Як не стати Failed State

Четвер, 18 лютого 2016, 15:46

Вы знаете, что было обиднее всего слышать в Мюнхене и Брюсселе? Разговоры об Украине.

В кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности, штаб-квартире НАТО и Европарламенте мне резанула ухо фраза failed state – "несправившееся государство".

Это про нас с вами, это наша перспектива. Европейцы устали от наших игр в "политику".

Запад аргументирует свою позицию следующим образом: украинские политики симулируют реформы. Темп и качество изменений недостаточны для стабилизации и развития экономики воюющей страны, которая, к тому же, зависит от внешней финансовой помощи.

Вынужден признать, что они правы. 16 февраля 2016 года парламент сперва признал работу Кабинета министров неудовлетворительной, а затем отказался голосовать за его отставку. Вся страна наблюдала в эфире эту захватывающую пьесу. В итоге, ситуация в треугольнике "Президент – Правительство – Парламент" накалилась до предела, что поставило существующую коалицию на грань развала.

Такое уже с нами было в 2007 г. Тогда конфликт между президентом, премьером и парламентом привел к реваншу Виктора Януковича. Не думаю, что кто-то ещё в стране хочет наступать на те же грабли.

Однако, все не все так безнадежно как кажется. Это не сильно заметно из Брюсселя, но понятно каждому украинцу – наше общество в своем развитии переросло своих политиков. И сегодня общество хочет быстрых и необратимых изменений, который каждый сможет ощутить на себе. Общество хочет дел вместо слов, и оно все меньше готово идти на поводу у популистов и манипуляторов.

Между тем, конкретика должна начинаться с понятных, измеряемых и достижимых целей. Таких целей две. Первая – деоккупация нашей земли. Вторая – экономический рост на уровне минимум 7% в течение следующих трех лет. Все перечисленные мною дальше шаги являются необходимыми для достижения этих целей.

Первое. Для обеспечения быстрого роста нам необходимо провести полную трансформацию всех государственных институтов. Рецепт известен и доказан практикой более 30 европейских стран, решавших в ХХ веке проблему послевоенного восстановления и развития.

Нам необходимы: сильная армия, справедливое правосудие, неподкупные правоохранительные органы, тотальная дерегуляция для бизнеса, налоговая реформа, децентрализация, масштабная приватизация госактивов.

Это минимальный пакет для стабилизации экономики и возобновления её роста. Его реализация позволит восстановить доверие к украинской власти как со стороны собственного населения, так и со стороны западных партнеров.

 Второе. Самый важный вопрос о реформах – это не только что делать, сколько кто все это будет делать? Тем более в условиях, когда основополагающие  институты украинской власти – Президент, Кабинет министров, Парламент – разобщены и не способный отставить никакого другого интереса, кроме своего собственного.

Опыт успешных реформ в Восточной Европе свидетельствует о том, что реальными агентами изменений могут быть только широкие гражданские движения, объединяющие активных граждан с одной стороны, и политиков-практиков с другой.

Задача этих движений – обеспечить гражданское единство, создать в обществе среду неприятия медлительности и некомпетентности власти. Идеальным примером такого рода гражданского движения была польская "Солидарность".

Третье. Примеров появления широких гражданских объединений в нашей стране сейчас наблюдается достаточно много. Все они объединены единственной целью – "перезагрузить" страну и сделать реформы быстрыми и необратимыми. Сегодня каждое из этих движений стоит перед историческим выбором: либо объединяться в духе соборности и гражданской солидарности, либо стать попутчиком очередного политического проекта под новые выборы.

В моем понимании, всем здравомыслящим силам в стране сегодня надо отбросить любые расхождения по тактике и сосредоточиться на общим понимании стратегии и действий. Для меня большой честью является участие в работе двух подобных проектов. 

Первый – это объединение предпринимателей "Украинская бизнес-инициатива".

Второй – межфракционное объединение депутатов "Всеукраинский диалог".

Отличительная черта этих двух проектов – объединение очень разных, но ответственных за судьбу страны людей, на базе общих целей и ценностей, а не на основе интересов.

 Четвертое. Под "перезагрузкой" понимается несколько экстренных мер, главная из которых – разработка и внедрение плана экономической стабилизации и развития страны. Этот план должен лечь в основу деятельности любого состава Кабинета министров. Закрепить необратимость реформ и предотвратить конфликты между органами власти, подобные нынешнему, призвана новая Конституция. Оба этих документа должны быть приняты подавляющим большинством общества. И для этого всем нам необходимо будет провести колоссальную работу на местах.

 Пятое. Для того, чтобы быть агентами изменений недостаточно единства идей и намерений. Не менее важна и общность ценностей. Их несколько – быть европейцем по духу, не лгать, не воровать, испытывать нулевую терпимость к оккупантам и непрофессионалам.

 Шестое. Основным субъектом изменений должен стать украинский народ и собрание его представителей – украинский парламент. Так было всегда в самые критические моменты нашей истории.

Под реформы необходимо новое большинство. И "Всеукраинский диалог" готов стать платформой для сборки этого большинства. Нам также понадобится техническое, а не политическое, правительство.

Министры не должны быть связаны круговой порукой с партиями и кланами. Их деятельность должна регулироваться максимой: "политик думает о будущих выборах, а государственный муж – о будущих поколениях". Создание всей необходимой для этого законодательной базы – первая задача для будущего большинства.

Седьмое. Нам нужна новая экономическая модель страны. Мир динамично меняется и никогда не будет прежним: ни в плане технологий, ни в плане распределения сфер геополитического влияния, ни в плане безопасности. Украина оборвала "советскую пуповину" и обнаружила что  мир мало знает про нас. А мы плохо понимаем мир. Мы должны осознать себя самостоятельным игроком в мире, в том числе – экономическим, и интегрироваться в систему ‘‘made in the world’’. Мы не должны стесняться амбиций обрести свое место в европейской семье народов и стать новой точкой роста на карте мира.

Я вижу Украину передовой базой Европы на восточном направлении и динамично развивающимся рынком, открытым для глобальных инвестиций и новых технологий.

Для этого нашей стране необходимо предложить мировому сообществу проект, аналогичный послевоенному плану Маршалла. Упор в этом документе должен ставиться на создании благоприятного бизнес-климата, особенно – в части создания условий для развития малого и среднего бизнеса. Это подразумевает импорт лучших европейских институтов, практик, законов, стандартов и положений.

Мы должны стать достойной заменой российского рынка для Европы. Но при этом нам необходимо учиться на опыте евроинтеграции балтийских стран, Болгарии и Румынии. Вывод из их истории один – сперва надо создать стимулы для роста и укрепления национальных производителей, а только потом полноценно открывать страну для иностранного капитала.

Если этого не сделать, то хлынувшая волна сметет национальную промышленность, уменьшит число рабочих мест в разы и настроит население против идеи евроинтеграции. Мы себе такого позволить не можем и нам хватит аргументов, чтобы убедить наших партнеров в взаимной выгоде этой стратегии.

У всего перечисленного мной есть альтернатива. Это – то самое failed state.

Судьба многих латиноамериканских и постколониальных африканских стран – тому подтверждение. И пока есть малейший шанс избежать этого, мы обязаны его использовать. 

Сергей Тарута, народный депутат Украины,  для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як звати невідомого солдата?

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції