Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол

1240 просмотров
Воскресенье, 13 июля 2014, 09:07
Белла Біндер
для УП

Что отделяет нас от тех дней, трагических и прекрасных, исполненных отчаяния и надежды, когда на Майдане решалась судьба страны и, казалось, территория свободы расширилась далеко за его пределы?

Но прошло совсем немного времени, и острое ощущение грядущих перемен сменилось переживанием катастрофы, в которую вовлечены и те, кто остался верен идеалам Майдана, и те, кто не разделяет их.

Наступил момент личной и коллективной ответственности за собственную судьбу и судьбу всей страны: иначе просто не выжить.

И дело не только в необъявленной войне России с Украиной: Майдан обнаружил и духовные ресурсы наших сограждан, и трудно разрешаемые проблемы – социальные, политические, гуманитарные.

Возможность перерастания необъявленной войны во вселенский хаос и разрушение побуждает к попытке осмыслить уроки Майдана раньше, чем возникнет необходимая для этого временная дистанция, да и возникнет ли?

Итак, что же должно было заставить людей перебороть инстинкт самосохранения, освободиться от вязких пут социальной апатии, от неверия в возможность изменить что-либо к лучшему?

Очень часто на подобные вопросы люди на майдане отвечали: "Так больше жить нельзя!".

Иными словами, это означает утрату смыслов, экзистенциальный кризис, когда теряется самое ощущение ценности жизни и возникает потребность в глобальных переменах.

Конечно, у каждого человека, пришедшего на Майдан, была личная мотивация, но было и нечто общее, что побуждало людей к действию: социальная нестабильность; отсутствие какой-либо перспективы в будущем; правовая незащищенность; ограничение личной свободы; тотальное одиночество, вызванное циничным безразличием власти к потребностям сограждан и всеобщей разобщенностью; девальвация нравственных ценностей.

Социально-экономическая ситуация, предшествующая событиям на Майдане, во многом схожа с той, что описывает Горький в самый разгар событий 1918 года: "Всюду, внутри и вне человека, опустошение, расшатанность и следы какого-то длительного мамаева побоища… Революция низвергла монархию, так! Но, может быть, революция только вогнала кожную болезнь внутрь организма".

Однако есть и существенные различия между этими двумя событиями, разделенными во времени почти целым столетием.

Революцию в России подготовили и возглавили политические партии – события на Майдане были инициированы гражданами Украины, проявившими такую способность к самоорганизации, которая заставила партийных лидеров присоединиться к ним и, как минимум, соответствовать их ожиданиям.

И самое главное: Майдан объединил людей разных национальностей, религиозных верований, разных сословий, разного возраста.

Идея единения, как главная смыслообразующая, определила ту особую атмосферу братства, душевного родства, взаимопомощи, которая бывает лишь "во дни торжеств и бед народных".

Майдан вернул многим из тех, кто был, и кто не был его участником, смысл таких обесцененных в нашем обществе понятий, как достоинство, совесть, честь, самоотверженность, альтруизм.

Но вот вопрос: достаточно ли этих уроков Майдана, чтобы в новой трагической ситуации объединить страну, раздираемую сепаратистами и теми, кто их вдохновляет? Неужели и наша революция "только вогнала кожную болезнь внутрь организма"?

Вердикт Горького относительно способов, предназначенных изменить ситуацию в России, был резким и недвусмысленным: "Идеи не побеждают приемами физического насилия. Этот народ должен много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности, своего человеческого достоинства. Этот народ должен быть прокален и очищен от рабства, вскормленного в нем, медленным огнем культуры".

"Несвоевременные мысли" Горького оказались очень своевременными: чтобы убедиться в этом, достаточно перечесть Декларацию Инициативной группы "Первого декабря", подписанную моральными авторитетами Украины.

В частности, следующие строки: "Возрождения требуют все слои украинского общества. Мы убеждены, что все язвы нашего общества есть лишь проекция главной проблемы – замутнения нашего духа.

Будущее Украины требует вознесения приоритета гуманитарно-духовных ценностей над близорукой экономической выгодой и политической целесообразностью".

В стране, где идеи десятилетиями внедрялись в сознание людей приемами физического и психологического насилия, этот процесс возрождения духовности не может быть быстрым и безболезненным.

Ускорить его может, в первую очередь, социальная интеграция, единение людей, которое так остро ощущали люди на Майдане. Но как сохранить его?

Сейчас политики, журналисты, наконец, даже дети повторяют вслед за взрослыми: "Нам надо слушать и слышать друг друга", однако пока что это плохо получается: "настоящее единство не создается за счет механического совмещения во времени и пространстве".

Очевидно, надо понять и договориться, с какой целью, на каких принципах, каким способом можно объединить людей с разным менталитетом и разным историческим прошлым.

Мы сколько угодно можем сетовать на то, что нетерпимость в отношении к инакомыслящим досталась нам в наследство от тоталитарного прошлого, но у нас просто нет будущего, если в настоящем мы будем прибегать к грубой силе, к унижению человеческого достоинства, чтобы доказать свою правоту, и если такие действия окажутся безнаказанными.

Нет сомнения в том, что если в парламенте будут драться, то на улице будут стрелять, в том числе и в тех, кто защищен мандатом неприкосновенности.

Духовное здоровье общества ярче всего проявляет себя в отношениях между людьми. Человеческие отношения дают уникальную, а иногда и единственную возможность сохранить смысл, какими бы ни были внешние обстоятельства.

Даже в тоталитарном государстве, где в общественных отношениях преобладает насилие и жесткость, нередки проявление милосердия, альтруизма в отношениях личных.

И все же в этой системе ценностей человека оценивают не по его личным качествам, а по степени приверженности к государственной идеологии.

Тоталитарное государство может разрушиться, но эти критерии оценки личности продолжают существовать.

Ничем нельзя оправдать снисходительно-презрительное отношение к людям старшего поколения, не вполне разделяющим образ мыслей наших современников: понадобится еще немало времени и в настоящем, и в будущем, чтобы все мы избавились от "родимых пятен" тоталитаризма.

А ведь эти "Сар’яни в хустках, Ван-Гоги в спідницях, Кричевські з порепаними ногами", как описывает их Драч, вынесли на своих плечах все тяготы колхозной жизни, сталинских пятилеток, военных и послевоенных будней.

И разве их надежды, любовь, несбывшиеся мечты, радость земного бытия, их мудрость и даже их заблуждения бессмысленны!?

Пожилых людей можно было нередко встретить на Майдане. Не все из них сражались за свободу и право достойно жить, но многие помогали, чем могли, тем, кто взял на себя эту ответственность.

К сожалению, в нашем обществе появились и другие критерии оценки личности, не менее оскорбительные для человеческого достоинства.

Потребительское отношение к людям, культ силы, власть, богатство – вот что теперь определяет общественную мораль.

Подверглось деформации даже то, что казалось наиболее устойчивым в нашей жизни, – семейные ценности. И больше всего страдают от этого дети.

Предоставленные улице, если родители озабочены выживанием, или отданные на попечительство няням, гувернанткам, репетиторам родителями, занятыми своей карьерой, они одинаково лишены внимания и родительского тепла – еще одно поколение одиноких, недолюбленных близкими и государством людей.

Что ждет их в будущем? Смогут ли они построить отношения с другими людьми на основе любви, доброты и милосердия?

Ведь строительство гражданского общества не возможно без взаимодействия, без той нравственной почвы, которая бы объединяла людей, таких разных, особенных.

Невозможно преодолеть хаос, в котором мы живем сейчас, не соблюдая правил, законов, не умея понимать и принимать других людей, вести с ними диалог.

Духовная культура – это, прежде всего, система человеческих отношений и отношений человека с окружающим миром. Человечество переживает глубокий кризис, и, не понимая его природы, невозможно решить вопрос о цивилизационном выборе.

Двадцатый век, едва ли не самый жестокий, кровавый, потряс, казалось бы, незыблемые основы человеческого бытия, изменил не только систему нравственных ценностей, но и мироощущение людей.

Бесконечные социальные потрясения, жесточайшие войны, гибель миллионов людей поколебали представления оставшихся в живых о добре и справедливости, о ценности человеческой жизни.

Ощущение прочности мироздания сменилось осознанием его хрупкости, зыбкости, неустойчивости.

Сегодня перед человечеством возникают все новые и новые вызовы: истощение природных ресурсов, неконтролируемое изменение климата, рост народонаселения, ускоряющийся все более и более ритм жизни, угроза новой мировой войны, способной превратить нашу планету в прах.

Потому стоит чаще вспоминать эпиграф Джона Донна к роману Хемингуэя "По ком звонит колокол": "Нет человека, который был бы, как остров, сам по себе; каждый человек – горсть земли, суходола; и если море смоет хотя бы осколок материка, уменьшится Европа.

И то же самое будет, если смоет мыс или жилище друга твоего, или твое собственное; смерть каждого человека уменьшает и меня, потому что я единый со всем человечеством; потому-то никогда не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе".

Так что защищай от врагов свой дом, свою семью, свою страну: ты в ответе за все, что происходит на Земле, – это твой цивилизационный выбор.

Белла Биндер, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)