Чому суспільний договір важливий для... безпеки на дорогах?

1181 перегляд
П'ятниця, 27 липня 2018, 18:00
Оксана Чепіжко
виконавчий директор "Асоціації захисту банків"

За последние несколько недель Украина пережила серию страшных ДТП. Выводы вроде бы сделаны – профильные министерства и ведомства анонсировали меры, которые будут приняты уже в ближайшее время.

Тем не менее, большинству украинцев очевидно: то, что произошло, – трагические симптомы гораздо более глубоких и нездоровых процессов.

Сейчас целый ряд влиятельных экспертов обсуждают содержание нового общественного договора. Казалось бы, при чём здесь он, если речь идёт о грубом нарушении правил дорожного движения?

Ключевое слово – правила. Давайте будем честными: для очень многих в нашем обществе "обмануть" государство (в лице чиновника, полицейского, налоговика…) – чуть ли не доблесть.

Мотив простой – когда тебя унижают те же чиновник, полицейский, налоговик, ты вроде как получаешь моральное право не соблюдать законы. Многие граждане небезосновательно убеждены: "лазейки" ищутся не от хорошей жизни.

Когда правила непрозрачны, запутаны, да ещё и показательно игнорируются целыми "сословиями" (а кто наши народные депутаты, если не сословие?), никакой общественный договор невозможен. Для того, чтобы он появился хотя бы в первом приближении, нужна добрая воля всех сторон.

Готовность соблюдать правила не менее важна, чем неотвратимость наказания. Это взаимосвязанные процессы.

Нарушение правил, в чём бы оно ни заключалось, должно восприниматься обществом как маргинальный тип поведения. "У нас так не принято".

Если на дорогах все равны, значит "иммунитета" не может быть. Ни у судьи, ни у прокурора, ни у "мажора" на джипе… С другой стороны, "простой украинец" тоже должен уяснить: перебегать дорогу на красный просто потому, что машин нет, абсолютно недопустимо.

Конечно, параллельно нужно избавляться от абсурдных запретов. Позитивное содержание (для чего мы это делаем?) чисто психологически "весит" гораздо больше, чем примитивное "Не пущать!" без вразумительных объяснений.

Как показывает опыт тех стран, где удалось значительно сократить число ДТП (например, в Швеции вследствие аварий погибает 3 человека на 100 тысяч при общеевропейском показателе 5,5), внушительные штрафы не работают сами по себе.

Там, где это необходимо, нужно физически ограничивать саму возможность нарушений. Во главу угла ставится безопасность, а не перспектива пополнить городскую казну.

За управление автомобилем в нетрезвом состоянии могут лишить прав. Однако для того, чтобы такой пьяный не въехал в людей на остановке, надо бы еще оградить столбиками или сделать любой другой буфер…

Конечно, Украине ещё далеко до такой системности. Пока наше общество ждёт, как минимум, показательных (и справедливых!) судов над виновниками ДТП.

Однако без существенных реформ с долгосрочной перспективой здесь не обойтись. "Витрины" с красивыми полицейскими и фотогеничными копами проблему, увы, не решат…

Оксана Чепижко, специально для УП

powered by lun.ua
powered by lun.ua
Туреччину нагодували обіцянками: Ердоган оголосив завершення фінансової кризи
Президент Ердоган запевняє громадськість, що в Туреччині вже немає кризи. Втім, курс ліри та зростання ставки центробанку сигналізують про те, що економіка Туреччини досі хворіє.
Свобода слова для держслужбовців: чому ЕСПЛ не дає чиновникам права на критику
У демократичній державі правоохоронні органи повинні не сваритися між собою на публіці, а виконувати власні обов’язки та повідомляти громадськості про конкретні результати.
Нові можливості конвертації боргу в статутний капітал
Конвертація боргу в капітал може стати ефективним інструментом погашення внутрішньо групової заборгованості українських ТОВ перед інвесторами. (рос.)
Молода країна без молодих політиків: чому вибори нічого не змінюють
99% із них просто не хочуть іти в політику на тих умовах, які перед ними стоять. Адже для кожного це ризикує стати не вінцем кар’єри, а величезним і дуже дорогим сізіфовим каменем.
Раз, два, три – "ліки" від корупції прийми
Корупція в охороні здоров'я – багаторівнева проблема, яку не вирішують окремі ізольовані кроки.
29 годин зі Львова до Маріуполя: що заважає вийти з внутрішньої ізоляції
"Зшивання" країни зручним і доступним за ціною транспортним сполученням – одна з головних умов успішної реінтеграції. Все дуже просто – люди повинні мати можливість бачитися один з одним. (рос.)
(Не)зрозуміла Піднебесна: як укласти привабливу угоду
На що звернути увагу бізнесменам-початківцям у спілкуванні з китайськими колегами? (рос.)