Інтернет і вибори-2019: як (не)стати президентом за допомогою мережі

Середа, 03 квітня 2019, 09:00

Хотите создать условия для изменений? Охватите Интернетом более 50% населения и будьте готовы к невозможности предвидеть силу отдачи.

Чернокожий может стать американским президентом, малоизвестный политик –  возглавить Францию, а "ольгинские тролли" – превратиться в угрозу, сравнимую с "русскими танками".

Украина в этом плане подошла к очередным "историческим" и "решающим" президентским выборам-2019 даже слегка перезревшей – с 64% украинских пользователей сети.

С другой стороны, несмотря на явно возмужавшую и подросшую интернет-аудиторию, ничто не предвещало чего-то ранее невиданного. Постановка украинской выборной неоклассики "сети" против "пирамид" обещала пройти под увертюрное шуршание купюр.

И тут надо отдать должное твёрдости характера украинских политиков – никакие новые ветра, упорно хлопающие отечественными форточками, не повлияли на "мацабельность" характера этой веры в силу материальных, желательно твёрдых сущностей.

В свою очередь лидеры электоральных симпатий Пётр Порошенко и Юлия Тимошенко были честны – не обещали "ударить Интернетом по выборам". Это мнение было единогласно разделено и остальной ТОП-десяткой кандидатов.

В результате, вместо поиска нестандартных решений, монотонное следование в кильватере ресурсных оппонентов. На каждый чужой миллион газетной агитки ответим гордой тысячью, на сто "вражеских" билбордов – огрызнёмся своими десятью, если нет агитационного "Neoplan" – запустим разрисованный "Богдан". Вечное действие в режиме зеркального отражения.

При таком консолидированном подходе Интернету оставалась его унылая роль "подносчика снарядов" компромата, доски "реклама & объявления" и коммуникационной резервации для активного меньшинства.

Интернет упущенных возможностей

Наличие интернет-представительства, "бото-армии" с экспертным спецназом и присутствие в социальных сетях полностью покрывало digital-потребности штабов.

В работе находился стандартный набор приёмов и техник, без обамовских технологий максимальной интерактивности и прямого взаимодействия.

Никому не нужен сайт, адаптированный под функционал социальной сети с возможностью персональной регистрации, организации акций, агитации и мобилизации. Вместо этого – традиционный Интернет-ресурс кандидатов, более напоминающий парадную фото-видео галерею изображений "вождя".

Реклама:
Никому не интересна идея создания социальной сети кандидата с сервисом типа "Neighbor to Neighbor" для проведения агитации среди соседей или разработка мобильного приложения с единой базой сторонников для обзвона волонтёрами.

В итоге: вместо многоканальной коммуникации – односторонняя монопрезентация.

И этот список можно продолжать в условиях, когда даже б/у технологии с одиннадцатилетним пробегом остаются вне сферы внимания и востребованности.

Вместо Big Date – "Bol'shiye seti"

Объективности ради стоит сказать и о наличии локального прогресса.

Организация штабами Петра Алексеевича и Юлии Владимировны, пусть специфического, но сбора данных избирателей привела к появлению CRM-систем управления полем, включающих функции учёта и контроля за работой агитационных структур.

"Bol'shiye seti" стали нашим ответом на их Big Date с недооценёнными возможностями, выходящими за рамки локальной кампании.

Если в масштабах страны удастся собрать значительный массив информации, специальные программы смогут выделять целевые аудитории, определять приоритеты в агитации, рассылать персонифицированные директ-мейлы и идентифицировать избирателей с их социальными сетями.

Политическая сила, имеющая в своём распоряжении подобный набор возможностей, получает значительное преимущество, перерабатывая "золото данных" в "серебро власти". Насколько это удастся, трудно сказать, пока что подобные попытки оставались безуспешными.

Когда все могут всё

Но что можно сказать с уверенностью, так это то, что невозможно сохранять консервативную повестку, когда новые технологии переписывают старые правила под девизом "Все могут всё".

От этого наблюдение за кандидатом Владимиром Зеленским порождает ощущение дежавю – уже виданного и слышанного на выборах Навального, Обамы, Макрона, Трампа.

Наверное, это происходит от того, что все эти новые лица от Нью-Йорка до Москвы – плоды одного инкубатора нового технологического уклада, с момента рождения, подобно сиамским близнецам, срощены с Интернетом.

Поэтому не было ничего более предсказуемого, чем призыв "Зе!команды" "захватить все социальные сети", что происходит всегда, когда банки, телеграф и телевидение заняты кем-то другим.

Интернет в таком случае даёт хорошую возможность обнулить старые правила, что и попытался сделать штаб Зеленского.

А задача по своим масштабам соответствовала только смелости Зе!исполнителей, которые предлагали сыграть на "своём" поле в игру, в которую не играли и на поле, которое не видели.

Просто в Украине не было откуда взяться опыту подобного рода.

20 лет за 20 дней

Предстояло собрать самолёт из деталей, назначение девяноста процентов которых неизвестно. Чем, собственно говоря, и занялась "Зе!команда", нашинковав технологический винегрет из пёстрых ингредиентов и смешивая разнообразные рецепты.

