Как не стать Failed State

4393 просмотра
Четверг, 18 февраля 2016, 16:46
Сергей ТарутаСергей Тарута
народный депутат Украины

Вы знаете, что было обиднее всего слышать в Мюнхене и Брюсселе? Разговоры об Украине.

В кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности, штаб-квартире НАТО и Европарламенте мне резанула ухо фраза failed state – "несправившееся государство".

Это про нас с вами, это наша перспектива. Европейцы устали от наших игр в "политику".

Запад аргументирует свою позицию следующим образом: украинские политики симулируют реформы. Темп и качество изменений недостаточны для стабилизации и развития экономики воюющей страны, которая, к тому же, зависит от внешней финансовой помощи.

Вынужден признать, что они правы. 16 февраля 2016 года парламент сперва признал работу Кабинета министров неудовлетворительной, а затем отказался голосовать за его отставку. Вся страна наблюдала в эфире эту захватывающую пьесу. В итоге, ситуация в треугольнике "Президент – Правительство – Парламент" накалилась до предела, что поставило существующую коалицию на грань развала.

Такое уже с нами было в 2007 г. Тогда конфликт между президентом, премьером и парламентом привел к реваншу Виктора Януковича. Не думаю, что кто-то ещё в стране хочет наступать на те же грабли.

Однако, все не все так безнадежно как кажется. Это не сильно заметно из Брюсселя, но понятно каждому украинцу – наше общество в своем развитии переросло своих политиков. И сегодня общество хочет быстрых и необратимых изменений, который каждый сможет ощутить на себе. Общество хочет дел вместо слов, и оно все меньше готово идти на поводу у популистов и манипуляторов.

Между тем, конкретика должна начинаться с понятных, измеряемых и достижимых целей. Таких целей две. Первая – деоккупация нашей земли. Вторая – экономический рост на уровне минимум 7% в течение следующих трех лет. Все перечисленные мною дальше шаги являются необходимыми для достижения этих целей.

Первое. Для обеспечения быстрого роста нам необходимо провести полную трансформацию всех государственных институтов. Рецепт известен и доказан практикой более 30 европейских стран, решавших в ХХ веке проблему послевоенного восстановления и развития.

Нам необходимы: сильная армия, справедливое правосудие, неподкупные правоохранительные органы, тотальная дерегуляция для бизнеса, налоговая реформа, децентрализация, масштабная приватизация госактивов.

Это минимальный пакет для стабилизации экономики и возобновления её роста. Его реализация позволит восстановить доверие к украинской власти как со стороны собственного населения, так и со стороны западных партнеров.

 Второе. Самый важный вопрос о реформах – это не только что делать, сколько кто все это будет делать? Тем более в условиях, когда основополагающие  институты украинской власти – Президент, Кабинет министров, Парламент – разобщены и не способный отставить никакого другого интереса, кроме своего собственного.

Опыт успешных реформ в Восточной Европе свидетельствует о том, что реальными агентами изменений могут быть только широкие гражданские движения, объединяющие активных граждан с одной стороны, и политиков-практиков с другой.

Задача этих движений – обеспечить гражданское единство, создать в обществе среду неприятия медлительности и некомпетентности власти. Идеальным примером такого рода гражданского движения была польская "Солидарность".

Третье. Примеров появления широких гражданских объединений в нашей стране сейчас наблюдается достаточно много. Все они объединены единственной целью – "перезагрузить" страну и сделать реформы быстрыми и необратимыми. Сегодня каждое из этих движений стоит перед историческим выбором: либо объединяться в духе соборности и гражданской солидарности, либо стать попутчиком очередного политического проекта под новые выборы.

В моем понимании, всем здравомыслящим силам в стране сегодня надо отбросить любые расхождения по тактике и сосредоточиться на общим понимании стратегии и действий. Для меня большой честью является участие в работе двух подобных проектов. 

Первый – это объединение предпринимателей "Украинская бизнес-инициатива".

Второй – межфракционное объединение депутатов "Всеукраинский диалог".

Отличительная черта этих двух проектов – объединение очень разных, но ответственных за судьбу страны людей, на базе общих целей и ценностей, а не на основе интересов.

 Четвертое. Под "перезагрузкой" понимается несколько экстренных мер, главная из которых – разработка и внедрение плана экономической стабилизации и развития страны. Этот план должен лечь в основу деятельности любого состава Кабинета министров. Закрепить необратимость реформ и предотвратить конфликты между органами власти, подобные нынешнему, призвана новая Конституция. Оба этих документа должны быть приняты подавляющим большинством общества. И для этого всем нам необходимо будет провести колоссальную работу на местах.

 Пятое. Для того, чтобы быть агентами изменений недостаточно единства идей и намерений. Не менее важна и общность ценностей. Их несколько – быть европейцем по духу, не лгать, не воровать, испытывать нулевую терпимость к оккупантам и непрофессионалам.

 Шестое. Основным субъектом изменений должен стать украинский народ и собрание его представителей – украинский парламент. Так было всегда в самые критические моменты нашей истории.

Под реформы необходимо новое большинство. И "Всеукраинский диалог" готов стать платформой для сборки этого большинства. Нам также понадобится техническое, а не политическое, правительство.

Министры не должны быть связаны круговой порукой с партиями и кланами. Их деятельность должна регулироваться максимой: "политик думает о будущих выборах, а государственный муж – о будущих поколениях". Создание всей необходимой для этого законодательной базы – первая задача для будущего большинства.

Седьмое. Нам нужна новая экономическая модель страны. Мир динамично меняется и никогда не будет прежним: ни в плане технологий, ни в плане распределения сфер геополитического влияния, ни в плане безопасности. Украина оборвала "советскую пуповину" и обнаружила что  мир мало знает про нас. А мы плохо понимаем мир. Мы должны осознать себя самостоятельным игроком в мире, в том числе – экономическим, и интегрироваться в систему ‘‘made in the world’’. Мы не должны стесняться амбиций обрести свое место в европейской семье народов и стать новой точкой роста на карте мира.

Я вижу Украину передовой базой Европы на восточном направлении и динамично развивающимся рынком, открытым для глобальных инвестиций и новых технологий.

Для этого нашей стране необходимо предложить мировому сообществу проект, аналогичный послевоенному плану Маршалла. Упор в этом документе должен ставиться на создании благоприятного бизнес-климата, особенно – в части создания условий для развития малого и среднего бизнеса. Это подразумевает импорт лучших европейских институтов, практик, законов, стандартов и положений.

Мы должны стать достойной заменой российского рынка для Европы. Но при этом нам необходимо учиться на опыте евроинтеграции балтийских стран, Болгарии и Румынии. Вывод из их истории один – сперва надо создать стимулы для роста и укрепления национальных производителей, а только потом полноценно открывать страну для иностранного капитала.

Если этого не сделать, то хлынувшая волна сметет национальную промышленность, уменьшит число рабочих мест в разы и настроит население против идеи евроинтеграции. Мы себе такого позволить не можем и нам хватит аргументов, чтобы убедить наших партнеров в взаимной выгоде этой стратегии.

У всего перечисленного мной есть альтернатива. Это – то самое failed state.

Судьба многих латиноамериканских и постколониальных африканских стран – тому подтверждение. И пока есть малейший шанс избежать этого, мы обязаны его использовать. 

Сергей Тарута, народный депутат Украины,  для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)