Кабмін "під ялинку"

Понеділок, 30 листопада 2015, 13:30

В этом году к излюбленной депутатской забаве "Бюджет под ёлочку", хорошо хоть народные избранники так развлекаются не каждый год, добавится еще одна под названием "Кабмин под ёлочку".

К этому Новому году народные избранники обещают подготовить стране целый пакет "апгрейд-подарков": 1) перезагрузку правительства; 2) перезагрузку Налогового кодекса; 3) бюджет-2016 уже на новой налоговой базе.

Три орешка для парламентских зуб(р)ов

Как представляется, после истечения 11 декабря годового иммунитета от отставки нынешнего Кабмина и отчета правительства за год работы, возможны три сценария дальнейшего существования связки "Коалиция&сформированный ею Кабмин Яценюка".

Первые два – радикальные. Они чреваты серьезными рисками и вызовами. И по состоянию на день сегодняшний – маловероятны.

Третий – компромиссный.

Он выглядит наиболее вероятным и одновременно наиболее оптимальным в существующих условиях.

Сценарий первый из двух маловероятных: коалиция и президент признают работу Кабмина по итогам годового отчета удовлетворительной. И отказываются от серьёзного переформатирования работы правительства.

Ограничившись точечными кадровыми заменами.

В этом случае президент и его фракция сохранят возможность всегда иметь под рукой подвешенный, а потому очень удобный, "Кабмин отпущения". На который можно будет с лёгкостью в нужный момент "навешать всех собак" и отправить в отставку, приклеив "на посошок" ярлык виновника всех бед в стране.

С другой стороны, в обществе будет и дальше нарастать недовольство по поводу того, почему правящая коалиция и президент не воспользовались своим конституционным правом оптимизировать работу Кабмина и увеличить ее КПД.

Используя, снова-таки, предусмотренные законодательством механизмы с определением новой структуры правительства, функционала ее членов, кадровыми назначениями и так далее.

Второй сценарий из числа маловероятных – это признание работы Кабмина неудовлетворительной и его отставка в полном составе.

Сторонников этого пути в Раде хватает: помимо официальной оппозиции из Оппоблока, это и сторонники радикальных перемен в "Самопомощи", "Батькивщине" и даже кое-кто в БПП.

Такой вариант развития событий приведет к мощному политическому кризису с трудно предсказуемыми последствиями. Об основных моментах этого сценария неоднократно говорили и премьер, и депутаты из его "Народного фронта".

Так, в программном интервью "Фокусу" Яценюк откровенно предупредил партнёров по коалиции и президента Порошенко: если Кабмин отправляют в отставку, то за своим лидером уходит из коалиции и "Народный фронт".

А это значит распад нынешней коалиции, у которой есть две главных несущих опоры – БПП и НФ.

Уход НФ из коалиции не означает, что у президента не останется никаких вариантов для создания новой коалиции.

Об этой возможности откровенно рассказала Юлия Тимошенко: новую коалицию можно будут создать только с "Оппозионным блоком": "Я не верю в этот сценарий, потому что тот, кто пойдет на это, то фактически является самоубийцей. Я не верю в переформатирование коалиции".

Таким образом, Тимошенко, которая давно и громко обвиняет Яценюка и его Кабмин "во всех тяжких" по мере приближения "часа Х" с определением судьбы правительства и назначившей его коалиции, тем не менее, вынуждена занять прагматическую позицию сохранения коалиции нынешней.

Хоть и основательно хромающей и ограниченно эффективной, но всё же созданной демократическими силами, без участия вчерашних регионалов.

Радикальный сценарий "Одним махом смести все фигуры с шахматной доски" также имеет невысокие шансы на реализацию.

Есть две главные причины, по которым на него не пойдет президент. Первая: такой шаг для Порошенко будет означать получение ситуации полностью неуправляемого политического хаоса.

Это может иметь крайне негативные последствия для политического будущего самого главы государства – в условиях усиления и без того весьма ограниченной функциональности президента, влияние которого даже на выработку консолидированной позиции собственной фракции в ВР оставляет желать лучшего, что подтвердила серия скандалов на недавнем заседании БПП.

Вторая причина: США, наш ключевой внешнеполитический партнер, не готов получить в Украине полномасштабный политический кризис. И предпримет необходимые меры для его недопущения.

Эти две ключевые причины – еще не повод расслабиться Яценюку. Потому что, скорее всего, – и это третий, как представляется самый оптимальный в данных условиях вариант развития событий, – после отчета за год работы Кабмин таки будет переформатирован.

Основные черты этого переформатирования уже обозначили топ-менеджеры администрации президента и БПП Борис Ложкин и Игорь Кононенко.

Согласно их, судя по всему, и президента также вИдению, Яценюк сохранит пост премьера. Но его правительство ожидает существенная перезагрузка.

В нем появятся вице-премьеры, в основном от БПП, которые в качестве "звеньевых" будут руководить работой 3-4-5 министерств каждый.

Это руководство будет максимально плотным, а не чисто формальным. Под эту новую структуру Кабмина для каждого его члена заранее будет прописан функционал.

Этот бизнес-подход четко обозначил Игорь Кононенко: сначала нужно определить этот функционал, а потом уже специально под него подбирать кадры.

Об этом же новом функционале членов Кабмина еще 4 месяца назад говорил и премьер.

Однако и Яценюк, и лидеры БПП в прикладном плане займутся этой работой только сейчас, при подготовке наполнения содержанием третьей версии Кабмина Яценюка.

И, судя по всему, основная конкурентная борьба между премьером, БПП и фракциями-миноритариями коалиции развернется именно вокруг определения структуры и функционала участников этого нового Кабинета министров.

Эти системообразующие для нового Кабмна вещи будут определяться в ходе сложных переговоров и компромиссов между участниками этих больших торгов.

В чем будет объективно заинтересовано здесь общество – так это в том, чтобы: а) эти торги прошли как можно быстрее – еще до начала длительного новогодне-рождественского затишья; б) прошли с большИм КПД и в) дали стране обновленное, более эффективно работающее правительство.

Андрей Миселюк, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Трансплантація органів та рак шкіри: про що мають знати пацієнти

ПДВ для страхових агентів: нерівні умови та невизначений економічний ефект

Фонд культурних/пропагандистських ініціатив: як Росія використовує культуру для війни

Від локального до універсального: як українській культурі стати помітною у світі

Чому Україні необхідний спеціальний банк для відбудови

Тренер, який не встигає, та збірні з міцним захистом: 6 фактів про суперників України на Євро-2024