В ожидании предвыборного завтра

22 просмотра
Среда, 28 марта 2012, 10:14
Андрей Колесник
политолог

"Избирательная кампания должна быть реализована как широкий диалог политиков и избирателей" – такими словами напутствовал делегатов XIII съезда Партии регионов президент Янукович. "Диалог", или даже "диалоги" довольно удачная метафора для того процесса, что ожидает страну осенью.

Хор обещаний, заверений, поручений, требований и торжественных клятв, сопровождающийся прикормкой электоральной базы.

Традиционный интерес представляет язык, которым позволят себе общаться с избирателем и друг другом кандидаты.

А так как речь, в ее символическом смысле, это прежде всего отражение прежнего опыта политических акторов, уже сегодня, несмотря на густой туман неопределенности, можно определить наиболее характерные "выражения" из политтехнологического инструментария сторон.

Недавние выборы в Обухове поставили перед экспертным сообществом ряд вопросов – соответствовал ли процесс волеизъявления нормам законодательства, чем руководствовались избиратели, насколько удачными можно считать избранные кандидатами стратегии?

И, конечно же, какие новинки в области политических технологий были презентованы?

Проанализировав все происшедшее, а также заявления сторон, в которых власть объявляет о честности и прозрачности, а оппозиция упражняется в названиях для "новых технологий" власти, можно прийти к одному выводу. Ничего принципиально нового продемонстрировано не было.

Формирование ли избиркомов, вбросы, мобилизация электората – все это относится к приемам из базовой тактики Партии регионов, проверенной опытом 2006-2010 годов.

Партия власти получает приемлемый для себя результат не за счет работы с избирателями, ее козырь, в первую очередь, работа с правилами игры.

В этом смысле Регионы максимально близки к психологическому типу своего лидера, который в классификации известного американского политолога Лассуэлла относится к категории "Администратор".

Для таких политиков характерно недоверие к окружающим, жесткий прагматизм и ставка на ту часть политической жизни, которая начинается тогда, когда выключаются камеры и гаснут софиты.

Пока на телевизионных ристалищах ломают предвыборные копья, такие политики склонны отмалчиваться. Полемика – не их стихия. Зато они прекрасно знают, как менять условия победы в свою пользу.

Собственно, все прошлое противостояние лидеров Партии регионов и оппозиции укладывается в формулу борьбы Администратора с Агитатором (психологический типаж таких игроков как Тимошенко, Луценко, Тягнибок).

Там, где Агитатор прямо зависит от общественных симпатий, заигрывая с массой и угадывая ее желания, косноязычный Агитатор просто подавляет правилами. Бумага оборачивает камень.

Особая ирония ситуации в том, что среди широкого спектра политиков, позиционирующих себя в качестве оппозиционных, на текущий момент практически никто не собирается искать новых подходов в работе с избирателями.

В то время как старые форматы либо снизили эффективность, либо взяты на вооружение самой властью – как, например, в случае с проведением массовых митингов, громких акций "анти-протеста" или праздничных мероприятий, которые сегодня для ПР организует вчерашний бютовец.

Попытки эксплуатировать образ "пламенного трибуна", "борца с режимом", которые предпринимают представители оппозиции, едва ли можно считать хорошей затеей, учитывая привычность подобных клише.

Кандидаты от власти, в свою очередь, скорее всего ограничатся фирменными декларациями "социальных" программ и "уникальных" новаций в органах местной власти. Ожидать от тех, кто рассчитывает на "зеленый коридор" от власти каких-либо оригинальных шагов так же не стоит.

Подход к кампаниям в мажоритарных округах обещает осуществляться по схеме: "формальная агитация с размытыми лозунгами, намекающими на хозяйственность и профессионализм кандидата – реальная работа с избирателями, сводящаяся к непрямому подкупу, вроде раздачи продуктовых наборов".

Причем этим путем пойдет подавляющее большинство представителей местных элит, чья сегодняшняя прописка в тех или иных политических силах никак не сказывается на их собственных жизненных установках.

В более профессиональном исполнении кампания, выстроенная по такому образцу, имеет шансы на успех и общественное одобрение под видом "кампании малых дел".

Почетное место в предвыборных симулякрах кандидатов от власти займет легитимное запугивание соотечественников. Страх, один из сильнейших побудительных мотивов, издревле охотно эксплуатируется даже теми политиками, кто никогда не слышал ничего о Макиавелли.

На Востоке наверняка будут подниматься темы мнимых угроз. Для Запада используют страшилки о сокращениях финансирования местных бюджетов и "мести с властного олимпа", которая обязательно постигнет тех, кто посмеет голосовать против согласованного кандидата.

В борьбе с оппонентами это приобретет форму подрыва финансирования, создания проблем с карающими органами и деморализации активистов штабов.

Ключевой проблемой для кандидатов от оппозиции, которым суждено бороться за победу в мажоритарных округах является реактивность политической системы. На заявления представителей различных политических сил о пассивности украинского электората и сервильности телеканалов, не дающих пообщаться с народом, можно отреагировать двумя способами.

Посочувствовать. Или вспомнить слова безусловного авторитета в области связей с общественностью Бернейса: "… нет сомнений в том, что политическая апатия среднего избирателя, о которой нам так много доводится слышать, связана с тем фактом, что политики не умеют достучаться до общественного сознания.

Они не в состоянии подать себя и свою политическую платформу так, чтобы это действительно что-то значило для общественности".

Таким образом, способность продуцировать новые смыслы и оптимизировать подходы к привлечению сторонников для оппозиции выходит на почетное второе место в списке необходимых для победы шагов. На первом по-прежнему консолидация.

Если, конечно, победа имеет для них смысл.

Андрей Колесник, политолог, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)