Бедолага Ахметов

Понедельник, 29 августа 2005, 13:56

Возможно, кому-то это может показаться преувеличением, но новейшая история Украины, то есть последний год, является историей обмана Рината Ахметова. Владельца металлургических заводов, страховых компаний и банков обманывали все – и номинальные союзники, и латентные враги. "Короля Донбасса" предавали и в его королевстве, и – особенно – вне его границ.

С определенной долей цинизма можно сказать, что это не его вина. Ахметов не виноват, что как личность он формировался в среде, которая требовала от него лишь ярости, беспощадности и хитрости. Идеальный солдат для войны за собственное материальное благополучие на улицах Донецка, он волшебным образом теряет свою силу за границами Донецкой области. Там, где идет борьба идей, примитивная вера во всемогущество "бабла" ведет своих адептов к гибели.

Угроза, что Ахметов станет историей – возможно, княжества Монако – все ближе. И не потому, что в трущобах новой власти живет неуклонный и прагматический расчет, где Ахметова множат на нуль. Проблема в том, что прошлые грандиозные ошибки не изменили его сознание.

Судя по стилю ведения дел Ахметовым, иногда сомневаешься, есть ли вообще у него черты, достаточные для того, чтобы назвать его бизнесменом. Фундаментальная отличие между бизнесменом и олигархом состоит в том, что бизнесмен инвестирует в дело, которое потом дает прибыль и приумножает собственность, а олигарх инвестирует в политические (да и вообще в силовые) средства для приумножения своей собственности.

Олигарх не умеет вести бизнес – он не привык думать об оптимизации затрат, о конъюнктуре на рынке, о развитии производства.

Недавно, в рамках своей стратегии по более широкой открытости, СКМ пригласила редакторов изданий пообщаться с менеджментом корпорации. Эти умные и молодые ребята (многие из них с опытом работы в западных корпорациях) способны вселить надежду, которая СКМ будет развиваться осмысленно - именно как структура, а не набор активов, которые в силу трудных исторических обстоятельств достались владельцу.

Однако многие из менеджеров СКМ работают в компании недолго. Больше того, из разговоров с ними стало ясно, что общая стратегия развития корпорации еще не сформирована, многие бизнес-процессы нуждаются в оптимизации. У автора этих строк сложилось впечатление, что стратегическими вопросами, по крайней мере, до недавнего времени, в империи Ахметова никто системно не занимался.

Конечно, постороннему в Украине человеку в это тяжело поверить. По любым стандартам бизнеса это нонсенс – что предприятия с миллиардными оборотами годами работали вот так, вслепую, без какой-либо стратегии, а деньги шли на Бог знает что.

На политические проекты, на накачку заграничных счетов в офшорах, на покупку дорогих бразильцев для любимого футбольного клуба. В то же время эти самые заводы сейчас – основа конкурентоспособности Украины на международном уровне. Они морально и физически устарели, нуждаются в бешенных инвестициях.

Кто-то может возразить. Дескать, это право Ахметова, заниматься любыми, даже самыми безумными, вещами за свои деньги. Но здесь есть два замечания.

Во-первых, это довольно уникальные обстоятельства приобретения этого богатства.

Во-вторых – в Украине металлургия и угольная промышленность (основа активов СКМ) субсидируется государством.

Соответственно, следует ожидать определенного эффективного использования тех эксклюзивных благ,  которое предоставляет определенным предпринимателям государство. В случае неэффективного использования этих льгот, следует прекратить их предоставлять.

Что ж, наверное, в стране таки случилось что-то революционное, если Ахметову пришлось срочно становиться – о, ужас! – европейским бизнесменом. К сожалению, для него, в очень географическом смысле этого слова. (Времена сейчас такие - вон Игорю Коломойскому предложили стать резидентом Индонезии).

Удивительно, что у Рината Леонидовича не возникает дежа вю при слове "русские пиарщики" и "рекламная кампания". Ведь однажды все это уже было. Абсолютно непроходимого кандидата силой денег пытались сделать президентом Украины.

С помощью золота хотели купить чудо – но чуда не случилось. Демонические павловские оказались обычнейшими проходимцами, а "православный президент" стал могилой для миллиардных инвестиций в политическое будущее.

Кстати, Ахметова и сейчас в очередной раз "разводят". Идет рекламная кампания в ведущих изданиях Западной Европы и США, где корпорацию Систем Кепител Менеджмент (СКМ), которая принадлежит семье Ахметових, рекламируют как чрезвычайно прогрессивную и мощную. Аналогичная кампания происходит и в украинских масс-медиа.

Есть в этом и положительные моменты – часть средств от рекламной кампании в Украине попадет в оборот – сначала в рекламном бизнесе, а потом и в другие уголки отечественной экономики.

Однако любому мыслящему человеку будет жаль денег, заработанных честной работой тех 160 тысяч людей, которые трудятся на Ахметова (как это гордо указано в рекламе СКМ). Это богатство, из-за проблемы мировоззрения владельца, который верит в возможность купить что угодно в этом мире, в очередной раз попадает в карманы заграничных хитрецов.

Если уже Ринату Леонидовичу сейчас так нравится тратиться на всяческих консультантов и советников, ему следует нанять духовного наставника – чтобы тот расширил горизонты сознания Ахметова, вылечил его от рецидивов дремучей провинциальности и показал, что утверждение о всепобеждающей силе денег сильно преувеличено.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде