"Чужие среди своих". Почему власть не доверяет переселенцам?

1381 просмотр
Четверг, 28 февраля 2019, 13:00
Оксана Чепижко Оксана Чепижко
сооснователь ОО "Re:Старт", исполнительный директор "Ассоциации защиты банков"

Украина вступает в длительную избирательную гонку. Уже в следующем году нам предстоит проголосовать за местную власть. В условиях децентрализации от результатов выборов-2020 жизнь простых украинцев зависит едва ли не больше, чем от выборов президента.

Смогут ли реализовать своё конституционное право полтора миллиона граждан, которых у нас называют внутренне перемещенными лицами (ВПЛ)?

Мне могут возразить: думать об этом рано. Увы. Уже совсем скоро может оказаться поздно.

Печально известный законопроект 6240 "пролежал" в комитетах Рады почти два года и только недавно передан "в зал". Однако шансов, что его примут до парламентских выборов, не так уж много.

О причинах можно долго спорить. Ясно одно: гипотетический страх перед "неправильным волеизъявлением" переселенцев не стоит тех реальных рисков, которые связаны с отказом ВПЛ в праве голоса.

Многие переселенцы пятый год живут в новых общинах. Участвуют в жизни города. Работают и платят налоги. Тогда почему они до сих пор не могут влиять на состав местной власти? По сути, этим людям государство снова и снова напоминает о том, что они здесь "чужие". Ну, или не совсем "свои".

Впервые за всю историю независимости Украина столкнулась с вызовом внутренней миграции такого масштаба. Казалось бы, руководство страны должно делать всё возможное, чтобы способствовать интеграции переселенцев.

В благополучной Швеции право голосовать на местных выборах имеют даже не граждане – достаточно, чтобы они проживали в местной общине не меньше трёх лет. У нас такой сценарий выглядит фантастическим.

Сегодня, накануне президентских выборов, можно услышать, что власть якобы будет использовать переселенцев для фальсификаций, поскольку именно ВПЛ, в силу своего "криминализированного менталитета", с лёгкостью согласятся поучаствовать в "схемах".

Людей, которые одним только переездом на подконтрольную правительству территорию показали, что они преданы своему государству, продолжают дискриминировать по факту прописки.

Loading...

А теперь давайте посмотрим на эту ситуацию – буквально – с другой стороны. Одна из главных идей, которую продвигает оккупационная власть в так называемых "ДНР-ЛНР" – это идея о некоей "особой", "местной", "донецкой" идентичности. Ставка делается на то, чтобы жители неподконтрольных Украине территорий как можно меньше и реже ассоциировали себя с Украиной.

Пропагандисты с временно оккупированных территорий распространяют слухи о том, что президент Петр Порошенко не даст проголосовать переселенцам, чтобы они не смогли повлиять на будущее Украины.

Понятно, что в это верят не все. Некоторые привыкли доверять родственникам и друзьям с "большой земли".

Контакты между простыми людьми по обе стороны линии соприкосновения по-прежнему довольно активны. Что слышат люди "по ту сторону"? Что в Украине их фактически боятся. Что жители Донбасса – "другие". Что за пять лет вооруженного конфликта государство не разработало ни одной системной и по-настоящему эффективной программы реинтеграции…

Реинтеграция начинается с доверия. В советское время государство было "надсмотрщиком" и "контролёром". Сегодня для нас критически важно избавиться от инерции "совка". Простой пример – институт прописки. Да, у нас его называют "регистрацией", но по факту всё осталось, как раньше.

Что мешает (пускай постепенно!) ввести в Украине временную регистрацию путем сообщения, как в Германии или Канаде? Или подтверждать место проживания данными о коммунальных платежах или уплаченных налогах?

Такое решение помогло бы не только ВПЛ, но и многочисленным трудовым мигрантам, которые тоже ущемлены в своих правах. Кроме того, бюджеты крупных городов наконец можно было бы спланировать, исходя из фактического количества жителей. А это – новые детские сады, школы, больницы, транспорт…

Не нужно думать, что переселенцы имеют какие-то "очень специфические" проблемы. Помогая им, власть может сделать комфортней жизнь всех нас. И доказать на деле, что маргинализация отдельных групп абсолютно недопустима в европейской стране.

Оксана Чепижко, специально для УП



powered by lun.ua
Зачем нужен закон об образовании взрослых
Сегодня образование взрослых фактически работает хаотично без бюджетного финансирования. (укр.)
Увеличение уставного капитала банка: как подготовиться
Банкам, которые планируют увеличивать свой уставный капитал, стоит уже сейчас подготовиться к оценке Национальным банком источников средств их акционеров. (укр.)
Украинская школа: что с ней дальше делать. О предметах, учителях, директорах и среднем образовании
Наш аттестат о среднем образовании удостоверяет лишь проведенные за партой годы, а не получение знания и навыки. (укр.)
Земельная реформа: десять правильных шагов
Обеспечение быстрого доступа к земельным ресурсам без коррупции - одна из самых приоритетных задач экономической политики для новой власти. (укр.)
Первые 100 дней президента: Голобородько в роли Зеленского
Почему настораживает инцидент с увольнением Романа Бессмертного с должности представителя Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы по Донбассу. И каким будет тест Зеленского на искренность позитивных изменений в стране. (укр.)
Brexit без жесткости: удастся ли парламенту избежать наихудшего сценария
До даты Brexit осталось два с половиной месяца. Времени на выход из политического кризиса и предотвращения дальнейшего экономического спада у Великобритании остается все меньше. (укр.)
Цифровые технологии могут помочь в уходе за пожилыми людьми
Технология способна вовремя передавать опекунам и близким необходимую информацию о состоянии человека, при этом защищая конфиденциальность.