Нацбанк объяснил: клиенты банков не обязаны рассказывать о себе все

Среда, 16 ноября 2011, 08:22

Граждане не обязаны заполнять анкеты банков, разработанные для выявления доходов, полученных преступным путем.

Национальный банк разъяснил, что клиенты должны сообщать банку паспортные данные и идентификационный код, а остальную информацию – лишь по собственному желанию, пишет "Коммерсант-Украина".

Соответствующее письмо Нацбанк разослал почти через месяц после крайнего срока формирования банками баз данных о своих клиентах (22 октября), отмечает газета.

Из письма следует, что в обязательном порядке клиенты должны раскрывать банкам только информацию, установленную законом.

Ст. 9 закона "О предотвращении и противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма" требует от физических лиц раскрытия лишь паспортных данных и идентификационного кода.

"Если банк считает необходимым получить дополнительные данные, не предусмотренные законодательством, он должен определить перечень документов и сведений, определить условия их предоставления в договоре с клиентом или опроснике", - указывается в письме.

В частности, НБУ не считает важным для банков иметь информацию о движимом и недвижимом имуществе клиентов, которые получают через банк зарплату, пенсию, стипендию или социальную помощь, имеют депозиты на небольшие суммы и не пополняют свои счета из других источников на сумму больше 150 тыс. грн за квартал. 

Раздел III постановления НБУ N22 обязывает банки присвоить высокий уровень риска лишь клиентам, связанным с терроризмом, являющимся публичными деятелями или связанным с ними, а также проживающим в странах, которые не выполняют рекомендации FATF.

В остальных случаях банки могут принять внутренний документ с дополнительными критериями риска и просить клиентов добровольно сообщить о себе личную информацию.

При этом отказ клиента от ее предоставления не может стать причиной отказа банка от его обслуживания.

НБУ будет "предоставлять должную оценку фактам отказа банков". 

Так Нацбанк отреагировал на жалобы клиентов на то, что банкиры требуют от клиентов предоставления данных о доходе семьи, о наличии среди родственников клиента работников или основателей банка, о семейном положении, наличии автомобиля.

Банкиры удивлены изменением позиции НБУ и отмечают, что им удавалось получать от клиентов требуемую информацию, которая является конфиденциальной

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования