Цифровой выборный фронт: интернет, который может изменить всё

3122 просмотра
Суббота, 16 сентября 2017, 10:00
Андрей ДемартиноАндрей Демартино
историк, публицист, политтехнолог

Предстоящие президентские выборы обещают быть выдержанными в украинской классике: белый верх, чёрный низ и девочка с косичками.

Стандартное построение и привычные манёвры. Никаких признаков перехода к новому поколению или лёгкой модернизации коммуникационных стратегий.

Мажоритарная практика подкупа растехнологизировала избирательный процесс, низведя его к простейшим формам. Плакат – для фона, гречка – для дела. Поэтому привычно ожидать в "разведывательных рейдах" биллбордное ополчение, в "авангардных стычках" – палаточную пехоту, а в "информационных прорывах" – ЛОМовою гвардию. За ТВ-эскадрильями по договорной цене останется эфирное прикрытие.

Во всей этой прогнозируемой выборной суете практически беспроигрышный джокер – у нестандартных подходов и новых технологических решений.

Фактор неопределённости

Время для применения новых теорий и практик давно назрело и даже слегка перезрело. Но украинский политикум в силу укоренённой консервативности упорно не желает замечать очевидные изменения. Детская тактика закрытых глаз – "чего не вижу, того не существует" – весьма устойчива. При этом многие публичные лица хоть и маскируются под продвинутых пользователей, но в глубине души точно знают, что ничего лучше цветного календаря с портретом ещё не придумано.

Однако чья-либо не-включенность в процесс не освобождает от его последствий и не сохраняет участнику статус "вне игры". Потоком затягиваются также равнодушные и сопричастные.

Произошедшая глубинная медийная трансформация уже давно привела к формированию альтернативного информационного дискурса, не нуждающегося в чьём-либо одобрении или разрешении. Более того, эта параллельная реальность, в силу высокой скорости обновления и разнообразия контента, всё более уверенно претендует на ведущую роль в формировании общественных настроений.

"Мерцающее множество" адептов мессенджеров, сетевых платформ, видео-хостингов и блогов, де-юре, – самая большая и активная партия страны. Партия разрозненная, не структурированная, но с отлаженными каналами коммуникации и отработанными навыками коллективного действия. Рассеянный рой, при необходимости превращающийся в монолитную группу, – жалящую или аплодирующую.

Подвижная и крайне мобильная интернет-среда станет главным фактором неопределённости предстоящих выборов и ресурсом победы в ситуации неустойчивого равновесия. Вряд ли кто-то может предсказать, в какую сторону колыхнутся настроения и симпатии зыбкой и неуправляемой многомиллионной аудитории.

Может ли какая-то партия похвастаться опытом реализации успешных digital стратегий как важнейшей составляющей выборной кампании, когда речь идёт не об интернет-фрагменте (страничке, сайте), а множестве задействованных площадок, синхронизированных под решения единых задач?

Как тут не вспомнить украинских айтишников, признанных одними из лучших в мире и способных разработать ПО любого уровня сложности...

А если к этому заряду присоединить детонатор политической смелости и менеджерских умений? И что, если все звезды сойдутся?

При правильном подходе сросшаяся с интернетом молодёжь может внезапно активизироваться и одномоментно поменять электоральные доли, проценты и спущенные сверху планы. Даже в полустерилизованной России один ютубовский ролик смог вывести на улицы сотни тысяч "школьников" – что уж говорить об украинской интернет-вольнице.

Поэтому результаты выборов, и без того слабо прогнозируемые, становятся непредсказуемыми.

Оружие победы

Речь вовсе не о недосягаемых для нас обамовских технологиях Big data. Глобальное отставание вынуждает браться за инструменты, созданные 10-15 лет тому назад.

Но даже использование базовых приёмов и методов цифровой эпохи в состоянии дать значительную, если не решающую фору любому участнику "большой игры". В волшебном ларце социальных медиа при правильных "таргетированных приворотах" хранится неисчерпаемый источник энергии, к тому же по весьма доступной цене.

Если, к примеру, довериться данным Radicati Group, что на одного пользователя приходится 1,8 электронных почтовых аккаунтов – то в Украине их может быть более 60 миллионов. При этом технологии массовой email-рассылки давно являются обязательными в практике западных избирательных кампаний. Любая уважающая себя европейская партия имеет в запасе пару миллионов адресов сторонников, знает их дни рождения и обращается по имени отчеству. Бюджет таких проектов весьма привлекателен: стоимость доставки одного классического письма обойдётся от 7 гривен, а одного электронного – меньше 0,02 копейки.

Но не только занимательного чтения – но и интересного зрелища ждут избиратели. Недаром Украина из года в год входит в топ-10 европейских стран по количеству просмотренных часов на YouTube.

Украинский сегмент видео-сервиса демонстрирует весьма впечатляющую динамику, насчитывая 11 миллионов ежемесячных посетителей. При этом 56% украинцев делятся контентом, проявляя свою высокую степень вовлеченности.

И кто при этом скажет, что это не золотая предвыборная жила?!

Во времена тотального упрощения ставка на картинки – беспроигрышна. При низкой конкурентности умело запущенные сетевые видеоролики могут перекрыть потребности в традиционной политической видеорекламе. Кроме того, стоимость одного контакта телевизионной агитационной кампании может колебаться от 2 до 10 долларов, в то время как для YouTube – 0,1-0,2 цента.

Кстати, по поводу денег. Кандидат в президенты Франции в 2017 году Жан-Люк Меланшон для сбора пожертвований использовал компьютерную игру. В квесте пиксельный герой вытряхивает деньги из персонажей с лицами Лагард и Саркози. Конечно, Меланшон не первооткрыватель в этой сфере – ещё в 2008 году биллборды Обамы были развешены на виртуальных дорогах авиасимулятора Burnout Paradise.

Второе дыхание

Игровая тематика в целом переживает бум. В Украине насчитывается 25 миллионов геймеров – по 1,6 "агенту влияния" в каждой семье.

И если кто-то думает, что это "развлечение для детей" – спешу разочаровать: 75% геймеров совершеннолетние, а к категории "15+" относится всего 3,7%. Взрослые, желающие отдохнуть после трудового дня, начали составлять достойную конкуренцию своим чадам.

Второе дыхание можно придать изрядно поистрёпанной временем кампании "от двери к двери". Ручка и блокнот, как главный инструмент украинских полевых штабов находятся в явном дисконнекте со смартфонами и цифровыми технологиями 4G. Для этих целей в мире давно используются разнообразные мобильные приложения и программы, позволяющие организовывать и контролировать работу волонтёров, собирать и анализировать информацию об избирателях. Лёгкий и удобный планшет агитатора с GPS-навигатором, подключённый к единой системе управления, – обязательная часть электронного партийного офиса.

Ещё одним шагом в правильном направлении станет старый-добрый сайт – но функционирующий как социальная сеть.

С подобной инновацией впервые выступил штаб Обамы образца 2008 года. Его интернет-ресурс предусматривал множество опций: позволял сторонникам регистрироваться, вносить деньги, становится волонтёром, писать блоги, организовывать и принимать участие в мероприятиях. Благодаря my.barackobama.com удалось привлечь 13,5 миллионов сторонников и собрать 500 миллионов долларов.

Нечто подобное реализовал Алексей Навальный на выборах мэра Москвы в 2013 году. За неполных три месяца кампании штаб оппозиционера запускал в среднем 1-2 интернет-проекта в неделю, охватывающих все формы предвыборной активности – от геотаргетированной на уровне дома сети сторонников до единой системы аутентификации через социальные сети.

Интернет также делает участие в президентских выборах доступным. Субъектным игроком может стать не только выдвиженец отечественных бизнес-групп, а и условный "парень с нашего двора".

Политический VIP-клуб лишается своего закрытого статуса. Общество имеет возможность стать финансистом и соорганизатором избирательной кампании поддержанного им кандидата.

К примеру, хозяину Елисейского дворца Эммануэлю Макрону для победы не требовалось громоздкой партийной структуры. На его "цифровых выборах" 50 штатных сотрудников организовали работу 3600 местных комитетов, которые создавались регистрацией на сайте.

*   *   *

Конечно, можно ещё много говорить о франдрайзинге, работе с социальными сетями, пабликами, смс-рассылках, трафикогенерации и прочих нужных и умных вещях, но в любом случае лучше иметь реальный план-минимум, чем теоретический план-максимум.

Состояние избирательных техник в Украине сегодня удручающее даже по сравнению с 90-ми годами. Регресс очевиден, что крайне диссонирует с информационным прогрессом. Мажоритарная вакханалия подкупа обнулила востребованность интеллектуально ёмких процессов, сведя на нет соревновательность идей и программ. Спасенье в том, что не всё, подходящее для округа, должно натягиваться на страну.

Андрей Демартино, специально для "Украинской правды"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)