Недра Украины: добывай и делись

410 просмотров
Четверг, 11 июня 2015, 13:50
Денис Горбач
общественное движение "" Честно "

Почему Япония, не имеющая полезных ископаемых, является одной из наиболее индустриально развитых стран, а богатые ресурсами Монголия, Ангола, Россия – гораздо менее успешны? К ситуации в Украине вполне применим термин "ресурсное проклятие".

Страна с природными богатствами часто имеет неразвитую экономику, чрезвычайно высокий уровень коррупции и социально-экономического расслоения, авторитарный режим у власти и повышенный риск вооруженных конфликтов.

К тому же, в таких странах до рядовых граждан доходит мизерная доля доходов от добычи и продажи ресурсов, основная часть оседает в карманах чиновников и собственно добывающих компаний.

Кому выгодна прозрачность

На эту проблему давно обращала внимание общественность, добиваясь введения правил справедливого и прозрачного распределения ресурсов в таких странах.

В 2002 году в Лондоне была создана международная Инициатива прозрачности в добывающих отраслях (EITI) - коалиция правительств, общественных организаций и добывающих кампаний, которые поставили себе целью внедрение прозрачности в расчетах между теми, кто добывает, и правительствами, которые контролируют соответствующие территории.

Суть инициативы проста: страна, которая декларирует участие в инициативе, готовит ежегодные отчеты о том, сколько денег государство получило от добывающих компаний.

Украина – среди кандидатов EITI с 2013 года. Сейчас основное наше обязательство  – подготовить к 17 октября этого года первый отчет о прибылях добывающих компаний и их платежи государству за 2013 год.

В первом отчете будут отражены только положение дел в нефтегазовом секторе, а уже в второй  –  за 2014-й будет касаться добычи угля и других полезных ископаемых (в частности, железной руды, которую добывают предприятия Рината Ахметова, Вадима Новинского и Константина Жеваго, а также ильменита, в котором заинтересован Дмитрий Фирташ).

И хотя такая прозрачность не выгодна ни олигархам, ни чиновникам, недавние скандалы вокруг "Укрнафты" и "Укртранснафта"  –  еще одна иллюстрация того, как на самом деле срочно нужны такие новации.

К примеру, публикация подробных данных о себестоимости добычи газа "Укргаздобыча", может прояснить ситуацию с повышением тарифов для населения. А когда свои платежи в казну обнародуют и частные добытчики газа, можно будет оценить адекватность нынешних ставок платы за недра, установленных Кабмином.

 

Добываешь - обустрой

Кроме того, в закреплении требования прозрачности на законодательном уровне заинтересованы местные общины, ведь их "отношения" с добывающими компаниями часто очень непросты.

"Мы и так готовы открывать всю информацию. Мы работаем в таком режиме, так как мы государственное предприятие",  –  уверял журналиста Информационной кампании Stronger Together в Харькове директор "Укргазвыдобування" Юрий Фесенко.

А заместитель губернатора Харьковской области Евгений Шахненко уверен, что закрепление подобных норм на законодательном уровне крайне важно для "безопасности жителей области".

За то, что в регионе "разрешают" добывать полезные ископаемые, операторы должны выполнять социальные обязательства перед местной общиной. По крайней мере, такова практика западных стран. У нас же эти обязательства часто не просто не выполняются, но и не никак "закреплены" в договоре с местной властью. 

Например, на Харьковщине "Укргазвидобування" должна в этом году потратить около 20 млн грн на строительство водопроводов, газопроводов, дорог, а также ремонт детсадов и школ.

Будут ли деньги выделены на практике – неизвестно. Ведь, например, на Черниговщине, по данным местного корреспондента Stronger Together, с "Укрнафтой" были заключены инвестиционные договора, согласно которым они должны были ремонтировать дороги, школы, фельдшерско-акушерские пункты, но по итогам 2014 года в местный бюджет не поступило ни копейки, деньги частично выделяли в 2012 и 2013 гг.

"По состоянию на 25 мая 2015 года задолженность добытчика – 216 млн грн и это только по Талалаевскому району. Решение суда о блокировке счетов оператора до сих пор не выполнено, – сетует и.о. главы Талалаевской райгосадминистрации Анатолий Дупа. – Например, мы запланировали работы по установке очистительной станции за 1,5 млн грн, но работы пришлось остановить из-за нехватки денег".

Ну и самое главное – с этого момента чиновникам будет намного сложнее требовать за доступ к месторождениям "неофициальных" взносов от операторов.

Ведь сейчас в Украине это обычная практика. Например, корреспондент Stronger Together из Сватово (Луганская область) встретился з харьковским предпринимателем, который  хотел разрабатывать меловые месторождения на Харьковщине.

"Для того чтобы законно разрабатывать месторождение нужно было лицензию на его разработку, в свою очередь для ее получения нужно было организовать геолого­разведывательную экспедицию, сумма общих затрат на мероприятия – до 150 тыс. долларов, ­ говорит предприниматель, ­ вначале необходимо было обращаться в Киев для согласования.

Там, в министерстве сведущие чиновники отвели меня в сторонку и предложили поспособствовать продвижению моего вопроса. И цена вопроса была просто смешная – 1 миллион долларов. И без гарантий. Взвесив все "за" и "против" я решил отказаться от этой идеи." - делиться несостоявшийся предприниматель.

По словам аналитиков Stronger Together, полноценное внедрение принципов прозрачности в добывающих отраслях даст возможность не просто верить "на слово" местным чиновникам, но и контролировать добывающие кампании в их деятельности и иметь четкое представление о том, сколько они заработали, в каком объеме могут профинансировать социальные проекты на местах.

Пока же "прозрачность и социальная ответственность", скорее, приоритет зарубежных компаний.

Корреспондент Stronger Together  из Изюма (Харьковская область) утверждает, что британцы Shell реализовали в регионе социальные программы (финансирование программ громад) даже когда решение о разработке месторождений еще не было принято.

В Близнюковском и Первомайском районах компания собиралась выделять деньги на проекты доступа к питьевой воде, водоснабжения, защиты внешней среды. Но сейчас в силу экономической нецелесообразности и войны на Донбассе разведывательные работы остановлены.

 В то же время, по информации изюмского корреспондента, ГП "Шебелинкагазвыдобування" (контролирует 36 месторождений в Харьковской, Луганской, Донецкой, Полтавской областях) считает работу с местными общинами второстепенной.

Например, на территории Студенокской сельской рады Изюмского района уже давно ведут разведывательные работы, но до сих пор не разработали плана взаимодействия с местной общиной: люди возмущены, что поля загрязнены, а в местный бюджет не попало и копейки.

Первоочередная задача в этом контексте  –  принятие законопроекта №2591 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усиления прозрачности добывающих отраслей".

В мае президент DIXI Group Елена Павленко акцентировала внимание на том, что "чтобы в июле уже иметь открытыми все необходимые данные, в июне нужно принять закон, а значит, просто необходимо пройти первое и второе чтение в мае". Но по состоянию на конец мая общественные активисты все еще добиваются включения его в повестку дня за ближайшем, уже июньском, заседании Верховной Рады, ведь конечный срок публикации отчета EITI  –  менее чем за полгода.

 Денис Горбач, Валентина Кузык, аналитическая команда Информационной кампании Stronger Together,  для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)