Евровидение: постскриптум

Понедельник, 23 мая 2005, 21:04
Журналисты любят критиковать. Да и куда бы без конструктивной критики скатилось бы общество – не известно. Тем не менее, иногда такая критика бывает преувеличенной.

В воскресенье вечером "Евровидение" официально завершилось концертом, который имел символическое название "Украина – европейская страна". Эстафету торжественно передали Греции, певица из которой Хелена Папаризу выиграла в финале конкурса.

И именно с этим – с передачей эстафеты, со снятием ответственности, с успешной сдачей первого европейского экзамена разрешите вас, украинцы, поздравить. Потому что, как бы там ни было, мы его сдали.

Были, конечно, и недостатки, наподобие явно неевропейского Евролагеря или путаницы с билетами, в результате которой даже на репетициях финала и полуфинала зал был полупустым.

Тем не менее, Европа увидела другое.

Она увидела двух красивых, веселых и профессиональных ведущих DJ Пашу и Машу Ефросинину. Увидела действительно удивительно сделанную сцену, которая менялась с каждым исполнителем. Увидела с душой созданные промо-ролики, которые за 40 секунд успели передать великое множество граней украинской атмосферы.

Увидела, наконец, что Украине удалось за считанные месяцы организовать конкурс такого масштаба.

Червяк сомнений – британский комментатор

Упреки, что в Западной Европе "Евровидение" не воспринимают серьезно, начали появляться практически с первых дней конкурса. Хотя в Киеве в эти дни присутствовали иностранные журналисты, до нас доходили только самые неутешительные комментарии.

 
Кадры конкурса. Фото Анны Андриевской
 
Скажем, британская "Индепендент" писала о "Евровидении" следующее: "В Британии мы в течение многих лет воспринимали конкурс менее, чем серьезно. Предводитель высмеивателей - телевизионный ведущий Терри Воган".

Тем не менее, пишет "Индепендент", во многих частях Европы к песенному конкурсу относятся ужасно серьезно: такие страны-победители как Швеция, Дания, Эстония, Латвия, Турция и Украина воспользовались этой возможностью, чтобы показать себя с наилучшей стороны.

"Индепендент" призывает британцев: не надо совсем пренебрегать Евровидением. "Благодаря ему многие люди узнали, без того, чтобы смотреть самые скучные части новостей, о том, что в Европе есть страны, которые называются Украина, Эстония, Мальта или Словакия, которые очень собой гордятся и, иногда, по очень правильным причинам", цитирует газету BBC.

Другая, опять-таки британская, газета – Guardian, отмечает: "Возможно, покажется странным, что новая культурная эра для Украины может начинаться с события, которое обычно связывают с китчевыми костюмами и ужасными текстами песен".

Далее в статье журналист тоже просит читателей не смеяться над Евровидением, так как благодаря ему Украина имеет возможность о себе заявить.

"Обозреватели отмечают, что украинцы довольно серьезно отнеслись к песенному конкурсу, который как шутку воспринимают в Западной Европе", - заявляла украинская служба BBC.

Многие издания также распространили информацию о необъективности голосования в конкурсе. Все тот же британский ведущий Терри Воган в прошлом году заявил, что страны очень часто голосуют за своих соседей.

То есть складывается впечатление, что вся Европа только и делает, что критикует Евровидение, в то время как у нас на него чуть ли не молятся. С этой точки зрения, конечно, выглядит странным и количество рекламы на украинских улицах, и перекрытие дорог в центре города, не говоря уже о появлении на концерте первых лиц государства.

Но! Все вышеперечисленные издания - БРИТАНСКИЕ. А в Британии конкурс ведет на телевидении все тот же саркастичный Воган. Может поэтому газетам и приходится убеждать своих читателей, что на самом деле не все так плохо?

Не имея других источников информации, "Украинская правда" решила выяснить ситуацию оригинальным способом. Мы провели небольшой опрос через... популярную во всем мире интернет-программу ICQ. Это, конечно, не может претендовать на социологическое исследование, но результаты все равно интересные.

