятий страны. Для перехода к рыночной экономике МВФ требовал пересмотреть тарифы, чтобы население и предприятия оплачивали каждый свою часть в полном объеме.

На протяжении ряда лет тарифы для населения увеличивались. Наконец, в СМИ проскользнуло сообщение, что население оплачивает уже 90%.

Но нашему ЖКХ, по-видимому, понравилась такая практика, когда без всяких усилий, без мероприятий по снижению себестоимости услуг, не внедряя энергосберегающих технологий, только за счет повышения тарифов можно было обеспечить себе безбедную и беззаботную жизнь.

Департаменты ЖКХ в областях дружно стали говорить о том, что оборудование на 70-80% изношено и требует замены, что модернизация возможна только за счет дальнейшего повышения тарифов. При этом скромно умалчивая о том, что в тарифах уже заложены амортизационные отчисления на ремонт и модернизацию существующего оборудования, которые неэффективно расходовались на латание дыр и другие цели.

В результате в этом году в СМИ появился ряд интервью руководителей министерства ЖКХ, из которых мы узнали, что оплата по тарифам покрывает только 70% стоимости услуг.

То есть, получается, что за 18 лет, несмотря на требования МВФ и выделяемые ими средства, а также неоднократные повышения тарифов, мы смогли увеличить оплату услуг ЖКХ только на 10% – с 60% в 1992-м до 70% в 2010 году.

Не будем пока затрагивать структуру и статьи расходов, формирующих тарифы на услуги ЖКХ. Возможно, там все правильно рассчитано, и МВФ справедливо считает, что, по сравнению с западным населением, мы настроены потребительски и требуем, чтобы государство дотировало наши затраты на услуги ЖКХ.

Но давайте рассмотрим, как мы все-таки оплачиваем услуги ЖКХ, и насколько справедливы наши тарифы.

Холодная вода и канализация

В Николаеве с 1 апреля 2009 года тариф "Вода и водоотведение" МКП "Николаевводоканал" составляет 3,72 гривны: вода – 1,98 гривен за кубометр, стоки – 1,74 гривен за кубометр. Норма на 1 жителя принята (при отсутствии средств учета) по воде – 9 кубометров, по стокам – 8,85 кубометров.

В "Строительных нормах и правилах (СНиП) 2.04.0185*", в разделе "Внутренний водопровод и канализация зданий" приведены следующие нормы расхода воды потребителями: "Жилые дома квартирного типа с ваннами длиной от 1500 до 1700 миллиметров, оборудованными душами – норма расхода воды на 1 жителя составляет 145 литров в средние сутки". То есть, за 30 суток водопотребление составит 4,35 кубометров.

Откуда же взялась норма 9 кубометров?

Откроем СНиП 2.04.0284* " Водоснабжение. Наружные сети и сооружения": "Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией с централизованным горячим водоснабжением – водопотребление в населенных пунктах на 1 жителя среднесуточное (за год) составляет 230–350 литров в сутки". То есть, произвольно взяв норму водопотребления в 300 литров, МКП "Николаевводоканал" за 30 суток получил цифру 9 кубометров/1 житель, которую и принял как норму водопотребления каждым жителем Николаева.

Однако данный СНиП и его нормы служат для перспективного планирования городского водопровода с учетом дальнейшего роста города.

Как мы видим, норма водопотребления превышена более чем вдвое. Это позволяет монополисту не только покрывать убытки от тех рек, которые текут по нашим улицам, но и получать сверхприбыль, которую тщательно скрывают и направляют на собственные нужды через различные схемы оптимизации налогообложения.

Наглядным подтверждением завышения норм водопотребления является факт: как только потребитель устанавливает прибор учета расхода, сумма его платежей за воду уменьшается в 2 раза, а у большинства – почти в 3 раза.

Таким образом, на самом деле, благодаря завышенным нормам водопотребления, реальный тариф на "Воду и водоотведение", по которому мы оплачиваем услугу "Водоканала", в 2-3 раза выше, декларируемого монополистом.

Отметим еще один нюанс оплаты услуг "Водоканала" теми потребителями, которые установили приборы учета расхода.

За воду они платят по показаниям прибора учета. Но объем стоков – те самые завышенные 8,85 кубометров – "Водоканал" потребителю не корректирует, хотя водопотребление стало меньше. И получается, что реальный тариф на воду и водоотведение для потребителя все равно остается завышенным.

Горячая вода

В СНиП 2.04.0185* "Внутренний водопровод и канализация зданий" приведены следующие нормы расхода горячей воды потребителями: "Жилые дома квартирного типа с ваннами длиной от 1500 до 1700 миллиметров, оборудованными душами – норма расхода горячей воды на 1 жителя составляет 105 литров в средние сутки". За 30 суток водопотребление составит 3,15 кубометров.

В этом же СНиПе для тех же потребителей есть другая норма – 120 литров. Но не в средние сутки, а в сутки наибольшего водопотребления.

Естественно, ТЭЦ выбирает большую норму, по-видимому, предполагая, что мы все дни напролет только и заняты тем, что моем посуду, занимаемся стиркой и принимаем неоднократно ванну или душ.

Но, Бог с ними, разница относительно невелика – 0,45 кубометров в месяц, или 5,43 гривны в месяц при тарифе 12,07 гривен за кубометр. Хотя для иного пенсионера годовая сумма переплаты в 65 гривен не такая уж и маленькая сумма.

Однако договоре с ТЭЦ указано, что горячая вода с температурой не менее 50 градусов подается по графику, утвержденному горисполкомом.

В моем случае, в горячем кране вода появляется утром в течение 3,5 часов, днем – 2,5 часа, вечером – 4 часа. То есть в сутки горячая вода подается в течение 10 часов. Но, когда я открываю кран горячей воды в 6 часов утра на полную мощность, чтобы спустить холодную воду, то, уходя на работу в 8 часов, из крана вода поступает в лучшем случае с температурой 14-16 градусов, вместо положенных 50-и.

То же самое происходит в обед и вечером. И только примерно с 20 часов вечера до 22:30 с перерывами из крана горячей воды поступает вода с температурой 36-40 градусов. Аналогичная картина с незначительными вариациями и у других потребителей, которые завязаны на других поставщиков горячей воды.

Таким образом, ТЭЦ обеспечивает объем услуги только на 20%, а оплату требует в полном размере. Получается, что реальный тариф, по которому мы платим за горячую воду, завышен в 5 раз.

Вдумайтесь только, какая прекрасная жизнь у монополиста, какие у него сверхприбыли без всяких усилий – продать холодную воду, полученную от "Водоканала", потребителю в значительных объемах и по цене горячей воды! И, чем выше тариф, тем больше прибыль.

Так почему бы и не побороться за повышение тарифа, ссылаясь и на повышение цены на газ, и на еще тысячу и одну причину?!

И не надо в домах устраивать системы рециркуляции горячей воды, не надо модернизировать существующие системы горячего водоснабжения, устанавливая прямо в домах дешевые высокоэффективные малогабаритные современные теплообменники, взамен устаревших районных бойлеров.

Отопление

Не будем вдаваться в структуру и статьи расходов, формирующих тариф на отопление. Обратим только внимание на следующие моменты.

Проходя по городу, мы видим в общей сумме километры плохо утепленных воздушных теплотрасс. Если во время ремонта теплотрасс, проложенных в подземных каналах, мы заглянет сверху на вскрытое место ремонта, то увидим, что и там теплоизоляция трубопроводов оставляет желать лучшего.

А это все теплопотери, которые вынуждены оплачивать мы, потребители тепла, через навязанный нам тариф.

В нашем доме во время избирательной компании бесплатно установили тепловой счетчик. Жильцы выбрали доверенное лицо, которое, в зависимости от погодных условий, регулирует расход теплоносителя в домовой системе теплоснабжения. В результате реальный тариф на отопление для нашего дома уменьшился ровно в два раза.

Оплачивая в коммунальные платежи, в разговоре с соседкой по очереди я выяснил, что в их доме теплосчетчики установлены в каждом подъезде. И, несмотря на то, что у них нет ответственного лица, и погодозависимая регулировка расхода теплоносителя производится крайне нерегулярно, при одинаковой общей площади квартиры она оплачивает за отопление в среднем на 100 гривен меньше.

Тут возможны различные факторы – и то, что их дом лучше теплоизолирован, и подъезд, возможно, не крайний, а расположен в середине дома. Не это главное.

Важен результат – реальный тариф может быть уменьшен, в грубом приближении, в 2-4 раза.

Для этого, необходимо только одно, чтобы теплопоставляющая организация за счет средств, полученных за оплату тепла, установила в каждом доме погодозависимый регулятор и регулирующий клапан типа RTL, либо другую систему автоматики, призванную регулировать расход теплоносителя в зависимости от погодных условий. Видов этой автоматики в настоящее время на рынке хватает – любой комплектации и различной стоимости.

Только тех процентов за кредит, который берется на оплату газа за отопление в начале сезона, хватит городским властям на внедрение этих энергосберегающих технологий.

Неутешительные выводы

1. Предприятиям – монополистам невыгодно показывать реальные тарифы на оплату услуг ЖКХ, поэтому они их маскируют, вводя завышенные нормы потребления.

2. Внедрять какие-либо энергосберегающие технологии хлопотно и лишняя головная боль. Гораздо проще решать все проблемы за счет регулярного повышения тарифов.

Эти два нехитрых пункта позволяют и получать незаработанную высокую зарплату, и обеспечивают монополистам беспроблемную, спокойную жизнь до самой пенсии.

Но терпению населения может прийти конец, особенно сейчас, когда рост зарплат не соответствует росту тарифов.

И в результате властные структуры могут получить ситуацию, когда на смену предпринимателям на Майдан выйдут разгневанные потребители услуг ЖКХ.

Владимир Андреев, Миколаївська експертна громадська рада "ЗаЛП", специально для ЕП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)