Почему перезапуск ГБР – это не лучшая идея

1173 просмотра
Четверг, 14 ноября 2019, 15:00
Юрий РадзиевскийYuri Radzievsky
управляющий партнер АО "Радзиевский и Яровой"

Когда очень хочется быть правовым государством, но иногда от принципов "можно отступить".

В Украине полным ходом идут реформы силовых органов. Вслед за узурпационными изменениями в законодательство о прокуратуре пришел черед Государственного бюро расследований.

В первом чтении неотложный законопроект президента приняли в средине октября, оставив в документе множество спорных позиций.

Одна из главных дискуссий сегодня – нужно ли полностью "перезагружать" бюро, уволив "старое" руководство и назначив новое уже по правилам нового закона.

Есть несколько причин, по которым вопрос увольнения нынешнего главы ГБР стоит столь остро.

Во-первых, это личная неприязнь к Роману Трубе многих народных депутатов и общественных активистов, которые считают, что он дискредитировал себя теми или иными действиями. Не лучшего мнения о нем, как считается, и заместители, избранные в свое время по партийно-квотному, а не профессиональному принципу.

Во-вторых, это общее плохо скрываемое желание команды Владимира Зеленского "поджать" под себя максимально возможное количество органов.

В-третьих, это значительное увеличение полномочий главы ГБР, которое предлагается провести через президентский законопроект 2116, и которые, по всей видимости, не хочется предоставлять нынешнему руководителю ведомства.

Коротко напомним ключевые "плюшки", которые Владимир Зеленский заложил в своем законопроекте для директора ГБР:

  • отменяется коллективное принятие решений директором и заместителями. Сегодня все ключевые решения относительно деятельности бюро принимаются директором вместе с заместителями;
  • директор сам без всяких конкурсов назначает своих заместителей; при этом на них не распространяются даже базовые требования о минимальном возрасте, юридическом образовании и стаже работы, беспартийности, безупречной репутации; фактически это могут быть любые люди с улицы. Сегодня заместители проходят конкурсную комиссию, равно как и директор;
  • директор сам увольняет заместителей, прямых критериев для увольнения нет;
  • директор сам без всяких конкурсов назначает и увольняет себе аппарат (который, например, обеспечивает работу конкурсной комиссии… по выбору директора ГБР (сегодня это функция Секретариата Кабмина) и которому предлагается платить тройной должностной оклад по сравнению с аналогичными позициями в других патронатных службах);
  • директор на свое усмотрение создает территориальные органы ГБР (сегодня четко указаны в законе);
  • директор сам определяет квалифтребования для подразделения внутренней безопасности (сегодня прописаны в законе), которое хотят обязать информировать директора о выявленных нарушениях (сегодня ВБ-шник должен "сдавать" информацию только Генпрокурору или его заму).

Что же касается "плюшек" для самих сотрудников ГБР, то госслужащим планируют разрешить перевод на любую (как вверх, так и вниз) должность не только в пределах ГБР, но и в любой государственный орган – без конкурса (для военнослужащих – только в пределах ГБР).

Таким образом, к и без того немалым полномочиям директора ГБР, ему хотят добавить еще "дважды по столько же", чтобы сделать его власть фактически безграничной, мотивируя это усилением борьбы с топ-преступностью.

Поскольку у "прогрессивной общественности" явно нет желания наделять суперсилами действующего главу Государственного бюро расследований Романа Трубу, на этом основании, видимо, и родилась идея "перезагрузить" руководство Бюро с момента вступления закона в силу и организации нового конкурса.

Накануне профильный комитет по правоохранительной деятельности поддержал соответствующую поправку ко второму чтению.

Реклама:

Почему это не лучшее решение?

  • Во-первых, принцип "рассинхронизации" каденций парламента, президента с одной стороны и правления Нацбанка, Центризбиркома, а также директоров НАБУ и ГБР является предохранителем от политической зависимости тех или иных функционеров от текущего политического момента.

Увольнение "не понравившегося" чиновника (как это уже было в спорной истории с ЦИК) – это попирание этого принципа и фактическое умножение на "ноль" любой независимости органа, безотносительно первых лиц.

  • Во-вторых, искусственное создание предпосылок для увольнения руководства ГБР – это, как бы парадоксально это ни звучало, фактическое подтверждение их "безгрешности". Ведь их полномочия прекращаются не в связи с одной из причин из исчерпывающего перечня (смерть, неуплата алиментов, получение другого гражданства, обвинительный приговор и т. п.), а в связи с политическими мотивами.

При этом, к слову, не предлагается внесение никаких дополнительных норм внешнего контроля по типу аудита, который есть у НАБУ. А это означает, что и следующего главу ГБР с заместителями, если они снова не понравятся, можно будет уволить законом "О внесении изменений…". Восстановление через суд и/или иск в ЕСПЧ – только дело времени.

  • В-третьих, назначенный "на птичьих правах" новый руководитель будет только номинально "всесильным".

На самом же деле его помыслами будет руководить президент и его окружение. А это лишь усиливает функцию ГБР как инструмента политической борьбы, а не органа досудебного расследования.

Но поскольку нынешний глава – это тоже, очевидно, не лучший вариант, Украина сегодня находится в ситуации цугцванг, когда каждый следующий шаг будет лишь ухудшать положение.

Чтобы как-то его все-таки исправить, стоило бы подумать в направлении:

  • внедрения реальных механизмов ответственности главы ГБР за неправомерные действия, без которых просто невозможно сбалансировать его безразмерные новые полномочия (международные аудиторы, суды и т. д.);
  • пересмотра перечня чрезвычайных прав для отдельного должностного лица, которые не мотивированы ни увеличением показателей по расследованиям, ни прогнозами эффективности, ни гарантиями сохранения независимости;
  • вынесения хотя бы формального вотума недоверия или другого оценочного акта со стороны парламента в сторону ГБР перед увольнением нынешнего руководства, чтобы минимизировать репутационные риски для страны при подаче ими исков о восстановлении и ЕСПЧ

Однако, судя по подходам и стратегическим задачам, которые ставит перед собой команда президента Зеленского в Офисе главы государства, Кабмине и парламенте, закручивание гаек и расширение полномочий силовиков – это именно тот план, который изначально задумывался, а не досадная техническая ошибка.

Юрий Радзиевский, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)