Как и стоило ожидать, в Британии "Евровидение" не любят. Все англичане, которые попадались УП, утверждали, что там или вообще не интересуются этим конкурсом, или относятся к нему довольно скептически.

Немцы, наоборот, рассказывали, что конкурс у них чрезвычайно популярен. Хотя в последние годы несколько меньше, чем раньше. Большинство немцев, по словам опрошенных, разочарованы нынешней участницей Грасией. Ее поклонникам, отметил один из собеседников, в основном не больше 15 лет, а попала она на "Евровидение" с нарушением процедуры отбора.

Кстати, о широких симпатиях немцев к конкурсу говорит и радио "Свобода". Положительные отклики о нынешнем конкурсе можно услышать не только от немецких комментаторов, но и от политиков, отмечает радио.

Возвращаясь к опросу: очень популярным называют шоу в Норвегии и Франции. Норвежцы говорят, что трансляция "Евровидения" даже попала в пятерку самых популярных телепрограмм года!

 
Руслана. Фото Анны Андриевской
 
Французы, правда, отмечают, что к конкурсу в их стране серьезно не относятся. По словам одной 35-летней женщины, она и многие ее знакомые смотрели Евровидение как развлекательное шоу. Француженка рассказала также, что в стране существуют аналоги конкурса, хотя и национального масштаба.

В странах Восточной Европы опрос проводить не имело смысла – из первых ответов стало понятно: здесь "Евровидение" знают, любят и воспринимают иногда даже серьезнее, чем в Украине.

Одно только в опросе огорчило: мало кому понравились украинские "Ґринджолы".

Музыка или политика?

Итак, "Евровидение" все-таки популярное и важное для Европы музыкальное событие. Тем не менее, откровенно политический аспект появился в нем только в этом году.

Раньше Европа такого не знала. Ни в одной стране раньше вице-премьер или президент так много и так смело не говорили о конкурсе. И ни один президент раньше, по словам Томенко, не вручал лично награду победителю.

Да и вообще, присутствие на конкурсе президента и премьер-министра, а на церемонии открытия и министра внутренних дел – вряд ли привычное для Европы явление.

И с этим, наверное, мы таки немного перестарались. "Мы" – это не только сами политики. "Мы" – это также и журналисты политических изданий, которые восприняли конкурс именно в этом контексте.

Ведь то, что руководство страны демонстрировало как факт положительный, совсем не было воспринято положительно самими организаторами "Евровидения" – Европейским союзом вещателей.

"Мы сожалеем, что песенный конкурс "Евровидение" используют с политической целью. Это не политическое событие", - подчеркивал исполнительный директор ЕСВ по делам "Евровидения" Сванте Стокселиус.

 
Выступление Гринджол. Фото Анны Андриевской
 
Отрицательных последствий политизации конкурса несколько. Во-первых, вопреки всей своей популярности, конкурс все же не является демонстрацией профессионализма.

Это не вина украинцев или европейских организаторов "Евровидения". Это проблема вообще шоу-бизнеса. Популярная музыка редко бывает профессиональной. И одно дело обеспечить хорошие условия для почитателей конкурса в Украине, а совсем другое – на высочайшем политическом уровне демонстрировать благосклонность к откровенной попсе.

Во-вторых, это действительно немного похоже на "потёмкинское село", как выразился комментатор из Дании Йоганнес Вамберг Андерсен.

То есть, чрезмерным вниманием ко всему европейскому украинцы только демонстрируют свой комплекс неполноценности, только подчеркивают, что до Европы еще далеко. Когда столько раз повторяешь, что Украина - Европа, что "мы не быдло, мы не козлы", это начинает вызывать сомнения.

И в-третьих, политизация весьма мешает самому конкурсу, рискуя подорвать самые его основы. Ведь если критики и так говорят, что многие страны голосует необъективно – за своих соседей, то чего будет стоит этот конкурс, если голосовать будут в первую очередь по политическим мотивам?


P.P.S.: Особая благодарность за содействие в освещении конкурса пресс-атташе Марку Марковичу.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде