Первые правки в Избирательный кодекс: causa privata или causa publica?

1425 просмотров
Пятница, 17 апреля 2020, 15:30
Олег Постернак
руководитель Центра политической разведки, политтехнолог

Большинство специалистов по избирательному праву и политтехнологи нынче в кулуарах обсуждают готовящуюся коррекцию Избирательного кодекса под местные выборы 2020 года. По слухам, проект изменений сейчас согласовывается в консультациях между депутатами разных фракций и будет представлен в скором времени.

Причин для внесения корректив в "избирательную Конституцию" много. И объективных, и субъективных. Но стоит отметить сразу, что коррекция произойдет исключительно в интересах ключевых парламентских партий и депутатских групп.

Во-первых, у парламентариев есть желание распространить ранее предусмотренную лишь для городов с количеством избирателей более 90 тысяч систему пропорциональных выборов с открытыми избирательными списками в многомандатных округах также и на города с количеством избирателей 30 тысяч+ (самая радикальная версия – 10 тысяч+). 

Таким образом, предполагается избирать депутатов городов областного значения и районных центров по общим и региональным партийным спискам с избирательным барьером в 5% и так называемой "кандидатской четвертью" (25% избирательной квоты, необходимых для продвижения вверх списка).

На данный момент города с количеством избирателей 30-90 тысяч должны избираться по системе относительного большинства в многомандатных избирательных округах (фактически – наша привычная мажоритарка, с той лишь разницей, что в одном таком округе будет разыгрываться в среднем около 3 мандатов).

Важно также понимать, что в случае внесения изменений в кодекс в таких городах исчезнет механизм самовыдвижения. Понятное дело, это выгодно рейтинговым партиям, желающим подмять под себя всех узнаваемых лиц. 

Во-вторых, ожидается уменьшение залога за регистрацию избирательных списков партий в областные советы и городские советы крупных населенных пунктов (90 тысяч+ избирателей), а также кандидатов в мэры таких городов. 

Сейчас это 4 минимальные зарплаты на каждые 10 тысяч избирателей соответствующего округа. Размер залога, возможно, будет рассчитываться по новой формуле: 4 минимальные зарплаты на каждые 90 тыс. избирателей. А это значит, что, к примеру, для кандидата в мэры Одессы залог составит не 1,36 млн гривен, а 152 тыс.

Реклама:
Значительный залог задумывался как страховка от "технических кандидатов", кандидатов-однофамильцев, малоприметных лиц, но на практике рискует стать заоблачным имущественным цензом, нарушающим принцип равенства избирательного процесса. 

То, что его будут уменьшать, было понятно сразу же с момента вступления в силу Избирательного кодекса, потому как риск отмены этой нормы через Конституционный суд и международного давления был чрезвычайно вероятен. 

В-третьих, изменениями в кодекс предполагается разрешить кандидатам на должность местного головы баллотироваться также в одном из многомандатных избирательных округов.

На данный момент действует норма статьи 216 Избирательного кодекса, предусматривающая, что одно лицо может быть выдвинуто кандидатом на соответствующих местных выборах только в одном избирательном округе и только от одной местной организации партии или путем самовыдвижения.

С чем это связано? Проблема в том, что если запрет этот останется, будет очень затратно и сложно "сшивать" мэрскую и партийную кампанию в округах. Популярный и авторитетный кандидат в мэры, скажем, возглавив еще и региональный список, фактически автоматически плюсует рейтинг партии и улучшает перспективу ее представительства в органе самоуправления. 

Тем более раньше большинство кандидатов в мэры и кандидатов в депутаты всегда подстраховывались дополнительным выдвижением, довольствуясь хотя бы скромной победой в одном из случаев.

В-четвертых, и это на данный момент самая дискуссионная норма. Планируют предусмотреть, что партии, ставшие субъектами избирательного процесса, должны будут выдвигать свои списки минимум в 2/3 областных советов Украины. 

Тут вывод однозначный: это крайне выгодно крупным политическим партиям, имеющим всеукраинское покрытие. Налицо попытка изъять из арсенала действующих очень успешную технологию "местных проектов", которую массово использовали на прошлых местных выборах.

К примеру, на выборах в облрады 2015 г. на Закарпатье прошел "Единый центр", на Ивано-Франковщине – партия "Воля", на Николаевщине – партия "Новая держава", на Одесчине – партия "Доверяй делам", на Полтавщине – "Родной город", на Ровенщине – партия "Конкретных дел", на Сумщине – "Воля народа", на Черкащине – партия "Черкащане", в Киева – партия "Единство". 

Все они были имиджевыми однодневками, воспроизводящими интересы региональных кланов, но весьма успешными. Возникновение местных проектов было связано с желанием авторитетных и самодостаточных региональных лидеров избавиться от значительных трат по аренде бренда центральной партии.

И в некоторых областях они отняли существенное количество голосов у всеукраинских партий. На грядущих выборах эту "лавочку" желают прикрыть. Мелкие участники гонки будут зачищены, ведь не факт, что они смогут вложиться в минимум 2/3 областей. 

Разве что несколько мелких партий смогут взаимовыгодно договориться и создать некий межрегиональный общий партийный проект под эти выборы исключительно для региональных элит. Впрочем, маловероятно.   

В-пятых, среди разработчиков активно дискутируется вопрос предоставления права вносить представления на членов территориальных избирательных комиссий не только партиям, имеющим свои фракции в действующем созыве Рады, но и депутатским группам. 

Напомню, в Раде есть две депутатские группы – "За будущее" и "Доверие". И последнее время их роль в парламентских голосованиях прилично возрастает. Они страхуют монобольшинство резервными голосами, да и за ними стоят интересы ключевых игроков украинской политики, желающих расширить влияние на местный анклав.

Безусловно, в скором времени мы сможем увидеть окончательную версию первой коррекции Избирательного кодекса. Все идет к тому, что большинство ключевых изменений все-таки будет быстро материализовано к лету после ограничения карантина. 

Главным инициатором изменений выступает "Слуга народа", но большинство парламентских партий и групп в целом склонны поддержать проект, защищающий их от мелких конкурентов и автоматически расширяющий возможность для концентрации голосов в свою пользу.

Олег Постернак, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.  




Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)