Сайт кандидата уже больше напоминает прогрессивную площадку с возможностью ведения диалога, а не одноканального монолога. Можно привлекать волонтёров, набирать наблюдателей, скачивать промо-материалы, общаться с кандидатом, обсуждать программу.

Заявлено использование системы параллельного подсчёта голосов и помощь специального бота @de_dilnytca_bot в поиске своего участка для голосования.

Ну, и естественно, "Зе!команда" присутствует на всех основных интернет-площадках, где демонстрирует чудеса роста. То, на что обычно уходят годы, достигается в течение неполных трёх месяцев, как например, Telegram-канал "Команда Зеленского", занявший первое место в политическом сегменте с его почти сотней тысяч подписчиков.

А если судить по количеству присоединившихся к команде Зеленского на сайте, то результат в более чем 500 тысяч волонтёров – уникален.

"Батьківщине", к примеру, понадобилось 20 лет, чтобы собрать полмиллиона членов партии. "Зе!команде" – 20 дней. Если счётчик, конечно, исправен.

Интересен процесс создания добровольного контента – ноу-хау кампании Обамы 2008 года, ставший, по всей видимости, неожиданностью для "Зе!команды".

Реклама:
Однако, позволив по-обамовски "бренду жить где угодно", штаб Зеленского занёс в актив 2500 администраторов неофициальных сообществ и каналов в поддержку кандидата.

И сродни тому, как Трамп в 2016 году создал 500 тематических Facebook-сообществ в свою поддержку – "Байкеры за Трампа", "Сицилийцы за Трампа", "Евреи за Трампа" и прочие "за" – так и "Зе!команда" мультиплицируется в Facebook, открывая официальные сообщества в каждом регионе.

Ещё одним элементом, роднящим Зеленского с выдвиженцами антиэлитарного протеста, стала его тактика отказа от общения с большими аудиториями.

По всей видимости, не зная об опыте Макрона, который на выборах 2017 года столкнулся с проблемой публичной коммуникации, Зеленский, подобно ему, ушёл в локальные встречи с последующей трансляцией в медиа и социальных сетях.

И наконец-то, "Зе!команда", как принято во всём мире, начала использовать e-mail рассылку. 500 тысяч адресов, о которых было сообщено диджитал-штабом – это шаг в правильном направлении.

Онлайн без офлайн – деньги на ветер?

Однако, располагая сравнительно широким контентным интернет-разнообразием на фоне обычной скудости, цифровая-кампания Зеленского имеет весьма ограниченный функционал.

Для сравнения, на московских мэрских выборах-2013 штаб Навального за 2,5 месяца создал с нуля информационный портал о кандидате и разработал 13 ресурсов для мобилизации избирателей, привлечения и организации волонтёров.

К примеру, геотаргетированная сеть сторонников dom.navalny.ru позволяла каждому желающему ежедневно выполнять агитзадания штаба – пройти регистрацию, инструктаж и увидеть число союзников в своём доме, локализованном на карте.

Без подобного рода веб-проектов невозможно решить главную задачу – перевода онлайн активности в офлайн.

Деструктор

В целом появление Зеленского стало неожиданностью, но с другой стороны – закономерностью (постфактум – объяснение выглядит особенно убедительным).

  • Конечно, "до Украины добрался глобальный тренд бунта против истеблишмента и усталости от старых элит".
  • Несомненно, играет роль возрастной фактор – постепенной замены "генерации телевизора" "поколением Интернета".
  • Безусловно, Интернет рано или поздно должен был стать серьёзным фактором политики и выборов.
  • И очевидно, что новые информационные технологии несут энергии со слабо просчитываемыми последствиями их применения.

Смогут ли они сработать сейчас, если они не работали раньше? С точки зрения условий – да.

С точки зрения возможностей, команда Зеленского имеет заряд креатива, ярких решений и новаторских подходов, но и огромную диспропорцию между размерами своей Интернет-головы и тщедушным организационным телом.

В отличие от них, штабы Тимошенко и Порошенко располагают хорошо накачанными мышцами полевых структур.

В таком случае, в условиях второго тура может случится так, что неважно, кто лучше всего передал своё послание – важно, кто выиграл конкурс явки.

Правда, "Зе!команда" имеет и свой "засадной полк" – поддержку крупнейшего медиахолдинга страны, что несколько уравновешивает шансы.

Поэтому всё так же остаётся актуальным прогноз автора полугодичной давности:

"Подвижная и крайне мобильная Интернет-среда станет главным фактором неопределённости предстоящих выборов и ресурсом победы в ситуации неустойчивого равновесия…

...Сросшаяся с Интернетом молодёжь может внезапно активизироваться и одномоментно поменять электоральные доли, проценты и спущенные сверху планы.

Поэтому результаты выборов, и без того слабо прогнозируемые, становятся непредсказуемыми".

Владимир Зеленский как представитель "мерцающего интернет-множества" становится невольным деструктором всей базовой операционной системы.

И главное, о чём стоит помнить, что энергия сети – это тонкие грани между созиданием и разрушением. Поэтому стоит научиться нажимать правильные кнопки.

Андрей Демартино, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Які українські товари найбільше цікавлять іноземних покупців?

Складне навчання, ПТСР і відчуття щастя. Що відбувається з українськими дітьми?

Повертаємо учнів у школи: чому важливо робити укриття і що для цього робить держава

Як звати невідомого солдата?

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб