Проти швидких висновків. Як насправді триває оновлення армії?

Неділя, 21 січня 2018, 11:00

Завершение 2017 года прошло под знаком очередной безоговорочной "перемоги" на страницах СМИ – США будет поставлять Украине летальное оружие.

Безусловно, это действительно важное достижение для украинской дипломатии. Нашей стране доверяют и считают надежным партнером.

Но медийная логика такова, что преувеличенное внимание и чрезмерное воодушевление превращают тактический успех в панацею, которая якобы решает все проблемы. Но это не так.

Само оружие ничего не изменит, если не является частью комплексных реформ. И здесь крайне важно не терять трезвости видения (особенно в праздничную пору).

Действительно ли огневая мощь и технологическое оружие – это то единственное, чего нам не хватает?

Американские издания в публикациях о поставках оружия в Украину весьма сдержаны в эмоциях. И не только потому, что в США хватает других информационных поводов. Так, западные журналисты осторожно напоминают, что любое увеличение огневой мощи Украины может повлечь за собой еще большую эскалацию со стороны России.

Разумеется, из этого не следует, что нужно сидеть сложа руки. Наоборот, куда важнее мыслить вне линейной гонки и наряду с модернизацией вооружения искать асимметричные решения, позволяющие выявить, усилить и использовать наше конкурентное преимущество.

Я не случайно использую терминологию из мира бизнеса. Исторически предприниматели очень многим обязаны военным, в том числе за разработки в области стратегии и тактики.

Но на данном этапе уже можно говорить и об обратном процессе, когда армия учится у гражданского сектора. Особенно там, где дело касается повышения эффективности управления в быстро изменяющихся условиях.

Уменьшение бюрократии за счет автоматизации процессов – одно из таких решений. Сегодня во многих странах компании с экспертизой в бизнесе становятся полезными консультантами и партнерами для вооруженных сил.

Для Украины такие подходы тем более актуальны.

Армия противника огромна, но пока неповоротлива. Координация действий и принятие решений зависают в процессах утверждения и сбоях в коммуникации.

Например, чтобы российская бригада войск перешла в наступление, ей нужно двое суток: от подготовки приказа до оформления всех документов на самых нижних звеньях. Для сравнения: американская бригада решает аналогичную задачу за 6 часов.

Такое отставание по времени является одним из тех самых нематериальных боевых активов, которые Украина просто обязана использовать.

При этом акцентирую внимание на том, что противник неповоротлив "пока". Это значит, что свои недостатки понимают и за поребриком, стремясь их исправить с разной степенью успеха.

Украине стоит воспользоваться этим удобным моментом для технологического скачка – ускорения на ограниченном временном промежутке, когда необходимо аккумулировать все усилия, чтобы вырваться вперед.

На сегодняшний день у нас в стране еще нет ни одного внедренного образца автоматизированной системы от тактического уровня и выше. США, Россия, Турция, Израиль инвестировали в аналогичные системы миллиарды долларов, а обновление длилось порядка десяти лет.

Наша страна вынуждена пройти тот же путь значительно быстрее. Строго говоря, у нас есть года два максимум. Задача критически сложная, но выполнимая, если задействовать опыт партнеров, лучшие технические образцы и уже реализованные наработки в этой сфере.

Более того, это не просто стремление, но и наше обязательство. В 2016 году был утвержден Стратегический оборонный бюллетень Украины, описывающий задачи, стоящие перед армией до 2020 года.

Оперативная цель 1.4 в нем – это создание эффективной системы оперативного (боевого) управления, связи, разведки и наблюдения. Согласно этому пункту предполагается привести все системы коммуникации в соответствие со стандартами НАТО.

Еще одна взаимосвязанная цель 1.5 предполагает обеспечение кибербезопасности и защиты информации.

Невыполнение пунктов или срыв сроков по ним чреваты осложнением отношений с США и другими стратегическими партнерами, которые отчетливо понимают: повышение качества на этих участках принципиально важнее поставок противотанковых ракет или снайперских винтовок.

Ядро надежной системы координации – связь. Сегодня в Украину в рамках военного сотрудничества бесплатно поставляются американские радиостанции Harris. Ими комплектуется часть армейских подразделений.

Радиостанции Aselsan, выбранные Министерством обороны Украины по результатам сравнительных испытаний в 2017 году, также поступают в сухопутные войска на замену старых радиосредств советского образца.

Одна из причин того, что военные отдали предпочтение именно турецким радиостанциям Aselsan, заключается в том, что этот производитель готов поставлять не просто "коробки", то есть готовые решения, но и сами технологии, позволяя интегрировать радиостанции в единую сеть, объединять их с Harris, Motorola и решениями других производителей.

Более того, стандарт связи DMR, в котором работают использующиеся в войсках радиостанции Motorola, по требованию украинской стороны компания Aselsan интегрировала в свои боевые радиостанции в качестве одного из режимов работы.

В этом и есть одна из ключевых целей закупки новой техники.

Техника Aselsan и Harris позволяет обеспечивать динамическое управление войсками в ходе самих военных операций, чего не было ранее. Что важно отдельно – эти решения эффективно противостоят системам радиоэлектронного подавления РФ.

Не зря же говорят, что радиосвязь – это нервная система армии. Она гарантирует надежную работу всего организма.

Одновременно с этим нужно понимать, что техника – это только инструмент, материальная база обновления, которое затрагивает и реорганизацию, и оптимизацию внутренних процедур.

Интегратором инноваций в вопросах связи и не только выступает компания Everest. Такое сотрудничество – это своего рода развитие ситуации 2014 года, когда волонтеры оперативно включались в решение военных задач.

Сейчас такая работа уже ведется системно и позволяет усложнять, оптимизировать и переносить гражданские решения в военную сферу.

Почему важно осознавать все процессы комплексно?

Опять же потому, что логика восприятия новостей сводит все к простым формулам "зради" и "перемоги".

Будучи интегратором инноваций и партнером ВСУ в вопросах обновления технологий, компания Everest неоднократно сталкивалась с публикацией неправдивой информации в СМИ и поспешными выводами, неподкрепленными реальными фактами.

Безусловно, внимание прессы к вопросам обновления армии необходимо и важно, но еще более важно преодолеть проклятие упрощений и общественного запроса на скандалы.

Модернизация ВСУ в условиях противостояния сильному и непредсказуемому противнику – это весьма непростая процедура, сравнимая со сложнейшими хирургическими операциями.

Здесь нет места нерациональности и неточным диагнозам, а возложение надежд на одномоментные решения можно приравнять ко лжи. И она уж точно не во спасение.

Поэтому, радуясь перспективе закупок летального оружия, нельзя забывать о менее эффектных, но эффективных процессах в армии – системном обновлении, развитии инфраструктуры и оптимизации управления.

Не давать обманывать себя сенсационности и сохранять ясное видение ситуации – вот задача для всех, кто действительно желает усиления обороноспособности Украины.

Юрий Пастухов, директор компании "Эверест лимитед", специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції

Як нам звучати у світі? В продовження дискусії про класичну музику