Честные выборы и новые технологии "электронного голосования"

925 просмотров
Суббота, 16 марта 2019, 09:00
Алексей Швачка
эксперт по кибербезопасности, технический директор "Октава Киберзахист"

Вступление Украины в очередной "большой" избирательный цикл обострили потребность украинского общества в гарантиях проведения честных выборов, выражающих интересы всего общества.

Надежды многих избирателей в удовлетворении этой потребности связаны с внедрением в избирательный процесс новых технологий, в частности, "электронного голосования", построенного на основе технологии "блокчейна".

В настоящее время электронное голосование осуществляется уже более, чем в 30 государствах мира. Оборудование для него производится тремя фирмами: Sequoia, Election Systems and Software (ES & S) и Diebold. 

Для того, чтобы сделать применение технологий фальсификации выборов невозможным, необходимо решить следующие задачи:

  • Идентификация избирателя;
  • Процесс голосования и подтверждения выбора;
  • Идентификация результата и де-ассоциация его от личности избирателя;
  • Хранение результатов без возможности внесения изменений в результаты;
  • Вывод и интерпретация итоговых результатов.

По нашему мнению, на каждом из этих этапов существует возможность влияния на конечный результат.

Именно поэтому необходим поиск и внедрение технологических решений, которые существенно усложняют возможности влияния на конечный результат или делают его практически нецелесообразным.

Первая задача. Необходимо обеспечить точную взаимно-однозначную идентификацию избирателя в системе и результатов его голосования.

Эта задача решается в три хода. Сперва вводится предварительная электронная регистрация избирателя в день выборов.

Вход избирателя в систему осуществляется на основе комбинации данных биометрии и уникального цифрового кода, привязанного к определенному важному для человека финансовому электронному документу.

Последнее представляется важным, так как избиратель должен входить в избирательную информационную систему на основе данных, критически значимых для него, с которыми он не готов расстаться ни при каких условиях.

Технологическим решением этой задачи может стать разработка стартапа Voatz, которая "использует биометрическую аутентификацию для идентификации отдельных пользователей перед тем, как позволить им пометить электронный бюллетень, а затем голоса записываются в приватную блокчейн сеть".

Вторая и третья задача заключается в обеспечении невозможности фальсификации самого процесса голосования, подмены голоса, вывода из строя самой системы.

Решением этой задачи будет создание не только территориально-распределенных, но и процедурно-распределенных информационных избирательных систем.

Построение таких систем возможно на основе технологии "блокчейна", когда каждое действие подтверждается всей сетью, а факт его осуществления невозможно ни отрицать, ни скрыть, а содержимое надёжно защищено от просмотра.

Реклама:
Четвертая и пятая задачи связаны с надежностью хранения и подсчета результатов голосования, передачи его результатов от избирательных участков до Центральной избирательной комиссии и итогового вывода онлайн.

Достичь надлежащего уровня надежности и сделать невозможным искажение полученных данных, снова-таки, возможно на основе блокчейн технологий.

Специалисты информационной отрасли Украины активно работают над решением указанных задач.

В феврале 2016 года в Киеве был подписан меморандум о разработке блокчейн-сервиса электронного голосования E-Vox. Его непосредственным разработчиком является компания Ambisafe. Технологически сервис реализуется на основе блокчейна Ethereum.

Украинский проект разрабатывается на основе методологии "открытого исходного кода", позволяющей обеспечить гражданам возможности аудита функциональности и безопасности системы.

При разработке использовались лучшие мировые проекты в этой области, а именно Follow My Vote, VoteWatcher, VotoSocial.

Тем не менее, тестирование в реальной жизни так и не проводилось. Заинтересованность в технологии блокчейн-голосования проявляет Государственное агентство по вопросом электронного правительства, Центральная избирательная комиссия и местные советы, но, увы, до реальных примеров использования технологии так и не дошло.

Следует отметить, что опция голосования на избирательном участке будет по-прежнему актуальной. И в данном случае также необходимо применение указанных выше технологий и решений, включая и blockchain для устранения недостатков, присущих существующей традиционной модели голосования.

Учитывая, что все больше молодежи находится онлайн, необходимость внедрения электронных систем не вызывает вопроса "Зачем?". Основной вопрос "Когда?".

Ну, и напоследок хочется отметить, что, несмотря на использование сложных технических решений, все эти нюансы, по нашему мнению, должны быть скрыты от конечного избирателя и делать процесс выбора максимально простым и однозначным – чтобы избиратель захотел и смог использовать данную систему.

Алексей Швачка, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)