Компромисс или имитация?

32 просмотра
Четверг, 13 февраля 2014, 15:01
Ев Стригуль
для УП

Президент неоднократно заявлял, что мирным выходом из сложившегося в стране политического и социального кризиса может быть только компромисс.

Впрочем, принятие 29 января закона об амнистии в версии Юрия Мирошниченко, депутата-регионала, еще раз подтвердило тот факт, что Виктор Янукович сфокусирован на удержании абсолютной власти, нежели на поиске реального компромисса.

Оговоренный закон должен был стать уступкой власти, дабы стабилизировать ситуацию в Украине. Напомню, около полусотни людей по-прежнему пребывают за решеткой. Сотни находятся под домашним арестом.

Увы, "компромисс" не удался.

Так, комендант Майдана Андрей Парубий заявил, что Майдан не собирается исполнять закон об амнистии и будет стоять дальше. Подобные заявления последовали и от других авторитетных лидеров протеста.

Более того, отношение общественности к упомянутому закону иллюстрирует то, как она его назвала – "закон о заложниках".Разумеется, ведь документ легализирует действия украинской власти по поимке и удержанию людей.

Кроме того, закон Мирошниченко предусматривает применение амнистии лишь после освобождения административных зданий. Речь идет о зданиях, где расположены органы местного самоуправления и органы исполнительной власти. А также автодорог.

В данном контексте хочу процитировать 147 статью Уголовного кодекса: "Захоплення або тримання особи як заручника з метою спонукання родичів затриманого, державної або іншої установи, підприємства чи організації, фізичної або службової особи до вчинення чи утримання від вчинення будь-якої дії як умови звільнення заручника – карається позбавленням волі на строк від 5 до 8 років". Комментарии излишни.

Напомню, украинская оппозиция категорически настаивала на необходимости безусловного освобождении протестующих. Это требование являлось не только целесообразным с точки зрения демократических ценностей.

Именно это подтвердил глава комитета по иностранным делам Европарламента Брок, заявив: "Мы не понимаем, какие можно переводить переговоры об амнистии, людей нужно просто освободить".

Это требование было и одной из немногих возможностей стабилизировать ситуацию в стране.

А еще, с точки зрения протестующих, закон Мирошниченко возвращает ситуацию в отношениях между государством и гражданским обществом в точку, которая предшествовала попыткам насильственного разгона Майдана и применения оружия и пыток против активистов.

Возможно, с одной незначительной разницей, – отставкой карманного правительства Николая Азарова, который был заменен другим "семьянином" – Сергеем Арбузовым.

Зачем украинской власти заниматься имитацией компромисса, а не его реальным поиском?

Безусловное освобождение протестующих могло бы стать шагом по преодолению кризисной ситуации в стране, и даже позитивно сказаться на доверии народа к правительственной Партии регионов.

По информации оппозиции, ее представителям удалось достигнуть компромисса с членами фракции ПР и собрать 226 голосов необходимых для принятии закона о безусловном освобождении активистов.

Однако выстроенная за 4 года президентства Виктора Януковича вертикаль власти не могла позволить этому произойти!

Сила режима Януковича заключается в полном контроле всех трех ветвей власти. Достаточно лишь убрать один из столбов конструкции, и вся система под названием "Семья" повалится.

Президент мог позволить себе безусловную амнистию. Но не мог позволить оппозиции договориться с парламентской фракцией ПР без его четкой команды сверху.

В режиме, построенном на силе и страхе, это могло быть расценено как "слабость". "Сильному" президенту необходимо безоговорочное послушание всех трех ветвей власти.

Вспоминая прецедент полугодовой давности с депутатом Марковым, на которого было открыто уголовное дело аккурат после того, как он раскритиковал евроинтеграционные намерения президента, можно с уверенностью сказать, угроза роспуска парламента – это не единственный инструмент президента по восстановления строгого послушания в партии.

Януковичу было важно показать силу над фракцией, в том числе для того, чтобы в случае форс-мажора можно было опереться на другого сторонника режима "крепкой руки" – Владимира Путина.

Для Путина Янукович может быть интересен лишь тогда, когда он обладает реальной властью принимать все решения в стране.

Об этом свидетельствуют и заявления президента России во время саммита Россия-ЕС. Россия готова выдать Украине очередной транш 15-миллиардного займа, но лишь после того, как будет сформировано новое правительство.

Пример с законом об амнистии – это пример имитации компромиссов, вместо попыток его поиска. Такой же имитацией компромисса является и отставка Николая Азарова и замена его Сергеем Арбузовым.

Еще одна имитация – это предложение оппозиционерам Арсению Яценюку и Виталию Кличко войти в правительство.

Учитывая тот факт, что без возвращения к положениям Конституции 2004 года, обе предложенные оппозиционерам правительственные позиции остаются полностью подконтрольными президенту, и позволяет ему полностью контролировать государственную власть.

Мирный выход из кризисной ситуации все равно неизменен – компромисс. Однако, способен ли режим Виктора Януковича на реальный компромисс, а не его имитацию? Похоже, это вопрос из разряда риторических.

Ев Стригуль, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)