Какая связь между прививками от кори… и выборами?

1853 просмотра
Вторник, 19 февраля 2019, 09:00
Оксана Чепижко Оксана Чепижко
сооснователь ОО "Re:Старт", исполнительный директор "Ассоциации защиты банков"

Какая связь между прививками от кори… и выборами? На мой субъективный взгляд – прямая.

Поясню на простом примере.

В 2016 году Украина попала в число восьми стран с уровнем вакцинации ниже 50% от всего населения. По данным ООН, мы оказались в компании Центральноафриканской Республики, Чада, Экваториальной Гвинеи, Сомали, Южного Судана и Сирии.

В начале этого года Всемирная организация здравоохранения опубликовала другую статистику: количество заболевших корью в Украине (53 218) больше, чем суммарно во всех европейских странах (около 34 тысяч).

Причина та же – критически низкие показатели вакцинации. Настолько низкие, что коллективного иммунитета к некоторым болезням, которые победил цивилизованный мир, уже нет.

По идее, прямая угроза здоровью и жизни должна "включать" если не здравый смысл, то хотя бы инстинкт самосохранения. Увы.

"Может, заболело только двое, а уже пошла информационная волна, что вспышка [кори]. Вы же понимаете, зачем это делается? Чтобы сбыть вакцины".

"Аутизм у детей неспроста. Мне было достаточно мамских форумов. Вам недостаточно – вакцинируйте, рискуйте".

"Масонская вакцинация не спасает от болезни. За это должна быть ответственность".

Как вы догадались, это комментарии из Фейсбука, выбранные почти случайно. В 21 веке доказательная медицина проигрывает невежеству с разгромным счётом.

Теории заговора были популярны во все времена. Основных причин две – извечное желание человека найти простое (но при этом универсальное) объяснение сложным явлениям, а затем – переложить ответственность за свою судьбу на некие "могущественные силы".

Казалось бы, сегодня, когда у каждого из нас есть масса возможностей перепроверить источник сообщения и разоблачить откровенную ложь, предрассудки не должны иметь ни единого шанса захватить массовое сознание.

На самом деле всё наоборот.

Потоки разноплановой информации, которые ежедневно обрушиваются на современного человека, становятся настоящим испытанием для критического мышления.

Мы выбираем "удобные" истины и "зачищаем" ленту в соцсетях от несогласных. Другими словами, создаем "мир без противоречий", в котором раз за разом прощаем "своим" то, за что готовы заклеймить "чужих".

Парадоксальным образом именно в эпоху электронных медиа нашим убеждениям совсем не обязательно проходить проверку "принципом реальности".

Поэтому коллективный иммунитет к информационным манипуляциям падает так же стремительно, как иммунитет к кори.

По понятным причинам, "болезнь" обостряется накануне выборов. И бороться с ней гораздо сложнее, чем с инфекцией.

Уже через шесть недель те, кто считают вакцинацию проделками масонов, придут на избирательные участки…

В случае с корью (или другой эпидемией) в игру вступает государство. Не привитым детям запрещают посещать школы (Франция, США), а их родителей штрафуют (Венгрия) или лишают социальных выплат (Италия).

В случае с избирательным правом такие решения недопустимы.

Реклама:
Разговоры о введении того или иного ценза (имущественного, возрастного и даже интеллектуального) – не новость, но в демократическом обществе подобные инициативы – абсолютное табу.

Тем не менее, выход есть. В тех же развитых демократиях роль "просветителей", как правило, берут на себя эксперты – представители аналитических центров, think-tanks, профильных НГО и так далее. Главное условие – незапятнанная репутация.

Верно и обратное: если сегодня ты обслуживаешь интересы конкретного кандидата или партии (причем далеко не бескорыстно), не стоит рассчитывать, что завтра кто-то поверит в твой "объективный прогноз".

Эта же "формула" действует и применительно к журналистам. А также (и это главное!) самим политикам.

Именно так и формируется пресловутая политическая культура – на взаимном доверии и остракизме "махинаторов".

Мне могут возразить: мол, нам до этого очень далеко.

Конечно. Но ведь когда-то нужно начинать. Коллективный иммунитет тоже формируется не за один день.

Оксана Чепижко, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)