Чому суспільний договір важливий для... безпеки на дорогах?

1193 перегляди
П'ятниця, 27 липня 2018, 18:00
Оксана Чепіжко
виконавчий директор "Асоціації захисту банків"

За последние несколько недель Украина пережила серию страшных ДТП. Выводы вроде бы сделаны – профильные министерства и ведомства анонсировали меры, которые будут приняты уже в ближайшее время.

Тем не менее, большинству украинцев очевидно: то, что произошло, – трагические симптомы гораздо более глубоких и нездоровых процессов.

Сейчас целый ряд влиятельных экспертов обсуждают содержание нового общественного договора. Казалось бы, при чём здесь он, если речь идёт о грубом нарушении правил дорожного движения?

Ключевое слово – правила. Давайте будем честными: для очень многих в нашем обществе "обмануть" государство (в лице чиновника, полицейского, налоговика…) – чуть ли не доблесть.

Мотив простой – когда тебя унижают те же чиновник, полицейский, налоговик, ты вроде как получаешь моральное право не соблюдать законы. Многие граждане небезосновательно убеждены: "лазейки" ищутся не от хорошей жизни.

Когда правила непрозрачны, запутаны, да ещё и показательно игнорируются целыми "сословиями" (а кто наши народные депутаты, если не сословие?), никакой общественный договор невозможен. Для того, чтобы он появился хотя бы в первом приближении, нужна добрая воля всех сторон.

Готовность соблюдать правила не менее важна, чем неотвратимость наказания. Это взаимосвязанные процессы.

Нарушение правил, в чём бы оно ни заключалось, должно восприниматься обществом как маргинальный тип поведения. "У нас так не принято".

Если на дорогах все равны, значит "иммунитета" не может быть. Ни у судьи, ни у прокурора, ни у "мажора" на джипе… С другой стороны, "простой украинец" тоже должен уяснить: перебегать дорогу на красный просто потому, что машин нет, абсолютно недопустимо.

Конечно, параллельно нужно избавляться от абсурдных запретов. Позитивное содержание (для чего мы это делаем?) чисто психологически "весит" гораздо больше, чем примитивное "Не пущать!" без вразумительных объяснений.

Как показывает опыт тех стран, где удалось значительно сократить число ДТП (например, в Швеции вследствие аварий погибает 3 человека на 100 тысяч при общеевропейском показателе 5,5), внушительные штрафы не работают сами по себе.

Там, где это необходимо, нужно физически ограничивать саму возможность нарушений. Во главу угла ставится безопасность, а не перспектива пополнить городскую казну.

За управление автомобилем в нетрезвом состоянии могут лишить прав. Однако для того, чтобы такой пьяный не въехал в людей на остановке, надо бы еще оградить столбиками или сделать любой другой буфер…

Конечно, Украине ещё далеко до такой системности. Пока наше общество ждёт, как минимум, показательных (и справедливых!) судов над виновниками ДТП.

Однако без существенных реформ с долгосрочной перспективой здесь не обойтись. "Витрины" с красивыми полицейскими и фотогеничными копами проблему, увы, не решат…

Оксана Чепижко, специально для УП

powered by lun.ua
powered by lun.ua
Правда – перша жертва війни? Як Україні реагувати на те, що СММ "не бачить" Росії на Донбасі
Україна не повинна покладатися на міжнародні суди для отримання висновку про причетність Росії до конфлікту. Ми маємо діяти зараз, якщо хочемо вберегти правду від російської війни.
Другий термін для Трампа: чотири уроки проміжних виборів у США
Вибори показали: Дональд Трамп зберігає гарні шанси висуватися ще на один термін. Демократи, хоч і отримали гірші результати, ніж очікувалося, намітили підходи для президентської кампанії.
Як спростити життя батькам та вчителям учнів інклюзивних шкіл
Завдяки реформі кількість учнів з особливими потребами в інклюзивних класах в цьому навчальному році зросла на 61% у порівнянні з попереднім.
Неефективність витрат "Укрпошти": міф чи реальність?
Нам дорікають, що "Укрпошта" повинна не відстоювати справедливу оплату своїх послуг, а починати економити з себе. Ми так і робимо.
Подвійне сито, або Чому потрібна двотурова мажоритарка
Яким бути новому українському парламентаризму – це питання фахової дискусії. Я схиляюся до двопалатного парламенту.
Третя спроба: чи стане перевірка транспорту в Україні схожою на європейську
Нова редакція урядового закону про перевірку транспортних засобів спирається на норми ЄС, але дещо дивно трактує частину з них. Запропоновані норми часто більш жорсткі, аніж ті, що діють в Євросоюзі.
Як розподіл газу став клондайком збитків
Виробничо-технологічні потреби вважають клондайком газорозподільних компаній. Насправді ж вони є головним джерелом збитків для всієї галузі впродовж останніх років.