О движении за прямую демократию

33 просмотра
Понедельник, 13 июня 2011, 11:01
Владимир Стус
политолог

Когда все политические партии, имеющие хоть какие-то шансы попасть в парламент, контролируются формирующейся аристократией, граждане, не согласные становиться низшим сословием формирующегося нового сословного сообщества, не могут рассчитывать в борьбе за свои права на политиков. Возникает потребность в структуре нового типа.

Её целью будет содействие формированию механизмов прямой демократии и противодействие формированию в Украине современного сословного общества.

Эта структура должна быть устойчивой к неизбежным попыткам её закрыть, купить или возглавить для подмены целей деятельности.

В ней должны максимально учитывать мнение каждого и препятствовать любым проявлениям авторитаризма и вождизма. Такая структура должна иметь максимальный охват и структуру, соответствующую современным технологиям передачи и обработки информации.

Она должна быть толерантной и либеральной в вопросах языка, религии, исторических и культурных традиций и так далее.

И еще – иметь финансирование, не зависящее от крупного бизнеса и зарубежных грантодателей.

Как обеспечить выполнение этих требований, ведь очевидно, что такого типа структур в современной Украине нет?

Для начала нужно подчеркнуть, что движение за прямую демократию – это мирное движение и с теми, кто призывает "взяться за вилы и смести банду, засевшую в парламенте и правительстве", нам не по пути.

Люди, призывающие к бунту или революции либо не демократы, либо провокаторы, либо и то и другое. В действительности большое количество мирных граждан, осознанно отстаивающих свои права, это гораздо более эффективная сила, чем, например, толпа с вилами и калашниковыми на штурме Банковой.

Пусть даже успешно штурмующая толпа. Ведь в результате любого силового захвата власти она оказывается в руках ещё более жестоких диктаторов. Развитие и внедрение демократических механизмов возможно только эволюционным путём.

Движение за прямую демократию должно быть неполитическим. Без цели прихода к власти. На уровне членства необходимо жесткое дистанциирование от органов власти. То есть участником движения не может быть государственный чиновник выше определённого ранга, звания и депутаты всех советов выше районного.

Далее представляется необходимым избыточный уровень демократичности движения за прямую демократию. Избыточный уровень это такой, который заведомо выше необходимого для её эффективной деятельности. То есть в ущерб её эффективности!

Для любой другой формы организации это не приемлемо. Но для движения за прямую демократию снижение эффективности для обеспечения избыточного демократизма представляется необходимым.

Иначе не удастся обеспечить деятельность структуры в интересах её членов, а не руководства или спонсоров. Особенно в неблагоприятной и далёкой от демократии внешней среде современной Украины.

Избыточный уровень демократии предполагает отсутствие лидерства, децентрализованный, сетевой принцип деятельности и увеличенный кворум для принятия решений. В таком движении в принципе не может быть "лидера"!

Вместо лидера, к примеру, могут быть три координатора, причем с тем условием, чтобы только один из них проживал в Киеве, другой был бы из западной, украиноязычной части страны, а третий – с русскоязычного востока или юга.

Причем срок полномочий каждого будет один год без права повторного избрания на следующий срок. И так на всех уровнях.

Децентрализованная сетевая структура не только управляется на местах, а не из Киева, но и большую часть своей деятельности посвящает решению местных вопросов защиты прав граждан и развитию механизмов их влияния на власть.

Люди живут, прежде всего, в своём городе или селе, затем в регионе и только после в стране в целом. Поэтому любая их самоорганизация и для защиты своих прав, и как носителей суверенитета, и единственного источника власти возможна только децентрализованным и сетевым образом.

Все стратегические решения должны приниматься голосованием, а не единолично или группой координаторов, причем голосованием с высоким кворумом, а не простым большинством.

В любом случае конечный выбор всегда остаётся за человеком. К примеру, в украинских политических партиях, которые все без исключения являются авторитарными, вождь или основные спонсоры могут сверху по иерархической системе управления провести практически любое решение, не спросив рядовых членов.

Но ни один политик не может приказать рядовому члену, например, выйти на майдан или даже проголосовать за партию, в которой он состоит. В вопросах не иерархического, а фронтального лидерства все наши политические лидеры являются воинствующими, но беспомощными карликами, которые не способны собрать сколько-нибудь значительное количество сторонников.

Всё, на что они способны – это митинги проплаченных участников.

Поэтому создавая неиерархическое движение на местах нужно всячески избегать аналогий с местными партийными представительствами политических партий! Лучше уж вообще ничего не делать, чем пытаться копировать партийные структуры на местах.

Большая часть внутренней и организационной работы будет проводиться в сети.

Это позволит минимизировать затраты, не привлекать в течение первых лет освобождённых функционеров, а может быть вообще от них отказаться, обеспечить участие всех заинтересованных участников в процессе принятия решения.

Неиерархический характер сети будет препятствовать развитию любых проявлений авторитаризма, вождизма и попыткам внешнего управления. Как конкретно организовать работу движения за прямую демократию в сети будут решать сами участники с учетом своих местных особенностей.

Пока на первое время создана группа direct democracy на Facebook.

Для неиерархического сетевого движения, где не существует формальной подчиненности и дисциплины, всегда существует риск его размытия, разделения на фракции и другие конкурирующие группы, особенно в условиях современной Украины, поляризованной по большинству гуманитарных вопросов.

Поэтому представляется необходимым, чтобы место административной дисциплины заняла идеологическая! Должен быть простой и понятный, но жесткий порядок очистки движения от людей, не разделяющих принципы прямой демократии.

Вместе с тем нужно четко представлять, что движение за прямую демократию – это движение преимущественно в поддержку формы. Формы принятия стратегических решений на всех уровнях.

Каким будет содержание этих решений, определят сами граждане на минимально возможном уровне. Нет смысла что-либо решать на уровне страны в целом, если это возможно решить на уровне районов или регионов.

Пусть даже прямые решения граждан разных регионов будут противоположными по содержанию. Критерий должен быть один – соблюдение прав тех граждан, чья позиция оказалась в меньшинстве. Это предел прямой демократии, через который нельзя переходить, иначе она превратиться в диктатуру сначала большинства, а затем просто в классическую диктатуру.

Другим пределом должно стать ограничение прямой демократии только стратегическими вопросами. Тактическое управление должны осуществлять профессиональные чиновники.

Если попытаться распространить прямую демократию на тактические вопросы, то есть снова пытаться управлять государством с помощью кухарок, то, в конечном счете, снова прейдем к диктатуре.

Представляется, что такой рамочный подход позволит, во-первых, вовлечь в движение людей с разными взглядами по вопросам с существующей региональной поляризацией мнений. Во-вторых, вовлечь другие структуры формирующегося гражданского общества.

Владимир Стус, для УП



powered by lun.ua
Испытание Трампом: 10 советов Зеленскому ко встрече с президентом США
Как эффективно использовать первую личную встречу с главой Белого дома с точки зрения обеспечения национальных интересов Украины? Успех встречи станет успехом всей Украины. (укр.).
Кремль заклинило: Россия потеряла ориентир и теряет механизм управления собой
Вся эта многоэтажная конструкция правления, изъеденная ржавчиной, грохочет и ковыляет. Но непонятно куда, разваливаясь на куски, которые принимаются жить своей жизнью.
Почему такой шум из-за закупки лекарств через международные организации
Мы должны двигаться к тому, чтобы запустить собственного украинского профессионального закупщика, который будет эффективно и прозрачно закупать лекарства для страны. (укр.)
Как никогда не издать книгу
Саркастические ситуации, которые помогут вам лучше понять, как следует и не следует коммуницировать с партнерами (даже если вы издаете книгу самостоятельно). (укр.)
Штайнмайер – не доктор. Как Зеленский продолжает дипломатию имени Порошенко
Война Украины и России за Донбасс это не про обладание куском терриконов. Это история о контроле, интриги и в перспективе – кто кому всучит на финансирование эти изуродованные земли и искалеченные души. (укр.)
Десять шагов к ровным дорогам
В 2020 году правительство планирует увеличить почти на 40% финансирования на ремонт и строительство дорог. Но за счет этого мы не решим проблему плохих дорог в Украине. Нужна реформа отрасли. (укр.)
Отмена паевого участия: инфраструктурный коллапс маленьких городов
В пригороде Киева и других крупных городов Украины может остановиться строительство всех школ и садиков, которое сейчас идет. (укр.)