Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

День Конституции. Конституционный процесс умер! – Да здравствует конституционный процесс!

Понедельник, 28 июня 2004, 17:31

Один солдат был пулею сражен.
Мы собственными видели глазами,
Как он страдал, упав на бастион,
моля, чтоб мы его добили сами...
Был ни живым, ни мертвым брошен он.
Агриппа д’Обинье



Напрасно говорят, что шутка, которую шутят по второму разу – уже не шутка. Веселуха с конституционной реформой завертелась по новой и выглядит сейчас куда смешней прежнего. Виват!

Снова начнутся интриги, давление на депутатов и выкручивание рук, дискуссии в прессе и на ТВ. Пройдут во множестве "круглые столы", на которых солидные и обремененные научными степенями политологи и специалисты по конституционному праву будут рассуждать о великих достоинствах и (плюрализм, как никак!) о некоторых недостатках обновленного документа.

И уж чего будет превыше всякой меры – так это рейтинговых игрищ "социологов по вызову". Все будут заняты, все при делах – депутаты, правительство, Президент со всей своей администрацией, а также журналисты, политологи, социологи, политтехнологи и проч. Воистину – виват!

Отдельно радует, что вся эта веселая кутерьма не имеет никакого практического значения. НИКАКОГО. Никакой конституционной реформы в не будет. Во всяком случае, ее не будет нынешней осенью. Потому и смешно. Хорошая шутка.

"Конституционная попытка №2" - это вовсе не то "старое", которое, будучи хорошо забытым, превращается в "новое". После голосования восьмого апреля, поставившего точку в "Конституционной попытке №1" прошло чуть больше двух месяцев.

Расчеты, резоны и соображения всех участников этого, мягко говоря, сильно затянувшегося анекдота, остались без изменений. С той существенной разницей, что главный фактор – фактор времени – самым решительным образом работает против организаторов реформы.

К началу следующей парламентской сессии, которая должна подтвердить внесение изменений в Основной Закон конституционным большинством в 300 голосов, до выборов Президента останется два месяца. Неужели кто-нибудь всерьез полагает, что в сентябре такое голосование будет возможным? Извините – даже не смешно.

Вот господин Гавриш (а куда ему, бедному, деваться?) заявил, что в сентябре собрать триста голосов очень даже возможно, потому что будет понятно, кто станет президентом.

Ну, конечно! К гадалке не ходи – всем все будет понятно. Только вот, не сомневаюсь! – у всех это понимание будет разным. Штабы Ющенко будут уверены в победе Ющенко. А штабы Януковича будут уверены в победе Януковича. Штаб Юлии Тимошенко (если, конечно, у нее будет свой штаб) начнет интенсивно готовиться к разделу должностей при грядущем президентстве Юлии Владимировны.

Президиум ЦК КПУ закажет красивые бланки поздравительных грамот в честь победы Петра Симоненко. И даже Александр Александрович Мороз со скромным достоинством приготовится получить, наконец, сатисфакцию за 1999 год.

И так далее по списку – сколько их к тому времени выдвинется. И вот в этих условиях можно ли будет склонить к урезанию президентских полномочий кого-нибудь из тех, кто уже приготовится эти самые полномочия вовсю реализовывать? Дурацкий вопрос.

Конечно – нет. Вероятно, я чуть погорячился. Верным идее конституционной реформы, может быть, останется Мороз – поскольку именно с реформой, после которой президент станет фигурой преимущественно представительской, Александр Александрович, похоже, связывает свои президентские надежды. Хотя... Рейтинговые игры – вещь опасная. Мало кто помнит, что крах пресловутой "Каневской четверки" в 1999 году произошел на самом деле вовсе не тогда, когда Мороз сначала стремительно согласился, а затем еще более стремительно отказался от выдвижения "единого Марчука", а несколько раньше.

А именно тогда, когда Александр Ткаченко, "подписавшийся" было за "единого Мороза", внезапно взял свое слово обратно. Утверждают, что в критический момент Александру Николаевичу как раз подсунули очередной рейтинг, где будто бы его шансы зашкаливали за все разумные пределы.

Так что, еще раз подчеркну, рейтинговые игрища – вещь опасная, и даже относительно позиции Мороза по конституционной реформе в сентябре нельзя быть уверенным на сто процентов. А уж что касается остальных – и вопросов нет.

За то ли страдали (пусть – недолго, но страдали ведь!) соратники Виктора Андреевича Ющенко под гнетом налоговых и прочих прессингом, чтобы дрогнуть именно тогда, когда победа будет почти что у них в кармане (а они, скорей всего, будут уверены, что – уже в кармане)?

Да разве дрогнут они, устоявшие до сих пор, чтобы проголосовать и в одночасье лишиться всех заслуженных, можно даже сказать – выстраданных плодов долгожданной победы? Да ни за что! Что касается Виктора Януковича, то кулуарно-задушевные откровения на тему – нам полномочия не нужны – у нас стволы есть! – это всё, извините, - понты.

Такие шутки были уместны в апреле, когда над Виктором Федоровичем дамокловым мечом висел вопрос – оставаться ли ему премьером? Это игра такая была – Кучма и Медведчук делали вид, что поддерживают "единого" Януковича, а премьер, в свою очередь, честно делал вид, что поддерживает Конституционную реформу.

Возможно, "делать вид" Януковичу придется и дальше, до сентября, но с каждым днем этот "вид" будет все менее убедительным. Причем, в сентябре принципиально важным окажется не столько то, будет ли еще Янукович премьером (что маловероятно), сколько – будет ли он кандидатом в президенты. Но коллизия получится довольно простая – если он будет кандидатом, то вряд ли его фракция проголосует за реформу, а если не будет – то фракция утратит сплоченность и дисциплину, необходимую для результативного голосования.

Кто у нас остается? Кучма и Медведчук. Тут все не просто и отнюдь не однозначно. Слишком много вариантов. Дело в том, что Кучма вовсе не является таким уж горячим сторонником конституционной реформы. При этом я даже не сомневаюсь в искренности Владимира Малинковича, утверждающего, что Кучма дал согласие рассматривать что-то такое завлекательно-компромиссное.

В искренности Кучмы, я, кстати, тоже, не сомневаюсь. Леонид Данилович вообще – очень искренний человек. Он искренен и тогда, когда беспощадно критикует, и тогда, когда клянется в вечно верности до гроба – даже если речь идет об одних и тех же предметах – о партиях, о пропорциональном избирательном законе, о Конституции (которую гарант регулярно нарушает, искренне не понимая, что - нарушает).

Он очень искренний – Кучма. Только очень уж непостоянный. Ветреный такой. Шалунишка. Постоянство Леонид Данилович всегда проявлял только в одном отношении – в твердой уверенности, что самым главным должен быть он. Всегда. И уходить он не хочет. Никогда.

Максимум – пересесть из президентского кресла в кресло реформированного и облеченного президентскими полномочиями премьера. Технические и юридические процедуры его, вероятно, не интересуют и, скорее всего, он даже не пытается в них разобраться.

Просто Виктор Медведчук убедил его, что конституционная реформа, - это и есть механизм удержания власти. Как - механизм? Почему – механизм? А никак. Без подробностей. Механизм – и все. Вы скажет – глупость, и будете не правы – благодаря этой самой глупости Виктор Владимирович уже два года – глава администрации, и влияние приобрел такое, какое никакому Табачнику, или, скажем, Литвину даже и не снилось.

Правда, Ирина Погорелова жестко разложила по полочкам конституционные нормы, и убедительно показала, что в рамках Конституции (и действующей, и "реформированной") удержание власти Кучмой практически невозможно. Ирина Николаевна – слишком умная и, что вообще не уместно в таком деликатном вопросе, – слишком честная.

В нашем конституционном поле эти качества просто вредные. Кто-нибудь еще скажет, что с 1994 года Кучма находится в президентском кресле два срока. Документы покажет, календарь, цифры всякие, арифметику разведет... А Конституционный Суд решил – один срок. И точка.

Механизм "пересадки" - это дело юристов. А кто у нас главный юрист? – правильно, Виктор Владимирович Медведчук. Так что – спи спокойно, дорогой товарищ Кучма, - юристы бдят. Конечно, у юриста, может быть, есть свои собственные виды, и даже собственные планы на пост "реформированного" премьера, но для чистоты эксперимента предположим (только предположим!), что никаких собственных планов у Медведчука нет и одна у него забота – сохранить у власти Кучму.

И тут возможны варианты. Не зря же Конституционный суд арифметику реформировал. Вариант "B" – "Кучма-3" никуда не делся, стоит на запасном пути. Если, конечно, бурную, практически предвыборную активность Кучмы можно считать "стоянием на запасном пути".

Между прочим, это, в частности, означает, что у Кучмы (в отличие от Гавриша) вовсе нет такой уж уверенности в успехе сентябрьского голосования по реформе. Косвенно из этого следует, что у Медведчука могут начаться проблемы.

Как красиво сказал один умный человек: "Положение у Медведчука хорошее. Но не безнадежное". Но это так, к слову. Принципиально важно следующее: совместить два варианта спасения Кучмы совершенно невозможно. Тут уж одно из двух – или выдвигаться в качестве кандидата в президенты (Кучма-3), или конституционная реформа.

Есть еще, конечно, третий вариант – Кучма успокаивается и начинает готовиться к новому послепрезидентскому будущему. Но в это поверить трудно. Судя по лихорадочной активности президента, сам он все больше склоняется к идее третьего срока – со всеми своими нынешними полномочиями, разумеется.

Ну, и кому после этого будет нужна конституционная реформа? Во всяком случае, не Кучме. Некоторый драматизм, какую-то интригу в процесс имел возможность внести Виктор Ющенко. Что изменилось бы, если бы "Наша Украина" хором проголосовала за проект конституционных изменений?

В политическом аспекте изменилось бы многое. Снизился бы (до сентября) прессинг на "нашеукраинских" депутатов. Возможно, удалось бы сбавить темп (или даже вовсе приостановить) разворачивание проекта "Кучма-3", который лично мне кажется куда более опасным и более реальным, чем вариант "единого Януковича".

Возможно также, что триумфальное голосование по проекту на какое-то время удержало Александра Мороза от политически самоубийственного участия в выборах. Что касается собственно конституционного аспекта, то июльское голосование ничего не означало и никого ни к чему не обязывало.

Это как раз тот случай, когда цыплят будут считать именно по осени. Но – не проголосовали. Как говорят, "заиграно". Без гипотетического политического цинизма, не проявленного "Нашей Украиной", "Конституционная реформа-2" не имеет никаких шансов на реализацию. Интриги нет. Конституционной реформы – нет и не будет. По этому поводу можно радоваться. Об этом можно сожалеть, но обсуждать тут больше нечего.

Нынешней Конституции никакие изменения в ближайшее время не грозят. С чем можно было поздравить друг в друга в день Конституции.



Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования