Недра Украины: добывай и делись

Четверг, 11 июня 2015, 13:50

Почему Япония, не имеющая полезных ископаемых, является одной из наиболее индустриально развитых стран, а богатые ресурсами Монголия, Ангола, Россия – гораздо менее успешны? К ситуации в Украине вполне применим термин "ресурсное проклятие".

Страна с природными богатствами часто имеет неразвитую экономику, чрезвычайно высокий уровень коррупции и социально-экономического расслоения, авторитарный режим у власти и повышенный риск вооруженных конфликтов.

К тому же, в таких странах до рядовых граждан доходит мизерная доля доходов от добычи и продажи ресурсов, основная часть оседает в карманах чиновников и собственно добывающих компаний.

Кому выгодна прозрачность

На эту проблему давно обращала внимание общественность, добиваясь введения правил справедливого и прозрачного распределения ресурсов в таких странах.

В 2002 году в Лондоне была создана международная Инициатива прозрачности в добывающих отраслях (EITI) - коалиция правительств, общественных организаций и добывающих кампаний, которые поставили себе целью внедрение прозрачности в расчетах между теми, кто добывает, и правительствами, которые контролируют соответствующие территории.

Суть инициативы проста: страна, которая декларирует участие в инициативе, готовит ежегодные отчеты о том, сколько денег государство получило от добывающих компаний.

Украина – среди кандидатов EITI с 2013 года. Сейчас основное наше обязательство  – подготовить к 17 октября этого года первый отчет о прибылях добывающих компаний и их платежи государству за 2013 год.

В первом отчете будут отражены только положение дел в нефтегазовом секторе, а уже в второй  –  за 2014-й будет касаться добычи угля и других полезных ископаемых (в частности, железной руды, которую добывают предприятия Рината Ахметова, Вадима Новинского и Константина Жеваго, а также ильменита, в котором заинтересован Дмитрий Фирташ).

И хотя такая прозрачность не выгодна ни олигархам, ни чиновникам, недавние скандалы вокруг "Укрнафты" и "Укртранснафта"  –  еще одна иллюстрация того, как на самом деле срочно нужны такие новации.

К примеру, публикация подробных данных о себестоимости добычи газа "Укргаздобыча", может прояснить ситуацию с повышением тарифов для населения. А когда свои платежи в казну обнародуют и частные добытчики газа, можно будет оценить адекватность нынешних ставок платы за недра, установленных Кабмином.

 

Добываешь - обустрой

Кроме того, в закреплении требования прозрачности на законодательном уровне заинтересованы местные общины, ведь их "отношения" с добывающими компаниями часто очень непросты.

"Мы и так готовы открывать всю информацию. Мы работаем в таком режиме, так как мы государственное предприятие",  –  уверял журналиста Информационной кампании Stronger Together в Харькове директор "Укргазвыдобування" Юрий Фесенко.

А заместитель губернатора Харьковской области Евгений Шахненко уверен, что закрепление подобных норм на законодательном уровне крайне важно для "безопасности жителей области".

За то, что в регионе "разрешают" добывать полезные ископаемые, операторы должны выполнять социальные обязательства перед местной общиной. По крайней мере, такова практика западных стран. У нас же эти обязательства часто не просто не выполняются, но и не никак "закреплены" в договоре с местной властью. 

Например, на Харьковщине "Укргазвидобування" должна в этом году потратить около 20 млн грн на строительство водопроводов, газопроводов, дорог, а также ремонт детсадов и школ.

Будут ли деньги выделены на практике – неизвестно. Ведь, например, на Черниговщине, по данным местного корреспондента Stronger Together, с "Укрнафтой" были заключены инвестиционные договора, согласно которым они должны были ремонтировать дороги, школы, фельдшерско-акушерские пункты, но по итогам 2014 года в местный бюджет не поступило ни копейки, деньги частично выделяли в 2012 и 2013 гг.

"По состоянию на 25 мая 2015 года задолженность добытчика – 216 млн грн и это только по Талалаевскому району. Решение суда о блокировке счетов оператора до сих пор не выполнено, – сетует и.о. главы Талалаевской райгосадминистрации Анатолий Дупа. – Например, мы запланировали работы по установке очистительной станции за 1,5 млн грн, но работы пришлось остановить из-за нехватки денег".

Ну и самое главное – с этого момента чиновникам будет намного сложнее требовать за доступ к месторождениям "неофициальных" взносов от операторов.

Ведь сейчас в Украине это обычная практика. Например, корреспондент Stronger Together из Сватово (Луганская область) встретился з харьковским предпринимателем, который  хотел разрабатывать меловые месторождения на Харьковщине.

"Для того чтобы законно разрабатывать месторождение нужно было лицензию на его разработку, в свою очередь для ее получения нужно было организовать геолого­разведывательную экспедицию, сумма общих затрат на мероприятия – до 150 тыс. долларов, ­ говорит предприниматель, ­ вначале необходимо было обращаться в Киев для согласования.

Там, в министерстве сведущие чиновники отвели меня в сторонку и предложили поспособствовать продвижению моего вопроса. И цена вопроса была просто смешная – 1 миллион долларов. И без гарантий. Взвесив все "за" и "против" я решил отказаться от этой идеи." - делиться несостоявшийся предприниматель.

По словам аналитиков Stronger Together, полноценное внедрение принципов прозрачности в добывающих отраслях даст возможность не просто верить "на слово" местным чиновникам, но и контролировать добывающие кампании в их деятельности и иметь четкое представление о том, сколько они заработали, в каком объеме могут профинансировать социальные проекты на местах.

Пока же "прозрачность и социальная ответственность", скорее, приоритет зарубежных компаний.

Корреспондент Stronger Together  из Изюма (Харьковская область) утверждает, что британцы Shell реализовали в регионе социальные программы (финансирование программ громад) даже когда решение о разработке месторождений еще не было принято.

В Близнюковском и Первомайском районах компания собиралась выделять деньги на проекты доступа к питьевой воде, водоснабжения, защиты внешней среды. Но сейчас в силу экономической нецелесообразности и войны на Донбассе разведывательные работы остановлены.

 В то же время, по информации изюмского корреспондента, ГП "Шебелинкагазвыдобування" (контролирует 36 месторождений в Харьковской, Луганской, Донецкой, Полтавской областях) считает работу с местными общинами второстепенной.

Например, на территории Студенокской сельской рады Изюмского района уже давно ведут разведывательные работы, но до сих пор не разработали плана взаимодействия с местной общиной: люди возмущены, что поля загрязнены, а в местный бюджет не попало и копейки.

Первоочередная задача в этом контексте  –  принятие законопроекта №2591 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усиления прозрачности добывающих отраслей".

В мае президент DIXI Group Елена Павленко акцентировала внимание на том, что "чтобы в июле уже иметь открытыми все необходимые данные, в июне нужно принять закон, а значит, просто необходимо пройти первое и второе чтение в мае". Но по состоянию на конец мая общественные активисты все еще добиваются включения его в повестку дня за ближайшем, уже июньском, заседании Верховной Рады, ведь конечный срок публикации отчета EITI  –  менее чем за полгода.

 Денис Горбач, Валентина Кузык, аналитическая команда Информационной кампании Stronger Together,  для УП

powered by lun.ua

Ликвидация ДАБИ: Реформа градостроительной отрасли – на финишной прямой

"Железный купол" от США: щедрая помощь или медвежья услуга?

Почему Бессарабия требует большего внимания?

Рекордное финансирование медицины: как распределят средства в 2022 году

Доходы государства от продажи леса выросли более чем в 10 раз

Как новый закон урегулирует застройку вблизи исторических памятников