Чиновники и криптовалюта в законе: как будет происходить декларирование биткоинов в Украине

2852 просмотра
Пятница, 22 ноября 2019, 15:30
Николай Мельничук
старший юрист практики частных клиентов юридической фирмы Астерс

Совсем недавно произошло событие, важность которого сложно переоценить: понятие "криптовалюта" впервые было использовано в действующем законе в Украине. И пока финансовые регуляторы и эксперты спорят по поводу определения правовой природы криптовалют, закон уже обязывает определенные категории граждан декларировать владение криптовалютами.

Речь идет о вступившем в силу 18 октября 2019 года законе Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения эффективности институционального механизма предотвращения коррупции" №140-IX. Он вносит изменения в Закон Украины "О предотвращении коррупции" (Закон о коррупции) и устанавливает необходимость декларировать криптовалюту как нематериальный актив.

Соответствующая норма вступает в силу с 1 января 2020 года.

Закон о коррупции не дает определения понятия "криптовалюта". Учитывая отсутствие его также в других законах Украины, это создает пространство для разночтений и спорных ситуаций.

Почему криптовалюты появились в декларациях некоторых чиновников?

Уже более 10 лет прошло с тех пор, как в нашу реальность вошло понятие "криптовалюта" и ее первый представитель – Bitcoin.

Несмотря на сложность понятия, а также очень непростую техническую реализацию, криптовалюты постепенно стали частью правовой реальности. Сохраняя неурегулированный правовой статус, названия криптовалют все чаще встречаются в судебных решениях (в основном в уголовных производствах), а также в проектах законов.

Неурегулированость статуса криптовалюты породила соблазны использовать их как объяснение источников происхождения средств.

Ранее необходимость декларирования криптовалют законом не устанавливалась. Но многие декларанты посчитали необходимым включить их в свои декларации еще с момента запуска процедуры электронного декларирования.

Ресурс declarations.com.ua по запросу "криптовалюта" выдает ссылки на 648 деклараций, а в декларациях за 2018 год такой вид актива упоминается 261 раз.

Распространенным является мнение, что таким образом декларанты могут решать задачу легализации доходов. Например, Bitcoin с момента своего появления вырос в цене многократно (фактически в миллионы раз). Декларируя приобретение в собственность криптовалюты, например, 10 лет назад, кажется, что достаточно легко обосновать наличие значительных денежных средств в более поздние периоды.

При этом считается, что такую информацию очень сложно или даже невозможно проверить, поскольку операции с криптовалютой являются непрослеживаемыми (невозможно отнести группу действий к некоторому пользователю в сети) и анонимными (невозможно достоверно установить личность пользователя в этой сети).

На самом деле – это заблуждение. Приватность операций с Bitcoin и многими другими криптовалютами можно потерять, поскольку из-за особенностей технологии, а также из-за ошибочных действий пользователя, может быть установлена связь конкретного лица с конкретным крипто-кошельком, а также отдельными операциями с его использованием.

Криптовалюты теряют анонимность

Транзакции всех пользователей Bitcoin записываются в явном виде в общедоступной базе данных (блокчейне) и остаются там навсегда, что дает возможность их отслеживать и анализировать напрямую либо с использованием программного обеспечения.

При совершении любого платежа его размер, остаточные балансы и все предыдущие и последующие транзакции участников становятся доступны всем желающим. До тех пор, пока не установлено соответствие между анализируемым адресом и конкретным человеком, эта информация носит абстрактный характер.

Но как только произойдет взаимодействие с физическим миром (например, будет зафиксирован IP-адрес, банковские реквизиты при покупке/продаже фиатной валюты за криптовалюту, адрес доставки товара и т.д.), то можно будет однозначно проследить всю финансовую историю конкретного человека.

Желающие запутать историю своих транзакций могут пропустить платежи через последовательность своих или чужих адресов (например, биржи, казино и т.д.). Но независимо от числа таких операций вся цепочка транзакций фиксируется и доступна для последующего анализа.

Несколько лет назад группа разработчиков CryptoLux провела исследование анонимности транзакций в сети Bitcoin и доказала, что можно успешно деанонимизировать до 60% адресов. В своей работе они показали возможность привязки биткоин-счета к IP-адресам пользователей, даже если те пользуются сетью Tor или другими подобными программами.

Существуют криптовалюты, технология которых на данном этапе позволяет обеспечить более высокую степень приватности (например, Monero, Dash и Zcash), однако они пока что менее распространены.

Технологии деанонимизации операций с криптовалютой постоянно совершенствуются, и поэтому приватность таких операций во многих случаях зависит лишь от ресурсов, которые могут быть затрачены лицом, заинтересованным в их раскрытии.

Что дальше?

Не обошлось без нестыковок: в Законе №140-IX норма, дополняющая закон о коррупции необходимостью декларирования криптовалют, звучит следующим образом: "у статті 46 перше речення пункту 6 доповнити словом "криптовалюти".

Вероятно, перед словом "криптовалюты" законодателем пропущена запятая, поскольку без этого фраза лишена смысла. В информационной базе "Лига Закон" редакция Закона о коррупции содержит запятую в этом месте, а база законодательства на zakon.rada.gov.ua – нет.

Надеемся, в ближайшее время неточность будет устранена или НАПК (Национальное агентство по противодействию коррупции) воспользуется своим правом на разъяснение закона о коррупции и уточнит смысл нормы.

Согласно закону о коррупции, при декларировании нематериальных активов (а значит, и криптовалют) в декларации необходимо включить данные о виде и характеристиках таких активов, стоимости активов на момент возникновения права собственности, а также о дате возникновения права на них.

Пока что непонятно, что именно будет требовать раскрывать НАПК для описания "характеристик таких активов", однако не исключено, что потребуется раскрытие информации о номере кошелька, на котором хранятся соответствующие криптовалюты.

Все эти данные, по сути, существенно снижают приватность данных о "криптооперациях" декларанта перед НАПК (в том числе произошедших в прошлом) и декларантам следует с особой внимательностью подойти к вопросу декларирования таких активов после 1 января 2020 года.

Ведь НАПК, получив дополнительную информацию от декларанта, потенциально сможет на основании информации в блокчейне проверить достоверность того, что декларируется и декларировалось ранее. А нестыковки могут быть основанием для привлечения к административной или уголовной ответственности.

Так что время простых решений и простых объяснений прошло.

Николай Мельничук, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.



powered by lun.ua
Реклама:
5 украинских трамваев vs экспорт в ЕС
Законопроект №3739 под предлогом защиты национального производителя ограничивает импорт и вредит экспорту. (укр.)
Легализация игорного бизнеса: украинцы в выигрыше
Верховная Рада проголосовала за законопроект о государственном регулировании игорного бизнеса. Что это будет значить на практике? (укр.)
Канье Вест – чернокожий "спаситель" Трампа
На данный момент конкурент Байдена – это вовсе не Трамп, а Канье Вест. Последний может быть техническим кандидатом, который должен оттянуть голоса у Байдена. (укр.)
Как собрались бороться с нетрезвыми водителями
В тот же день, когда произошло чудовищное ДТП на Столичном шоссе, Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект об усилении ответственности водителей за езду в нетрезвом состоянии и превышение скорости. Какие изменения несет законопроект? (укр.)
Коронахаос: как волонтеры делают работу государства и защищают врачей
Начало пандемии COVID-19 в Украине можно сравнить со стихийным бедствием, о котором все знали, но не готовились к нему. Но когда коронавирус "пришел" в Украине, оказалось, что никто не готовил нашу медицинскую систему и самих медиков к пандемии. (укр.)
"Подарок" для облгазов: как государство теряет полмиллиарда ежегодно
Почему государство до сих пор не получает плату за использование газораспределительных систем, которые эксплуатируют частные операторы. (укр.)
Как живет рынок аренды госимущества после изменения правил
Чего не хватает для полной прозрачности рынка аренды государственного имущества. (укр.)