Институт Префектов – или Конституция по-французски

408 просмотров
Пятница, 24 июля 2015, 10:45
Дмитрий Шемелин
юридическая фирма "Астерс", для УП

Институт префектов – интересное нововведение, вдохновленное, очевидно, французской "наполеоновской" системой местного самоуправления.

Интересно, что во Франции система местного управления строилась в обратном порядке: вначале в 1800 году Наполеон ввел префектов с максимальными полномочиями, а потом в течение приблизительно 180 лет их власть постепенно ограничивали, пока основные полномочия в 1982 году фактически не были переданы местным советам.

Во Франции префект является государственным служащим высокого ранга, который назначается по профессиональным (и аппаратным), а не политическим мотивам.

Основная функция префекта – представительство и защита интересов центрального правительства в регионе, поэтому префекты не привязаны к конкретной территории и их раз в несколько лет перемещают между департаментами.

Формально префекты входят в структуру Министерства внутренних дел и выполняют целый ряд достаточно прозаических функций, таких как выдача водительских удостоверений и учет мигрантов.

Однако, наряду с этим, префекты имеют право обжаловать решения местных органов самоуправления на предмет их законности и могут в критической ситуации даже приостановить заседания местного совета на срок до месяца.

Очень важной функцией префекта является также координация полиции и жандармерии – по сути, всех вопросов безопасности, в соответствующем регионе. Наконец, префект, являющийся в регионе почти всегда "человеком со стороны", хорошо приспособлен для роли арбитра в спорах между разнообразными местными органами и интересами.

Как получится с префектами в Украине, пока непонятно. На практике, к сожалению, украинская Конституция редко выполняет свою функцию "нормы прямого действия", и многое зависит от соответствующих законов и реальной практики их применения.

Идея изменений, очевидно, состоит в том, чтобы передать реальную власть на местах местным советам и избираемым ими исполнительным органам, а префектов оставить как некий контрольно-надзорный орган, по отдаленной аналогии с прокуратурой до последней реформы.

В таком случае действительно, префектура не потребует большого количества чиновников, а основные нити управления будут находиться в руках местных советов.

Сама по себе эта идея неплохо отражает концепцию децентрализации, как в отношении полномочий местных органов, так и в таком важном вопросе, как управление финансовыми потоками.

К сожалению, для того, чтобы все это стало реальностью, необходимо решить целый ряд непростых проблем.

Во-первых, местное самоуправление должно быть способно обеспечить эффективное, в рамках закона, принятие решений по своей компетенции, то есть, фактически, необходимо чтобы местный совет или его исполнительный орган могли принимать профессиональные решения на уровне не ниже самого префекта.

В то время как в больших городах это не должно быть проблемой, в регионах сформировать местное правительство из профессионалов достаточно высокого уровня может быть проблематично.

Соответственно, и префект получит здесь больше пространства для маневра и реального управления.

Во-вторых, необходимо четко определить процедуру контроля префекта над решениями местного самоуправления, то есть возможность либо их прямой отмены (вето), либо отмены через административный суд.

Во Франции эта проблема постепенно решалась очень долгое время, сегодня префекты не могут напрямую отменять решения местных органов, но должны обращаться в суд в течение фиксированного срока.

Стоит обсудить, насколько такая длительная процедура может быть актуальна в воюющей стране и не стоит ли украинским префектам дать более оперативные полномочия.

В-третьих, сама позиция префекта при таких ограниченных полномочиях требует очень высокого профессионализма в науке управления.

Во Франции большинство префектов проходят соответствующее обучение в Ecole Nationale d'Adiministration – высшей школе управления и являются авторитетами высочайшего ранга.

К примеру, префектом был барон Осман, создатель современной планировки центра Парижа и знаменитой сети бульваров.

Префектом был и Луи Лепен, создатель современной французской полиции.

Насколько наши префекты смогут соответствовать этому уровню, покажет время.

Дмитрий Шемелин, юрист ЮФ "Ильяшев и Партнеры", для УП



powered by lun.ua
Опасности призывов к референдуму 2000 года
Главный минус в апелляции к референдуму 2000 года в том, что она была направлена на авторитарное увеличение власти президента и осуществлялась откровенно авторитарными методами. Для чего нужна была вторая палата парламента Кучме – понятно. Для чего это команде Зеленского – пока нет. (укр.)
10 побед для пациентов, или "Что она сделала, эта Супрун?"
Оказывается, можно в обязательно порядке заставить каждый областной департамент охраны здоровья выложить на сайт информацию про наличие лекарств.
"Неконституционная НКРЕКП": как решение суда повлияет на рынок электроэнергии
До урегулирования Верховной Радой правового статуса НКРЕКП, запуск рынка электрической энергии следует отложить минимум до 1 января 2020 года. (укр.)
Как финансирование школ влияет на результаты ВНО
За последнее время украинское правительство несколько раз повышал зарплату учителям. Но приводят ли такие действия к увеличению успеваемости учеников? (укр.)
Поддержка бизнеса государством: можно ли больше?
Украине не обязательно снижать сравнительно невысокий уровень государственной помощи, однако стоит обновить ее структуру. (укр.)
Зеленое одесское море для "зеленого" министра экологии
Причины цветения моря в Одессе: водоросли, жара, снижение солености воды и... деятельность людей. А вот появление "зеленого моря" – прекрасный повод вернуться к прибыльной теме "экологических проверок". Тем более, что скоро лавочка закроется и очередная прибыльная артерия не будет министру лишней. (укр.)
Последипломное образование врачей: как сдержать слово перед избирателями?
Государство финансирует программу последипломного образования врачей, однако является ли она эффективной и какие есть альтернативы? (укр.)