Чому суспільний договір важливий для... безпеки на дорогах?

1216 переглядів
П'ятниця, 27 липня 2018, 18:00
Оксана Чепіжко
виконавчий директор "Асоціації захисту банків"

За последние несколько недель Украина пережила серию страшных ДТП. Выводы вроде бы сделаны – профильные министерства и ведомства анонсировали меры, которые будут приняты уже в ближайшее время.

Тем не менее, большинству украинцев очевидно: то, что произошло, – трагические симптомы гораздо более глубоких и нездоровых процессов.

Сейчас целый ряд влиятельных экспертов обсуждают содержание нового общественного договора. Казалось бы, при чём здесь он, если речь идёт о грубом нарушении правил дорожного движения?

Ключевое слово – правила. Давайте будем честными: для очень многих в нашем обществе "обмануть" государство (в лице чиновника, полицейского, налоговика…) – чуть ли не доблесть.

Мотив простой – когда тебя унижают те же чиновник, полицейский, налоговик, ты вроде как получаешь моральное право не соблюдать законы. Многие граждане небезосновательно убеждены: "лазейки" ищутся не от хорошей жизни.

Когда правила непрозрачны, запутаны, да ещё и показательно игнорируются целыми "сословиями" (а кто наши народные депутаты, если не сословие?), никакой общественный договор невозможен. Для того, чтобы он появился хотя бы в первом приближении, нужна добрая воля всех сторон.

Готовность соблюдать правила не менее важна, чем неотвратимость наказания. Это взаимосвязанные процессы.

Нарушение правил, в чём бы оно ни заключалось, должно восприниматься обществом как маргинальный тип поведения. "У нас так не принято".

Если на дорогах все равны, значит "иммунитета" не может быть. Ни у судьи, ни у прокурора, ни у "мажора" на джипе… С другой стороны, "простой украинец" тоже должен уяснить: перебегать дорогу на красный просто потому, что машин нет, абсолютно недопустимо.

Конечно, параллельно нужно избавляться от абсурдных запретов. Позитивное содержание (для чего мы это делаем?) чисто психологически "весит" гораздо больше, чем примитивное "Не пущать!" без вразумительных объяснений.

Как показывает опыт тех стран, где удалось значительно сократить число ДТП (например, в Швеции вследствие аварий погибает 3 человека на 100 тысяч при общеевропейском показателе 5,5), внушительные штрафы не работают сами по себе.

Там, где это необходимо, нужно физически ограничивать саму возможность нарушений. Во главу угла ставится безопасность, а не перспектива пополнить городскую казну.

За управление автомобилем в нетрезвом состоянии могут лишить прав. Однако для того, чтобы такой пьяный не въехал в людей на остановке, надо бы еще оградить столбиками или сделать любой другой буфер…

Конечно, Украине ещё далеко до такой системности. Пока наше общество ждёт, как минимум, показательных (и справедливых!) судов над виновниками ДТП.

Однако без существенных реформ с долгосрочной перспективой здесь не обойтись. "Витрины" с красивыми полицейскими и фотогеничными копами проблему, увы, не решат…

Оксана Чепижко, специально для УП



powered by lun.ua
Де гарантії для "зеленої" енергетики
"Зелене" майбутнє України стоїть перед викликами. Як має відбутися реформа відновлюваної енергетики?
Вища рада правосуддя – інструмент тиску на суддів?
Вища рада правосуддя, яка має формувати та підтримувати високий рівень професійності та доброчесності суддів, на жаль, стала інструментом тиску на незалежних і порядних суддів.
Чи приборкає "Укравтодор" тендерних тролів
Учасники дорожнього ринку розробили єдині принципи підготовки тендерної документації. Чи вистачить владі волі довести розпочате до кінця? (рос.)
Взяти "корупціонера" на поруки: "кінець кар'єрі" чи нормальна практика?
Депутати і топчиновники регулярно беруть на поруки або своїх колег, або звичайних громадян. Чи нормальна така практика? (рос.)
Як всього одна поправка до законопроекту може в 10 разів підвищити ціни на ліки
Виробники підкреслюють, що ринок України не є для них пріоритетним або особливо привабливим, саме через зарегульованість. (рос.)
Владики та підлеглі: від першого секретаря Адміністрації до голови Офісу президента
"Першопризначенці" президентів України: від першого секретаря Адміністрації президента за часів Кравчука до новопризначеного голови Офісу Зеленського Андрія Єрмака.
Залишити не можна знищити. Де стоятиме кома в питанні відновлювальної енергетики?
Пропоную протягом трьох років не змінювати "зелений" тариф. Це інвестиції і шлях до безвуглецевої країни.
Чи смерть – це найгірше?
Мій найбільший страх – безсилля. Що зможу і чи зможу я зробити, щоб людині на шляху до бога не було страшно?