Хитросплетение поставок нефти

Понедельник, 11 ноября 2002, 17:40
В октябре на отечественные нефтеперерабатывающие заводы была поставлена третья часть запланированной на последний квартал нефти и это не может не радовать. Но внешнее благополучие открыло несколько проблем, которые способны значительно снизить объемы переработки нефти и даже остановить в декабре четыре из шести украинских НПЗ - "Укртатнафту", "Нефтехимик Прикарпатья", ЛиНОС и "Галичину". А "Нефтехимик", на который в прошлом месяце было поставлено только 19,7 тыс. тонн нефти, уже в ноябре оказался на грани остановки.

Причин для беспокойства две. Первая - недопоставка на заводы сырья украинскими и казахстанскими добывающими компаниями. Так, в октябре на НПЗ было поставлено только 25,6% казахской и 28,8% украинской нефти. Суммарная недопоставка этого сырья составила 56,7 тыс. тонн, для сравнения - недозагрузка производственных мощностей "Нефтехимика Прикарпатья" в октябре месяце составила 62,3 тыс. тонн нефти.

Вторая причина касается поставок российского сырья, на долю которого в четвертом квартале отводится 80,4% всей планируемой поставить на НПЗ нефти. В целом, по итогам прошлого месяца, вроде бы складывается неплохая картина, но при внимательном изучении выполнения графика поставок нефти, все выглядит более удручающе. Так, фактически только "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть" поставляют сырье по графику, остальные компании либо значительно отстают от него, либо значительно его опережают.

Например, "Татнефть" использовала в октябре график поставок на 68,5%,Тюменская нефтяная компания - на 61,3%, "Сиданко" -- на 49,7%, в то время как "Башнефть" не поставила ни одной капли нефти, ЮКОС поставил только 9,5% запланированной, а мелкие компании - 4,1%. Причем только в октябре ЮКОС недопоставил 215,7 тыс. тонн нефти, т.е. намного больше, чем поставили на НПЗ украинские нефтедобытчики вместе взятые в этом же месяце. При таких темпах, только из-за "нерасторопности" ЮКОСа и иже с ними Украине в четвертом квартале грозит недополучить порядка одного миллиона тонн нефти!

В принципе, это можно было бы считать сугубо внутрироссийским делом, так как графиком прокачки нефти в Украину занимается российская "Транснефть", если бы не одно "но". Как стало известно УП, ЮКОС, используя график "Транснефти", фактически реэкспортирует свою нефть через Украину. То есть для экспорта сырья ЮКОС использует как квоты на экспорт нефти в дальнее зарубежье, так и квоты на поставку ее в Украину, в связи с чем оно поступает на украинские НПЗ лишь частично и оказываясь в Европе, на что российские чиновники закрывают глаза. В хитроумной схеме российского нефтяного гиганта используется не только украинские НПЗ, но и Сызранский НПЗ, куда якобы поставляется уходящая в Украину и далее, в дальнее зарубежье, нефть. Причем, по некоторым данным, такое "растройство" поставок помогает ЮКОСу использовать эту схему для ухода от налогов, но это уж точно внутреннее дело россиян.

Что касается украинских интересов, то они нарушаются по нескольким причинам. Прежде всего, из-за ЮКОСа другие нефтяные компании, имеющие в Украине собственные НПЗ или действительно поставляющие сюда нефть, как ЛУКОЙЛ, ТНК, "Татнефть" и "Роснефть", не могут увеличить загрузку производственных мощностей.

А перераспределение квот на прокачку сырья по магистральным нефтепроводам "Транснефти" могло бы увеличить производство нефтепродуктов в Украине и это уже вопрос экономической безопасности нашего государства. Кроме того, для "проворачивания" своих схем, ЮКОС использует Феодосийский и Южный порты, куда поставляет сырье из Брод железнодорожным транспортом, теряя при транспортировке $14,7 на тонне и направляя нефть на экспорт. Поэтому, например, Феодосийским нефтеперевалочным портом не могут воспользоваться с целью поставки сырья из Новороссийского порта на украинские НПЗ, те же ЛУКОЙЛ или ТНК, что было бы в интересах украинского государства. Более того, в сентябре месяце ЮКОС через Украину отправил на экспорт 82,0 тыс. тонн нефти, используя, в том числе, нефтетерминал "Южный", но пока отправляя нефть из Брод в Одессу железнодорожным транспортом. Впрочем ЮКОС уже настолько вжился в роль реэкспортера нефти, что предлагает украинскому правительству использовать для этих целей нефтепровод "Одесса-Броды".

"Нефтепровод "Одесса - Броды" можно загрузить быстрее, если использовать его для перекачки нефти в реверсном порядке - из Брод в Одессу. В этом случае мы могли бы использовать это направление", - заявил старший вице-президент ЮКОСа Михаил Елфимов, выступая в Киеве на международной конференции "Нефть и газ - 2002". А это предложение, по сути, дискредитирует все усилия Украины по достройке нефтепровода для транспортировки каспийской нефти в Северную Европу и далее. Поэтому украинское правительство должно определиться, что ему выгодно – опосредствованно участвовать в реэкспорте российской нефти и повернуть нефтепровод вспять или добиться от России прозрачности поставок нефти на украинские НПЗ и интегрировать нефтепровод "Одесса-Броды" в Европу.

Источник: данные Минтопэнерго и "Укрнефтехимпереработки"

О нефти читайте также:

Заслон экспорту нефти пытаются поставить украинские чиновники

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде