Реформаторський ривок по мінному полю

Понеділок, 26 жовтня 2015, 09:04

Буквально с этой недели в стране, наконец, запустится маховик кардинальных реформ. По крайней мере, о таких намерениях 21 октября в Ивано-Франковске проговорился президент Петр Порошенко на встрече с рабочими тамошнего цементного завода.

"Сразу же после выборов – я об этом никогда не говорил и не хотел говорить до выборов, но вам скажу – у нас будет четыре года без выборов, без популизма, когда, наконец-то, мы сможем продемонстрировать решительные шаги по развитию нашего государства", – сказал он.

По словам Порошенко, речь пойдет "о решительных шагах" по борьбе с коррупцией, реформированию судебной системы, завершению реформирования прокуратуры и в ряде других направлений.

Кроме того, сразу же после выборов глава государства анонсировал начало "серьезной работы" по восстановлению экономики и привлечению инвестиций.

С учётом того, что практическое начало кардинальных реформ было одним из ключевых требований Майдана, намерения президента запустить, наконец, серьезные реформы в важных направлениях, безусловно, отвечает насущным запросам общества. Которые, в силу ряда причин, так и остаются неудовлетворенными до сих пор.

Правда, анонс президента о послевыборных "решительных шагах" заставляет задать несколько вопросов о стратегии и тактике власти.

Обладая огромным кредитом доверия общества, и располагая готовностью людей смириться с временными трудностями в ходе проведения перезревших реформ, президент Порошенко не рискнул начать их ни после своего избрания, ни после получения своего большинства в новоизбранной Верховной Раде, ни после прекращения активных боевых действий на Донбассе.

Впрочем, начать реформы прямо сегодня также не поздно. И, снова цитируя блестящего идеолога успешных грузинских реформ Каху Бендукидзе, их можно начинать с любой сферы. В том числе, и в тех, которые перечислил Порошенко.

Хотя сегодня и кредит доверия и готовность людей терпеть очередные "временные трудности" ради успеха "серьезных шагов", которые совершенно произвольно после очередных выборов решил предпринять президент, будут значительно меньше, чем весной-летом 2014-го.

Следующий вопрос касается обоснованности привязанности такого сущностно необходимого шага как коренные преобразования в важнейших сферах к ситуативным составляющим типа избирательных кампаний.

Примеры успешных реформ в той же Грузии, Сингапура, наших соседей из Восточной Европы – убедительно говорят о необходимости:

1) четкой формулировки стратегической цели реформ;

2) их последовательного проведения без тесной привязки к перипетиям текущей политической ситуации.

И хотя эти остающиеся неразрешенными "несостыковки" в планировании и запуске кардинальных реформ made in Ukraine и способны повлиять на темпы их проведения, шансы на успех реформирования остаются высокими.

К тому же кое-какие частичные успехи в этом процессе уже достигнуты. Что признал, в частности, тот же МВФ.

Координация координаторов

Для того, чтобы закрепить эти успехи и радикально увеличить масштаб имеющихся "историй успеха" перед стартом анонсированных президентом кардинальных реформ, необходима согласованная и в обстановке доверия работа всех участников треугольника "парламентское большинство – сформированный им Кабмин – президент".

Однако вместо консолидации реформаторских усилий с Кабмином и парламентским большинством, президент Порошенко, судя по всему, увлекся традиционной "забавой" украинских гарантов – коллекционированием полномочий.

Но если автократы Кучма и Янукович могли себе это позволить, то попытки Порошенко переделать под себя баланс сдержек и противовесов нынешнего парламентско-президентского устройства государства в теперешних сложнейших условиях могут привести к серьезному политическому кризису.

Очередным шагом главы государство в этом направлении стал указ о создании Координационного совета по взаимодействию с правительством при президенте. Указ появился на этой неделе – синхронно с анонсом о готовности к "решительным шагам" сразу после выборов.

Само по себе намерение президента координировать усилия с правительством, где большинство министров назначены по квоте главы государства, – безусловно, правильное.

Однако создание некоего специального органа с юридической точки зрения является превышением конституционных полномочий президента в парламентско-президентском государстве.

Поскольку правовой порядок отношений между президентом и правительством четко и недвусмысленно зафиксирован в законе о Кабинете министров Украины.

А в администрации президента уже существует Отдел обеспечения связей президента с Кабинетом Министров, который выполняет свою работу. Зачем, спрашивается, еще один орган по "координации координации"?

Возможный ответ: в указе спрятана самая настоящая мина под консолидацию работы треугольника парламентское большинство – Кабмин – президент. А именно – пункт о том, что Координационный совет "готовит предложения об остановке действия актов Кабинета Министров по мотивам несоответствия их Конституции Украины".

Это практически дословное повторение формулировки о праве президента приостанавливать решения местной власти "по мотивам несоответствия их Конституции Украины" из изменений по децентрализации.

Но в данном случае возникает вопрос, на каком юридическом основании Координационный совет, по сути, внеконституционный орган, получит полномочия проверять акты правительства на соответствие Конституции, которых нет и у самого президента Украины?

Ведь Конституция четко определяет: это исключительная прерогатива Конституционного Суда. Теперь же этим правом наделяют себя чиновники АП.

Вызовы и шансы

В результате вместо скоординированной работы АП и Кабмина по проведению действительно востребованных кардинальных преобразований, страна рискует вместо стабилизации после выборов получить ожесточенную борьбу по перетягиванию властного каната.

Вряд ли это будет выглядеть столь безобидно и смешно, как препирания Шуры Балаганова с Паниковским – "А ТЫ кто такой?!".

Учитывая отсутствие монолитности в нынешнем составе коалиционного большинства, желание нескольких политсил сократить президентские "четыре года без выборов" до нескольких месяцев, затяжной социально-экономический кризис, ситуация может вылиться в масштабный политический кризис.

И в этом случае общественный запрос на серьезные реформы снова будет отложен в долгий ящик.

Для того, чтобы этого не произошло и имеющиеся отдельные успехи преобразований превратились в мощный поток успешных реформ необходимы несколько обязательных условий.

Одно из них – грамотный стратегический менеджмент реформ и обеспечение квалифицированного тактического реагирования на текущие задачи процесса реформирования.

Как ни парадоксально, ближе всего к институциональному решению этих задач подошел президент. Но не Порошенко и даже не его предшественник-реформатор Ющенко. А Леонид Кучма, который ввел в министерствах должности государственных секретарей.

Правда, не надолго. И задач именно по реформаторской активности Кучма перед госсекретарями не ставил. Их функционал был – обеспечить стабильную и качественную работу министерств вне зависимости от смены министров-ставленников тех или иных политических сил.

В этой структуре по разделу полномочий министры – это политические фигуры, госсекретари – грамотные технократы.

В нынешнем "большом реформаторском заплыве" введение подобного института "уполномоченных по реформированию" при министрах, буквально тонущих в "текучке", даст возможность, наконец, чётко определить: 1) задачи реформирования; 2) ответственных за их решение; 3) механизм решения этих задач.

Возможно, большинство, Кабмин и АП выйдут и на какой-то другой – обязательно согласованный всеми сторонами и консолидирующий их усилия вариант менеджмента реформ.

Пока еще не поздно, всем сторонам процесса нужно сделать шаги навстречу друг к другу. Чтобы история с "запуском-кардинальных-реформ-после-выборов" превратилась не в грустную сказку с печальным концом для всех участников большой игры, а стала Историей Успеха Украины.

Андрей Миселюк, директор Института социально-политического проектирования "Диалог", для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як звати невідомого солдата?

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції