Що може зробити Україна для кримських татар і повернення Криму

Середа, 18 травня 2016, 15:48

Утром, 18 мая, в День памяти жертв геноцида крымскотатарского народа, в прямом эфире одного из телеканалов меня спросили: чем украинское государство может помочь крымским татарам, оказавшимся в ситуации массовых репрессий по национальному признаку на собственной Родине?

Я ответил следующее (по пунктам) и повторил это несколько раз в эфирах ведущих украинских теле- и радиоканалов:

1. Во исполнение инициативы президента Украины Петра Порошенко необходимо немедленно начать конституционный процесс реализации прав крымскотатарского народа как коренного народа Украины.

На практике это означает создание в Крыму, как и заявил прошлой осенью президент, крымскотатарской национально-территориальной автономии в составе единой Украины — согласно международным хартиям прав коренных народов и в соответствии с принципами Евросоюза.

2. Создать правительство Крымскотатарской автономной республики в изгнании и представить его на международной арене. О чем мне уже два года говорят европейские дипломаты, недоумевая, почему этого до сих пор не сделано.

Данный шаг поднимет проблему аннексии Крыма и защиты прав крымских татар, всех граждан Украины, оказавшихся в оккупации, на более высокий международный уровень и станет действенным шагом к возвращению Крыма в рамках международных правовых норм.

3. Назначить временными актами президента, правительства, Верховной Рады (до возвращения Крыма де факто) главой Крымскотатарской автономии председателя Меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубарова.

В состав правительства Крыма в изгнании включить в том числе находящихся в Крыму заместителей главы Меджлиса Наримана Джеляла, Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза (последний сидит в тюрьме, а против Умерова возбуждено уголовное дело за публичное непризнание аннексии Крыма).

Таким образом государство должно обеспечить им максимально возможную защиту на международной арене.

4. Все дальнейшие действия украинского государства в защиту крымских татар, всех украинских граждан в Крыму, выстраивать, исходя из этих решений, которые должны стать мощным ответом демократической Украины на усиление национальных репрессий против крымских татар со стороны тоталитарной РФ.

5. Таким образом, украинское государство продемонстрирует крымскотатарскому народу и всему миру, насколько оно ценит крымских татар и доверяет им как патриотам Украины, неоднократно подтвердившим свою преданность Родине в период аннексии и на протяжении двух лет оккупации — несмотря на беспрецедентное давление российских властей: убийства, пытки, похищения людей, аресты, депортации и тотальные запреты.

Иного практического пути решения крымского вопроса, кроме базирования решительных действий государства и мирового сообщества на спасении коренного народа от национальных репрессий, я не вижу.

На этом же должны базироваться требования Украины о сохранении и усилении международных санкций против агрессора.

Это то, что может помочь реально. Остальное — мало что значащие слова. От которых крымским татарам в их отчаянном положении, увы, не легче.

Крымские татары должны увидеть в нынешней свободной Украине Родину-Мать, которая считает их своими детьми, оказавшимися в лапах преступников. И делает все возможное и невозможное для их освобождения.

FB Айдер Муждабаев 

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Наріман Джелял: історія спротиву

Як оренда держмайна допомагає бізнесу розвиватися та наповнює держбюджет

Похмура річниця: Запорізька АЕС не повинна стати другим Чорнобилем

Убивчий популізм: що не так з тарифною політикою у водопровідній галузі

Як Данія інвестує в успіх України

Наслідки "яєчного скандалу": як минув перший рік роботи Антикорупційної ради при Міноборони