Тетя Юлии Тимошенко Антонина Ульяхина: Я не желаю Юле сегодня премьерства

Вівторок, 27 листопада 2007, 17:32

Сейчас в БЮТ наложен неофициальный мораторий на комментарии по текущей ситуации – Юлия Тимошенко не хочет лишний раз злить Ющенко накануне своего возможного премьерства. Выступать от имени БЮТ может ограниченное число людей, при этом пройдя инструктаж в центральном офисе партии.

Чтобы узнать, чем реально живет сейчас Тимошенко, мы пошли в обход.

Антонина Ульяхина – это человек, который обладает нестандартными знаниями о Тимошенко – изнутри, из семьи, с момента ее рождения. Это – родная тетя Юлии Тимошенко, которая со временем также пришла в политику. Сегодня Ульяхина возглавляет "Батькивщину" в родной Днепропетровской области.

А родственный статус позволяет тете не только знать, но и прогнозировать поведение своей племянницы. За все эти годы она ее хорошо изучила.

Данный разговор с Антониной Ульяхиной состоялся накануне дня рождения Тимошенко в кафе на втором этаже… киевского ЦУМа. Туда тетя зашла выбирать подарки своей звездной родственнице. На момент начала интервью был приобретен золотой кулон со знаком зодиака "Стрелец" и тремя бриллиантами за полторы тысячи гривен.

После прочтения вашей книги "Юля, Юлечка" складывается впечатление, что вы скорее не тетя Юлии Владимировны, а ее сестра. И ваши отношения, описанные в книге, похожи на сестринские.

У нас в семье все друг к другу так относятся. Но ближайшим человеком к Юлии Владимировне, является, конечно, ее мама – моя старшая сестра. Она и для меня ближайший человек.

Тимошенко формировалась на ваших глазах, вы наблюдали ее с самого детства. Как вы думаете, насколько у Тимошенко хватит нервов не хлопнуть дверью в этой затянувшейся истории с формированием коалиции? Есть ли у нее запас прочности на то, чтобы не послать всех подальше и начать президентскую кампанию из оппозиции?

У Юлии Владимировны и терпения хватит, и нигде она не хлопнет дверью, и никого не пошлет. Ведь она – серьезный политик.

Мы же с вами понимаем слово "политика" не как-то примитивно, правда? Политика – это и есть длительные переговоры, иногда короткие блиц-победы. Это такая же технология, как и технология по приготовлению пищи – надо выдержать, что за чем бросать и сколько варить.

Коалиция практически сформирована. Остались люди, которых надо или убедить, или согласиться пойти на компромисс.

Хотя я понимаю, что основной игрок в этой команде из семи неподписантов – конечно, Виктор Ющенко. И я думаю, что сегодня президент просто демонстрирует, что он тоже тяжеловесная фигура. Одно его слово – и будет подписана коалиция. Это мое личное мнение.

Если это понимаете вы, то это понимает и Тимошенко…

Юля и не тревожится по этому поводу. Она что, часто бывает на экране и высказывает какие-то претензии? Нет. Поэтому, я думаю, что коалиция будет. Скорее всего…

Вы знаете Тимошенко много лет. На какие уступки она готова пойти, чтобы все-таки стать премьером? А на что она никогда не пойдет, чтобы стать премьером?

Давайте поменяем ракурс. Стать премьером – это не самоцель для Юли. Премьерство – это инструмент в руках политика, который дает немножко больше возможностей.

Чтобы стать премьером, Юлия Владимировна не пойдет ни на какие вещи, которые ее могут идеологически повернуть в другую сторону.

Например, уже в процессе подписания коалиционного соглашения оттуда убрали пункт об отмене призыва в армию с 1 января 2008 года. Для Юлии Тимошенко это был один из самых убойных лозунгов на выборах, который принес ей очень хороший результат. И тут она от него отказывается…

Я не могу обсуждать этот вопрос, я не видела коалиционное соглашение и не знаю, от чего они отказались. Вы видели это?

Да. В коалиционном соглашении пункт об отмене призыва с 1 января поменяли на слова "призыв отменяется по мере того, как будут найдены финансовые инструменты для этого".

Это компромисс! Он же не запрещает прекратить этот призыв в любое время, когда будет возможность? Так что мы еще можем выдержать свои строки.

Первое января наступит через месяц.

Ну и что?

Очевидно, что никто призыв не отменит.

Почему очевидно?

Потому что Ющенко сделал это одним из ультимативных условий своего согласия внести кандидатуру на пост премьера.

А Ющенко здесь при чем?

Вооруженные силы – это его сфера компетенции.

Это его компетенция? Нет вопросов! А наша задача – это найти пути решения, чтобы молодых ребят не брали в армию и не выпускали оттуда неподготовленными.

И мы знаем, где деньги взять для этого – мы же уже делали программу "Контрабанда-Стоп".

Вы знаете, нам тоже приходилось общаться с людьми, которые прямо говорили, что во время реализации программы "Контрабанда-Стоп" вырос тариф взяток – переплачивали за риск.

Неправда. Откуда взялось 700 миллионов в бюджете? Это случилось именно за счет тех шагов, которые были грамотно нами сделаны, чтобы прекратить коррупцию. Я ведь тоже имела дело с таможней.

В каком статусе?

Как предприниматель... И чтобы не платить взятки, я брала очень большой период на растаможку своими контрагентами. Все равно таможню мы проходили. Так что не все на таможне платят – а только если есть нарушения.

Ваша племянница Юлия Тимошенко уже раз была премьером. Перед тем, как Ющенко отправил ее в отставку, она как-то советовалась с вами, с близкими?

Да. Мы вообще в семье с первой секунды, с момента начала "коррупционного скандала" знали, что Юля уходит в отставку. Если только не будут по-честному, по-моральному сделаны поступки со стороны власти.

Я понимаю, что она тоже власть. Но мы с вами знаем, о какой власти мы говорим… которая являлась причиной этого коррупционного скандала.

О Ющенко вы вспоминаете со злостью?

Кстати, я к нему очень неплохо отношусь. Я с ним встречалась во время предвыборной кампании, когда мы выбирали его президентом. Он – нормальный человек.

Мы общались, разговаривали... Мое отношение к нему положительное. Но я хочу сказать и другое: есть такие моменты, в которых я бы, допустим, так не поступила, вы бы так не поступили. Но есть люди, которые поступили бы точно так же, как он. У нас может не хватать какой-то информации…

То есть, вы не осуждаете Ющенко за отставку Тимошенко в 2005 году?

Я осуждаю Виктора Андреевича как политика. Он сделал политическую ошибку. А как человек я могу понять его чувства.

Почему?

Я считаю, что женщина обычно очень тяжело движется в политике, ведь мужчины априори считают, что только они правы при решении любого вопроса.

Поэтому я как человека Ющенко понимаю, что он заблуждался. Он мог быть свято уверен, что совершает благие шаги – для себя как человека и политика. Ведь была стопроцентная уверенность, что Тимошенко потеряет рейтинг. Была стопроцентная уверенность человека, что он убирает своего конкурента в самую удобную минуту.

Когда происходили эти события, как у вас в семье, в семье Тимошенко это воспринималось?

Мы сразу все оставили и приехали в Киев.

"Мы" – это кто?

Это ее мама, я приехала с мужем, дети приехали... Мы старались быть возле нее. Да, это было тяжелое время для Юли! Но это был не критический период. Потому что у Юлии Владимировны очень быстрый ум. Она умеет считать не только плюсы, но и минусы. В совокупности это давало плюс.

Это было событие, которое, по сути, привело к краху легенды оранжевой революции.

А я это рассматриваю по-другому. Это было событие, которое в очередной раз доказало, что ничто человеческое не чуждо ни революционеру, ни вождю. Вступают в действие обычные законы человеческого бытия.

Какие?

Единство и борьба противоположностей. Единство у нас было, когда мы выступали вместе за мораль, а борьба противоположностей – это разные взгляды, разные пути к одной и той же цели. Противоречия ведь могут разрешаться разными способами. И отставка была еще не самым страшным.

А какой путь мог быть страшным?

Вплоть до уничтожения.

Тетя Юлии Тимошенко на одном из съездов БЮТ в Киеве. Фото Анны Андриевской

Какие ошибки Тимошенко совершила после революции?

Я считаю, что она как раз ошибок не совершила. Может быть, мы скажем по-другому: "Где Юля проявила себя не столько как политик, сколько как женщина?". (Понижает голос) Юлия Владимировна, уже имея отрицательный опыт дружбы с президентом, все равно его поддерживает – как человека, в котором все-таки видит больше надежд.

Тимошенко уже дважды была при Ющенко во власти, когда, уйдя в отставку, она выигрывала следующие за этим выборы. Ющенко боится, что сейчас он назначит Тимошенко премьером, потом она уйдет в отставку и выиграет выборы президента. А мечта Виктора Андреевича о втором сроке превратится в мираж.

Я не думаю, что президент чего бы то ни было боится. Давайте посмотрим по-другому. Я думаю, что Ющенко ведет свою партию. У него тоже есть свой расчет. Он, как опытный игрок, пытается загнать шар в свою лузу.

Я думаю, что он сделал выводы о тех ошибках, которые совершал. Если бы в 2005 году не распалось оранжевое правительство, сегодня у Ющенко было бы намного больше шансов второй раз избраться президентом демократических сил. То была его ошибка. Но – не контрольный выстрел в его голову.

Вопрос в другом. Вы как человек, знающий Юлию Тимошенко, какими словами могли бы убедить, что, внеся Тимошенко на премьера, Ющенко гарантировано не получит врага у себя в тылу? Что после премьера Тимошенко не выдвинется в президенты?...

Кому это выгодно? Скажите, зачем Тимошенко уничтожать своего партнера? Зачем – что, у нее много партнеров?

Чтобы стать президентом.

Пост президента? (Повышает голос) Это можно рассматривать как последний шаг в жизни! Ну, стала президентом! Что дальше?

Второй срок.

Второй срок – хорошо, только это звучит как у рецидивиста…

Я знаю, что Юлии Владимировне не нужен пост президента, потому что лучше работать в паре.

Но ей проще работать в паре с Турчиновым, чем с Ющенко.

А вы считаете, что от одной партии будет и президент, и премьер? Проще – это не значит еще, что это 100% правильно. Бывают сложные партии, которые разыгрываются, но потом дают государству очень и очень многое.

Юля – государственный человек. Привыкните, что на первом плане у нее стоят интересы своей страны. Это я не говорю высокими словами.

Приведите пример из жизни, чтобы в это можно было поверить.

(Пауза) Когда было очень тяжело, и Лазаренко в момент опасности встал и уехал – почему не уехала Тимошенко, как вы думаете?

Может быть несколько объяснений. Первое – она пыталась занять освободившуюся нишу главного человека в оппозиции.

Ну и что? Это что, большая честь?

Во многих странах быть лидером оппозиции – это действительно большая честь.

Но разве она тогда стала лидером оппозиции?

Со временем стала. Тогда это было начало пути. А вы знали Лазаренко?

Конечно, это наш земляк.

А на бытовом уровне? Не просто как губернатора, а как Пашу?

Боже сохрани! Я его знала, как все. И Юлия Владимировна его в большинстве случаев знала, как все. Потому что мы заходили в тот кабинет подписывать бумаги, не более того…

Юля – это человек, который всю свою жизнь связывает с историей своей страны. Хотя она имела нормальные средства, чтобы уехать.

Юлия Владимировна – это человек, который не безразлично относится к тому, как говорят об Украине, что о ней напишут. И вспомните – мы от нее не слышали резких слов в адрес президента. Даже в самое тяжелое время!

Вы помните легендарное выступление Тимошенко с ленточками на канале "Интер" после отставки? Если Ющенко видел, то он в телевизор бросал табуретки…

А вот здесь давайте скажем так: кто кому доктор? Надо быть талантливее, надо быть умнее, и тогда ты – первый. Юлия Владимировна всю свою биографию делала сама. Ей не на кого обижаться.

Тимошенко в одном своем интервью "Украинской правде" сама сказала: "Моя цель – стать лидером государства, президентом". И, мол, это она осознала еще с самого детства, когда умер Брежнев…

Да, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но для этого приходит свое время, свой срок. Надо прожить какую-то жизнь до генерала. Мы же не можем сказать, что Юлия Владимировна хочет стать скороспелым генералом.

Вы считаете, если она станет президентом в 2010 году – это будет "скороспелый генерал"?

Я не желаю ей этого. А сегодня я не желаю Юле премьерства. И я не желаю ей президентства.

Пока такая ситуация в стране, когда не действуют законы, договоренности, когда в этой стране нет классической оппозиции, пока не выработаны правила игры – мне бы хотелось, чтобы в это мутное время другие люди этим занимались.

Мне бы хотелось, чтобы Юля пришла в тот счастливый момент, когда уже все всем понятно.

Но ведь политики, как и все люди, не вечны.

Она очень молода. Если у нас доживают такие как Звягильский…

Но не хотелось бы видеть Юлию Владимировну в таком возрасте на этом посту.

И не будете видеть. Это не тот человек, Юля уйдет вовремя. Она как балерина.

Знаете, есть балерины, которые не уходят вовремя. Это жалкий случай. Юлия Владимировна из политики уйдет вовремя. Потому что она самодостаточный человек во многих областях.

Она будет прекрасно писать, если пойдет в науку, и многое для нее сделает. Юля начинала хозрасчет на нашем машиностроительном заводе, она вела курсы и обучала очень многих людей этому новому тогда течению. У нее есть склонность к науке.

Юля великолепна в бизнесе. Например, нашей семье было бы в радость, если бы она ушла в бизнес.

А, вы сами наталкиваете на воспоминания о 10 миллиардах, которыми оперировали ЕЭСУ…

10 миллиардов – это оборот. Это затраты и приобретения.

Но даже если "осела" десятая часть этих денег, то выходит уже миллиард.

Осела в виде чего? Мы ни на одном предприятии не получали дивиденды! Все оседало в виде развития производства.

Да, но сейчас Тимошенко утверждает, что у нее нет ни одного предприятия.

У нее нет, но есть у детей. Есть гранитный завод, фирма "Беютага"...

И все?

Почему все? Дети у нас занимаются бизнесом. Есть вареничная и кафе в Днепропетровске.

А вот с этого момента поподробнее! Где они находятся?

Вареничная – на проспекте Карла Маркса, 65. Это вареничная Жени Тимошенко. А кафе "Золотая рыбка" – это моя дочь, Танечка Шарапова. Кафе "Золотая рыбка" и "Вареничная". Так и называется, находятся в одном доме.

Я всего и не знаю. Есть у Саши Тимошенко бизнес. Есть у моего зятя бизнес. Есть у Шона бизнес. Дети самодостаточны.

Чем занимается ваш зять?

Мой зять занимается гранитом, его реализацией, новыми направлениями. У нас есть гранитный карьер в Днепропетровской области. Причем это не государственный карьер. Мы отводили землю и начинали обработку камня еще в 1992 году.

Вспомните 1997 год. Тогда ЕЭСУ работала с горно-обогатительными комбинатами, металлургическими… Это – совершенно другой масштаб, это была как высшая лига бизнеса! Потом это все забрал Коломойский, Пинчук, остальные... Видя их сейчас, Тимошенко ведь понимает, что она могла быть вровне с ними, находиться в рейтинге миллиардеров на второй или третьей позиции.

У Юли не было такой цели. Вот сколько вам надо, чтобы ваша семья нормально прожила? Человеку надо столько, сколько он может потребить.

Сколько Юлии Владимировне надо потребить в год, чтобы она нормально себя чувствовала?

Юля – очень скромная, почти аскетическая в еде. А наряды у нее от украинских модельеров.

"Луи Виттон"?

"Луи Виттон" – почему нет?

Просто это не совсем аскетичный бренд.

Юлия Владимировна представляет сегодня страну. Я за то, чтобы у нее были такие наряды как от "Луи Виттон".

Но декларация у нее как у бедного человека!

Так и есть! Но Юля не одна в семье. Зарабатывают дети, муж, даже мы, пожилые люди... Поэтому Юлию Владимировну мы всячески поддерживаем.

И поверьте, у нас бывает такой момент, когда мы все сбрасываемся – абсолютно все, подчищаем все свои коморки, и Юлия Владимировна едет и покупает себе "Луи Виттон".

Все говорят о ее новом доме на дамбе…

Ребята, ну возьмите вы ее новый дом с вот такими комнатушечками! (показывает руками) для всей нашей большой семьи… И возьмите посмотрите, что строится рядом…

Даже если дом маленький, он в этом месте стоит миллионы.

Но это же не ее дом.

А чей?

Я не буду открывать эту тайну. Юлия Владимировна живет не в своем доме, чтобы вы не переживали.

Она давала интервью перед прошлым Новым годом, где говорила: "Мы купили новый дом и теперь будем праздновать Новый год в новом доме".

"Мы" – это вся семья. Да, мы в складчину купили этот дом, мы имеем такие доходы.

А Жене Тимошенко вы купили дом в Конче-Озерной?

Да.

Вы как Антонина Николаевна Ульяхина?

Да. Это мой подарок Жене на свадьбу.

Разве это не было ошибкой Тимошенко – подать такую декларацию, когда все знают, что это неправда? Если даже оборот был миллиард, физически не могло так случиться, чтобы нигде ничего не осело.

Эти деньги осели в колхозах и совхозах.

Но компании в оффшорных зонах у вас тоже были…

Нет. Назовите мне хоть один счет в оффшоре!

А "Сомолли", а "Юнайтед Энерджи"?

Не было! У Юлии Владимировны не было ни одного оффшора, ни одного предприятия. "Сомолли" – это не ее предприятие.

Я сегодня найду вам двадцать партнеров, но это же не значит, что я имею на них влияние. Вы заблуждаетесь. Это было выгодно показывать Юлию Владимировну как акулу капитализма.

Мы вели к тому, что Юлия Владимировна на каком-то этапе вышла на тот уровень, когда она могла стать фигурой масштаба Коломойского или Пинчука…

А необходимость у нее такая есть? Я же вам говорила, Юля – человек аскетический. Для нее не является плюсом то, что у нее много денег.

Хорошо, власть?

Власть – это не самоцель. Она же не королева, чтобы продолжать род власти. Самоцель у нее – чтобы ее внуки и правнуки жили в нормальной демократической стране. (Пауза) Хотя слово "демократической" я не очень люблю. Давайте скажем, в нормальной, богатой стране.

Почему вы не любите слово "демократической"?

Мы пока вкладываем разные понятия в слово "демократия". И мы до классической демократии еще очень далеки. Я эту "демократию" видела на последних выборах в Днепропетровске – и админресурс, и хакерские атаки на наши серверы... Но это уже другая тема…

Так что меня не переубедишь, что сейчас мы живем в демократической стране.

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді