Священність держави або священність совісті

Вівторок, 20 травня 2014, 13:25

Клеймо неправедности легло на Россию в глазах революционной Украины. Два взаимосвязанных обвинения – в агрессивности и лживости – получают ежедневные подтверждения.

Весь мир, страны с независимой позицией осуждают действия России. Сомнительными уже стали права РФ заседать в Совбезе ООН, как страны, для которой глобальная безопасность отныне – не ценность.

"Международный сговор, направленный против национальных интересов России" – так трактуется официальным Кремлем эта солидарная позиция. Национальные, державные интересы РФ позиционируются как не подлежащие моральной оценке. В парадигме нынешней России они и есть мораль.

Не зря в гимне страны первой фразой звучит "Россия – священная наша держава".

Священство державы – это позиция высшего морального и духовного арбитра, которую держава перенимает на себя. Она оттесняет от этой роли традиционный духовный институт Православной Церкви, которую в значительной степени обезоруживает своим покровительством.

И она прямо воюет с проявлениями совести, или кантовского "внутреннего закона" своих граждан, когда они уличают державу в неправедных действиях.

Такие совестливые русские люди – самый главный на сегодня враг Российской державы, объявившей себя священной, и при этом творящей неправедные дела. Совестливого человека не обвинишь в том, что он следует собственным интересам; его позиция праведна, поскольку бескорыстна, а порою и жертвенна.

Какая корысть была семерым молодым людям выходить в августе 1968-го на Красную площадь с акцией протеста против вторжения советских войск в Чехословакию?

Они понимали, что за это их ждут годы тюрьмы и ссылки, и не все, возможно, выйдут на свободу. Пусть не такие жесткие, но тоже малоприятные меры пресечения предпринимались по отношению к совестливым русским людям, что выходили на уличные акции весной этого года.

Чего стоит одна акция "Умойтесь кровью" перед зданием ФСБ в Санкт-Петербурге 13 мая.

Эти акции только спровоцированы внешними факторами – "за Чехословакию" или "за Украину". По сути же они – феномены российской жизни, подобные тем, что российская история предъявляет уже не первое столетие: феномены безнадежного жертвенного протеста совестливых людей против лживой, агрессивной, коварной российской власти.

Жертвенность, однако, характеризует и приверженцев священства державы. Можем вспомнить самоотверженных воинов Великой Отечественной войны, отдавших жизни за будущее своей страны. Продолжателями их дела объявляют себя добровольцы-россияне, отправляющиеся воевать на стороне ДНР против революционной Украины.

Свою позицию они трактуют, как участие в цивилизационном противостоянии Запада и Родины – США и Евразии.

В этом противостоянии иные из них готовы убивать или быть убитыми – во имя идеала победы.

Жертвенность во имя идеала победы допускает жертвование как собой, так и другими. Это высокое напряжение пассионарности. Выше него – только чистая жертвенность, в которой уже нет "другого", в которой человек вне истории, один на один с Богом, экзистенцией, Дао, Высшим Законом.

Здесь он может жертвовать только собой. Эти уровни пассионарности выделил Лев Гумилев – идейный евразиец, кстати.

В российской исторической традиции всегда обнаруживались люди, способные на такую высокую жертвенность. А жертвоприношение, как ни странно, зачастую осуществляла их держава, Россия.

Держава, претендующая на священство, нередко принималась за регламентацию духовной жизни своего народа, что наталкивалось на жесткий отпор с его стороны. Примером может служить Никонианская реформа XVII века и противодействие ей – Раскол.

Раскольники не принимали, отвергали право Левиафана-державы толковать, фиксировать и внедрять духовные каноны. В этом – пафос и энергетика Раскола. Врагами раскольников были Антихрист, Тьма, Ложь – уже тогда держава пыталась оболгать своих обличителей.

Они выбирали праведную смерть в массовых самосожжениях (гарях), потому что праведной жизни вне своей, Истинной Церкви – не мыслили. А Истинной Церкви их лишила Никонианская, державой инициированная реформа.

Были те, кто сопротивлялся с оружием в рука. Речь идет о Соловецком восстании 1667-1676 годов, но сильнее бунтов устрашала решимость сотен и тысяч верующих принять мученическую смерть, чтоб избежать неправедной жизни.

Абсурдно уличать старообрядцев в том, что они агенты Запада. А ведь они, так же как и диссиденты нашего времени, оспаривали идею священства державы.

Православная Церковь в лице праведных пастырей поднимала голос против произвола и насилия неправедной власти. Сюжет противостояния Митрополита Филиппа ІІ и Ивана Грозного стал широко известен благодаря яркому фильму Павла Лунгина "Царь".

Обличая опричнину, Филипп навлек на себя и родных царскую немилость и гибель. Впоследствии он был канонизирован Православной церковью.

В этом столкновении праведности и жестокого царского произвола не все точки расставлены и поныне: признание святости Митрополита делает невозможной канонизацию Ивана Грозного, хотя поборниками священства державы ставится такая задача!

Неправедная власть в России долгие столетия ассоциировалась с самодержавием, с его произволом, разгулом насилия и узаконенным неравенством.

Последние пару веков неправедные установки власти в России работают на идею империи. Неправедность имперской власти проступает в том же произволе, неравенстве и насилии, но теперь все чаще – по отношению не к отдельным людям или даже городам, а к целым народам. К этому добавилась системная ложь.

Теперь окормление ложью подконтрольного народа империи замещает другие способы воздействия на него – а главным таким способом был, прежде всего, террор.

Еще в 30-тые годы ХХ века массовые репрессии и казни помогали усмирению непокорных. Теперь всех, кого по прежним меркам можно было запугать или расстрелять, следует оболванить.

Гуманизация мира – это вызов для империи, на который она отвечает эскалацией лжи.

Внутри России идет очищающий бой размежевания на власть неправедную и – праведников. Очищающие бои против неправедной власти – шанс к развитию.

В протестантском бунте XVI века в Германии в неправедности была уличена сама Церковь! Ей вменялось не только стяжательство пастырей и распутство монахов, но отрицание евангельского принципа равенства перед Богом богатых и бедных через введение практики индульгенций.

Реформация не только отстояла себя, но и подтолкнула процессы обновления в католичестве. Тем самым были заложены предпосылки расцвета Европы в эпоху модерна.

Казалось бы, кто как не Церковь призвана уличать власть в неправедности – это ее естественная, первостепенная задача. Но до сих пор Русское Православие не подвергло критике тотальную ложь подконтрольных Кремлю СМИ, не высказало даже соболезнований по поводу смертей своих мирян в революционных событиях.

Идея священства державы, кажется, заворожила и обольстила (sic!) православных иерархов России.

Внутри самой России, между русскими людьми, проходит граница священства державы и священства совести. Она существует уже сотни лет, и ее характеризует, можно сказать, процесс секуляризации.

Православная Церковь сегодня – не рупор коллективной совести великой страны. Ее рупор – отдельные совестливые россияне. Именно они закладывают основы обновления России.

Ольга Михайлова, аспирант-политолог, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Росія заплатить за війну: як США зробили важливий крок до конфіскації $300 млрд  російських активів

Чому міста не зацікавлені будувати власні електростанції на своїх територіях?

Чому росте тіньовий ринок тютюнових виробів

Як Україна допомагає удосконалювати американські стандарти тактичної медицини

Ринок, який неможливо знищити ракетами

Як безболісно запровадити електронний документообіг