Почему общественный договор важен для… безопасности на дорогах?

1239 просмотров
Пятница, 27 июля 2018, 18:00
Оксана Чепижко Оксана Чепижко
сооснователь ОО "Re:Старт", исполнительный директор "Ассоциации защиты банков"

За последние несколько недель Украина пережила серию страшных ДТП. Выводы вроде бы сделаны – профильные министерства и ведомства анонсировали меры, которые будут приняты уже в ближайшее время.

Тем не менее, большинству украинцев очевидно: то, что произошло, – трагические симптомы гораздо более глубоких и нездоровых процессов.

Сейчас целый ряд влиятельных экспертов обсуждают содержание нового общественного договора. Казалось бы, при чём здесь он, если речь идёт о грубом нарушении правил дорожного движения?

Ключевое слово – правила. Давайте будем честными: для очень многих в нашем обществе "обмануть" государство (в лице чиновника, полицейского, налоговика…) – чуть ли не доблесть.

Мотив простой – когда тебя унижают те же чиновник, полицейский, налоговик, ты вроде как получаешь моральное право не соблюдать законы. Многие граждане небезосновательно убеждены: "лазейки" ищутся не от хорошей жизни.

Когда правила непрозрачны, запутаны, да ещё и показательно игнорируются целыми "сословиями" (а кто наши народные депутаты, если не сословие?), никакой общественный договор невозможен. Для того, чтобы он появился хотя бы в первом приближении, нужна добрая воля всех сторон.

Готовность соблюдать правила не менее важна, чем неотвратимость наказания. Это взаимосвязанные процессы.

Нарушение правил, в чём бы оно ни заключалось, должно восприниматься обществом как маргинальный тип поведения. "У нас так не принято".

Если на дорогах все равны, значит "иммунитета" не может быть. Ни у судьи, ни у прокурора, ни у "мажора" на джипе… С другой стороны, "простой украинец" тоже должен уяснить: перебегать дорогу на красный просто потому, что машин нет, абсолютно недопустимо.

Конечно, параллельно нужно избавляться от абсурдных запретов. Позитивное содержание (для чего мы это делаем?) чисто психологически "весит" гораздо больше, чем примитивное "Не пущать!" без вразумительных объяснений.

Как показывает опыт тех стран, где удалось значительно сократить число ДТП (например, в Швеции вследствие аварий погибает 3 человека на 100 тысяч при общеевропейском показателе 5,5), внушительные штрафы не работают сами по себе.

Там, где это необходимо, нужно физически ограничивать саму возможность нарушений. Во главу угла ставится безопасность, а не перспектива пополнить городскую казну.

За управление автомобилем в нетрезвом состоянии могут лишить прав. Однако для того, чтобы такой пьяный не въехал в людей на остановке, надо бы еще оградить столбиками или сделать любой другой буфер…

Конечно, Украине ещё далеко до такой системности. Пока наше общество ждёт, как минимум, показательных (и справедливых!) судов над виновниками ДТП.

Однако без существенных реформ с долгосрочной перспективой здесь не обойтись. "Витрины" с красивыми полицейскими и фотогеничными копами проблему, увы, не решат…

Оксана Чепижко, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)