Почему общественный договор важен для… безопасности на дорогах?

1193 просмотра
Пятница, 27 июля 2018, 18:00
Оксана Чепижко
исполнительный директор "Ассоциации защиты банков"

За последние несколько недель Украина пережила серию страшных ДТП. Выводы вроде бы сделаны – профильные министерства и ведомства анонсировали меры, которые будут приняты уже в ближайшее время.

Тем не менее, большинству украинцев очевидно: то, что произошло, – трагические симптомы гораздо более глубоких и нездоровых процессов.

Сейчас целый ряд влиятельных экспертов обсуждают содержание нового общественного договора. Казалось бы, при чём здесь он, если речь идёт о грубом нарушении правил дорожного движения?

Ключевое слово – правила. Давайте будем честными: для очень многих в нашем обществе "обмануть" государство (в лице чиновника, полицейского, налоговика…) – чуть ли не доблесть.

Мотив простой – когда тебя унижают те же чиновник, полицейский, налоговик, ты вроде как получаешь моральное право не соблюдать законы. Многие граждане небезосновательно убеждены: "лазейки" ищутся не от хорошей жизни.

Когда правила непрозрачны, запутаны, да ещё и показательно игнорируются целыми "сословиями" (а кто наши народные депутаты, если не сословие?), никакой общественный договор невозможен. Для того, чтобы он появился хотя бы в первом приближении, нужна добрая воля всех сторон.

Готовность соблюдать правила не менее важна, чем неотвратимость наказания. Это взаимосвязанные процессы.

Нарушение правил, в чём бы оно ни заключалось, должно восприниматься обществом как маргинальный тип поведения. "У нас так не принято".

Если на дорогах все равны, значит "иммунитета" не может быть. Ни у судьи, ни у прокурора, ни у "мажора" на джипе… С другой стороны, "простой украинец" тоже должен уяснить: перебегать дорогу на красный просто потому, что машин нет, абсолютно недопустимо.

Конечно, параллельно нужно избавляться от абсурдных запретов. Позитивное содержание (для чего мы это делаем?) чисто психологически "весит" гораздо больше, чем примитивное "Не пущать!" без вразумительных объяснений.

Как показывает опыт тех стран, где удалось значительно сократить число ДТП (например, в Швеции вследствие аварий погибает 3 человека на 100 тысяч при общеевропейском показателе 5,5), внушительные штрафы не работают сами по себе.

Там, где это необходимо, нужно физически ограничивать саму возможность нарушений. Во главу угла ставится безопасность, а не перспектива пополнить городскую казну.

За управление автомобилем в нетрезвом состоянии могут лишить прав. Однако для того, чтобы такой пьяный не въехал в людей на остановке, надо бы еще оградить столбиками или сделать любой другой буфер…

Конечно, Украине ещё далеко до такой системности. Пока наше общество ждёт, как минимум, показательных (и справедливых!) судов над виновниками ДТП.

Однако без существенных реформ с долгосрочной перспективой здесь не обойтись. "Витрины" с красивыми полицейскими и фотогеничными копами проблему, увы, не решат…

Оксана Чепижко, специально для УП

powered by lun.ua
powered by lun.ua
"Бюджет развития страны": сколько денег достанется регионам
Депутаты пытаются вернуть в бюджет-2019 субвенции на социально-экономическое развитие, хотя там предусмотрено 9,1 млрд грн на развитие регионов. (укр.)
ОУН – не коллаборационисты, или Почему надо запретить новый учебник по истории
Однако надо признать, что и некоторые оппоненты этого учебника не всегда правы, защищая ОУН, УПА, их лидеров от недобросовестных авторов и "историков". (укр.)
Злоупотребление как норма: морской бизнес против государственного рэкета
Блокирование работы портовых операторов правоохранительными органами вредит не только инвесторам, но и международному имиджу государства. (укр.)
Правда – первая жертва войны? Как Украине реагировать на то, что СММ "не видит" России на Донбассе
Украина не должна полагаться на международные суды для получения заключения о причастности России к конфликту. Мы должны действовать сейчас, если хотим уберечь правду от российской войны. (укр.)
Второй срок для Трампа: четыре урока промежуточных выборов в США
Выборы показали: Дональд Трамп сохраняет хорошие шансы на выдвижение еще на один срок. Демократы, хоть и получили результат хуже ожиданий, наметили подходы для президентской кампании.
Как упростить жизнь родителям и учителям учеников инклюзивных школ
Благодаря реформе количество учащихся с особыми потребностями в инклюзивных классах в этом учебном году выросла на 61% по сравнению с предыдущим. (укр.)
Неэффективность расходов "Укрпочты": миф или реальность?
Нас упрекают, что "Укрпочта" должна не отстаивать справедливую оплату своих услуг, а начинать экономить с себя. Мы так и делаем. (укр.)