Национальный вопрос: отделить зерна от плевел

273 просмотра
Четверг, 10 февраля 2011, 13:40
Антон Авксентьев
руководитель аналитического отдела лаборатории PR-технологий "Luman Group"

Когда речь заходит о национальной политике в Украине и, собственно, о национальном вопросе, упоминают целый блок проблем-индикаторов: язык, миграция, история, образование, литература и тому подобное. Но это все – частности, следствия.

Подлинная национальная политика состоит несколько в ином, более глобальном. А именно – в создании условий для возникновения у граждан желания самоидентифицировать себя с государством Украина.

Такое желание можно назвать "патриотизмом". Хотя, в виду заангажированности и девальвации этого термина, его следует использовать осторожнее. Однако же, очевидным является следующее:

Любая государственная власть по определению заинтересована в максимальном количестве таких "граждан-патриотов-государственников".

Какие условия могут способствовать этому?

Если идти по стандартной схеме "гуманитарного блока", то глобальный патриотизм овладеет Украиной, когда абсолютное большинство будет разговаривать на украинском языке, учиться в украинских школах, покупать украинские книги, чтить память одних и тех же героев и так далее. Утопичность и нереалистичность этого пути могут посоревноваться только с его же неэффективностью.

Недавно, на проходившем в Одессе форуме, один доктор наук, отстаивающий вышеизложенный путь, окрестил меня и коллег "украинцами российского происхождения". Это было совершенно нелепо, ведь род мой идет из самого сердца Украины – Кировоградской области, а практически все родственники, которых мне посчастливилось застать, также украинцы.

Я считаю себя украинцем. И, тем не менее, говорю на русском языке, читаю книги на русском, не разделяю националистических воззрений на историю нашей страны и прочая, и прочая… Неужели двери в "патриотический рай" для меня и тысяч моих земляков – наглухо закрыты? Будто бы и не рай это вовсе, а небезызвестный львовский подвальчик, куда без пароля никак?..

А теперь представим, что люди с взглядами, подобными моим, попадают во власть. И теперь они олицетворяют государство – не страну, а именно государство! – Украина. Какие варианты ведения национальной политики открываются перед ними?

Во-первых, насильственная русификация. Вариант, исторически себя не оправдавший, этически (лично для меня) неприемлемый.

Во-вторых, украинизация, которая в этом контексте выглядит еще более неуместной. Ведь лицемерие политика впервые проявляется не тогда, когда он не выполняет обещаний, данных избирателям, а когда отступает от собственных убеждений и предает свои принципы.

Третий вариант, на мой взгляд, оптимальный – либерализация, мультикультурализм. Главный вопрос: не помешает ли либерализация в области культуры, плюрализм в трактовке истории и прочее – воспитанию подлинного патриотического духа и любви к своему государству? Прошу не путать "воспитание духа" с военными песнями – у каждого они свои, у костра на пикнике.

По моему глубокому убеждению – нет, не помешает:

а) возможность жить в родной стране и при этом быть свободным в выборе своих убеждений – это есть неоспоримое благо;

б) условия для этой максимальной самоидентификации проживающих в стране с государством Украина связаны не только с "гуманитарным блоком", а напрямую зависят от уровня удовлетворения экономических потребностей.

Почему Украина так рьяно кичится европейским выбором? А, собственно, "Европа", наряду с "демократией", стали "ласкательными словами", эдакой фишкой, которые каждый уважающий себя публичный политик должен хотя бы по разу употребить в каждом абзаце? Глупейшее словосочетание – "европейская ментальность"...

Так вот, неужели дело в нашем преклонении перед этой "ментальностью", неужели наш европейский выбор продиктован желанием перенять педантичность немцев, импульсивность итальянцев? Или же традиции англичан нам больше по нраву, чем собственные? – Очевидно, что дело обстоит иначе.

Говорим "Европа" – думаем "статус", "сервис", "обеспеченность" и прочие молочные реки (Темза, Сена) с соответствующими кисельными берегами.

Наш европейский выбор – это не духовное единение с гордым народом Люксембурга, а нежелание ездить в плацкартах, где расстояние между второй полкой и на кой-то ляд сохранившейся третьей не превышает 50 сантиметров.

Нация – категория сугубо политическая, по крайней мере, в научных кругах эта точка зрения поддерживается большинством. Она не зависит прямо ни от биологической породы людей – расы, ни от общностей, образованных по принципу соответствия традиционных и культурных практик – этносов. Если верить небезызвестному Бенедикту Андерсену, то нация – исключительно воображенное сообщество.

Для подкрепления этого тезиса приведу два примера.

1. Научный. В работе "Раса. Нация. Класс", один из самых известных современных социальных философов, Иммануил Валлерстайн, приводит пример "иллюзорности нации", обращаясь к опыту апартеида в ЮАР. Тогда в государстве был принят закон, разделяющий всё население на 4 группы-касты, с разными правами в зависимости от происхождения: европейцы, "банту" – коренные жители, метисы – потомки смешанных браков, и азиаты-индийцы.

Когда в ЮАР стали активно приезжать японские инвесторы, сложилась достаточно деликатная ситуация. И, дабы уровнять их в правах с европейцами, японцам был дан статус "почетных белых".

2. Разговорно-бытовой. Помните старый анекдот, в котором повествуется о браке еврейки-хасидки с чукчей? После того как родственники подарили жениху деньги, машину и дом, настроенный до этого скептично отец невесты воскликнул: "Товарищи евреи! Какие же это чукчи – это же японцы!"

Таким образом, нация – это политическая, а не природная, крайне сложная и динамичная категория, которая в современных реалиях совершенно не соответствует примордиалистским представлениям о ней.

То о чем говорилось выше – построение общества, в котором граждане добровольно бы идентифицировали себя и со страной, и с государством Украина – это и есть переформулированная проблема конструирования украинской политической нации. И ключом к этому является повышение экономического благополучия граждан.

Ведь для среднестатистического жителя гораздо приятнее быть украинцем, если "украинец" – это "успешный", "обеспеченный" и так далее.

Подлинная национальная политика должна быть направлена на повышение статуса Украины и "украинцев".

И лозунг "Украинцем быть модно/круто/престижно!", произнесенный на русском, татарском, украинском – без разницы! – сможет объединить народ сильнее, чем любая гуманитарная стратегия навязывания властвующей группой своих принципов остальным.

Антон Авксентьев, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)