"Чужі серед своїх". Чому влада не довіряє переселенцям?

1381 перегляд
Четвер, 28 лютого 2019, 13:00
Оксана ЧепіжкоОксана Чепижко
співзасновник ГО "Re: Старт", виконавчий директор "Асоціації захисту банків"

Украина вступает в длительную избирательную гонку. Уже в следующем году нам предстоит проголосовать за местную власть. В условиях децентрализации от результатов выборов-2020 жизнь простых украинцев зависит едва ли не больше, чем от выборов президента.

Смогут ли реализовать своё конституционное право полтора миллиона граждан, которых у нас называют внутренне перемещенными лицами (ВПЛ)?

Мне могут возразить: думать об этом рано. Увы. Уже совсем скоро может оказаться поздно.

Печально известный законопроект 6240 "пролежал" в комитетах Рады почти два года и только недавно передан "в зал". Однако шансов, что его примут до парламентских выборов, не так уж много.

О причинах можно долго спорить. Ясно одно: гипотетический страх перед "неправильным волеизъявлением" переселенцев не стоит тех реальных рисков, которые связаны с отказом ВПЛ в праве голоса.

Многие переселенцы пятый год живут в новых общинах. Участвуют в жизни города. Работают и платят налоги. Тогда почему они до сих пор не могут влиять на состав местной власти? По сути, этим людям государство снова и снова напоминает о том, что они здесь "чужие". Ну, или не совсем "свои".

Впервые за всю историю независимости Украина столкнулась с вызовом внутренней миграции такого масштаба. Казалось бы, руководство страны должно делать всё возможное, чтобы способствовать интеграции переселенцев.

В благополучной Швеции право голосовать на местных выборах имеют даже не граждане – достаточно, чтобы они проживали в местной общине не меньше трёх лет. У нас такой сценарий выглядит фантастическим.

Сегодня, накануне президентских выборов, можно услышать, что власть якобы будет использовать переселенцев для фальсификаций, поскольку именно ВПЛ, в силу своего "криминализированного менталитета", с лёгкостью согласятся поучаствовать в "схемах".

Людей, которые одним только переездом на подконтрольную правительству территорию показали, что они преданы своему государству, продолжают дискриминировать по факту прописки.

Loading...

А теперь давайте посмотрим на эту ситуацию – буквально – с другой стороны. Одна из главных идей, которую продвигает оккупационная власть в так называемых "ДНР-ЛНР" – это идея о некоей "особой", "местной", "донецкой" идентичности. Ставка делается на то, чтобы жители неподконтрольных Украине территорий как можно меньше и реже ассоциировали себя с Украиной.

Пропагандисты с временно оккупированных территорий распространяют слухи о том, что президент Петр Порошенко не даст проголосовать переселенцам, чтобы они не смогли повлиять на будущее Украины.

Понятно, что в это верят не все. Некоторые привыкли доверять родственникам и друзьям с "большой земли".

Контакты между простыми людьми по обе стороны линии соприкосновения по-прежнему довольно активны. Что слышат люди "по ту сторону"? Что в Украине их фактически боятся. Что жители Донбасса – "другие". Что за пять лет вооруженного конфликта государство не разработало ни одной системной и по-настоящему эффективной программы реинтеграции…

Реинтеграция начинается с доверия. В советское время государство было "надсмотрщиком" и "контролёром". Сегодня для нас критически важно избавиться от инерции "совка". Простой пример – институт прописки. Да, у нас его называют "регистрацией", но по факту всё осталось, как раньше.

Что мешает (пускай постепенно!) ввести в Украине временную регистрацию путем сообщения, как в Германии или Канаде? Или подтверждать место проживания данными о коммунальных платежах или уплаченных налогах?

Такое решение помогло бы не только ВПЛ, но и многочисленным трудовым мигрантам, которые тоже ущемлены в своих правах. Кроме того, бюджеты крупных городов наконец можно было бы спланировать, исходя из фактического количества жителей. А это – новые детские сады, школы, больницы, транспорт…

Не нужно думать, что переселенцы имеют какие-то "очень специфические" проблемы. Помогая им, власть может сделать комфортней жизнь всех нас. И доказать на деле, что маргинализация отдельных групп абсолютно недопустима в европейской стране.

Оксана Чепижко, специально для УП



powered by lun.ua
Питання Донбасу: орієнтири для нової влади 
Які компроміси українці вважають прийнятними для припинення війни на Донбасі, які існують "червоні лінії", формат і нюанси переговорів по Донбасу, а також який найефективніший сценарій для України в питанні його реінтеграції.
6 причин, чому медреформу не усі підтримують
Які проблемні питання в українців викликає медична реформа.
Крим: анексований чи окупований?
На відміну від окупації, анексія як міжнародно-протиправне діяння має інші правові наслідки і пов'язана із зміною суверенітету (правового статусу) відповідної території. Слід уникати часто уживаних термінів "анексований Крим" чи "анексія Криму" – читайте чому.
І знову корпорація "Укрбуд", або Грабувати киян мають право лише…
Корпорація "Укрбуд" будує житло, а паралельно створює компанії з утримання цих будинків, для яких встановлює тарифи без погодження з відповідними органами влади.
Кому і яке діло до реформи охорони здоров’я? Тенденції громадської думки останніх років та поточні настрої українців
Питання медичної реформи має достатній політичний потенціал, щоб при правильній комунікації стати важелем перезавантаження влади на місцевому рівні внаслідок виборів у жовтні 2020 року чи навіть раніше.
Двобій з митними проблемами: що робити у міжнародному напрямі
Першочерговим завданням і викликом нової Державної митної служби є інституційне, організаційне і кадрове забезпечення та відновлення повноцінного міжнародного митного співробітництва.
Чи варто будити "сплячі ліцензії" на видобуток нафти і газу в Україні
Які додаткові кроки можна зробити для зменшення кількості "сплячих ліцензій" та як вони впливають на економіку України?