Сила народа или "сила парламента"?

Понедельник, 27 февраля 2006, 15:29

Традиционно наши демократы объединяются лишь... за 5 минут до расстрела. И то не всегда...

В соответствии с частью шестой статьи 83 новой редакции Конституции Украины в Верховной Раде за результатами выборов и на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций, в которую входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Согласно с частью седьмой статьи 83, коалиция депутатских фракций в Верховной Раде Украины формируется на протяжении одного месяца со дня открытия первого заседания новоизбранной Верховной Рады.

Потому оранжевая команда вполне резонно пытается создать альянс демократических сил до выборов, чтобы выиграть время для создания парламентской коалиции за результатами выборов. Однако эффективность этих попыток оставляет желать лучшего.

Одна из главных причин затягивания создания коалиции - сложность согласования политических позиций, которые являются основой создания коалиции согласно части шестой 83 статьи.

Лишь об этом можно и нужно вести речь сегодня, поскольку результаты выборов, которые также должны учитываться при создании коалиции, определятся лишь через месяц. Но именно это и является камнем преткновения для партий, потому что они никогда серьезно не занимались сближением своих политических взглядов.

А сделать это за сжатые сроки еще тяжелее. Учитывая, что политические позиции партий изложены в их идеологии и программах, то можно констатировать, что основой коалиции должны стать идеологически родственные партии.

Если анализировать предложенные договорными сторонами форматы соглашений, то, по мнению автора, у них есть очевидные недостатки.

Предложенные форматы соглашений не совсем четкие с юридической точки зрения. Так, нельзя в тексте "Соглашения о создании Коалиции демократических сил", ссылаясь на статью 83 Конституции Украины, утверждать, что коалиция начнет действовать с избранием Верховной Рады.

Ведь это коалиция демократических сил, а не депутатских фракций. Потому, если коалиция создается с прицелом на будущее, то это должен был бы быть проект соглашения о создании коалиции депутатских фракций - ведь все равно такое соглашение должно быть - или, по крайней мере, соглашение о намерениях создать такую коалицию в Верховной Раде.

Такое соглашение можно было бы парафировать до выборов и официально подписать после них. Что же касается соглашения о коалиции демократических сил, то она уже была в свое время создана под названием "Сила народа".

В преамбуле обнародованных проектов соглашений записано, что оно подписывается, в частности, для "налаживания равноправного диалога между обществом и властью". Это вызывает удивление, поскольку настоящая, а не декоративная, демократия заключается не в партнерских отношениях с властью, а в реальном народовластии, когда народ нанимает государственных служащих и контролирует их деятельность.

То есть, когда общество господствует над властью, а не власть над обществом - как было при старом режиме и продолжается сегодня.

Кстати, приблизительно такими и были слоганы лидеров оранжевой революции! Но, когда они опять чувствуют запах власти, их понимание демократии испытывает трансформацию, причем не в интересах народовластия.

Потому в преамбуле было бы целесообразно записать так: "...обеспечение реального народовластия на выполнение части второй статьи 5 Конституции Украины".

В заключительном разделе представленных проектов соглашения говорится о том, что высшим руководящим органом коалиции является политический совет коалиции, решения которой принимаются консенсусом.

Однако, к сожалению, достижение консенсуса по всем проблемным вопросам невозможно, как нет его в вопросе создания коалиции. Потому нужно очертить перечень тех стратегических вопросов, которые все-таки могут решаться консенсусом.

То есть, при существующем уровне консолидации демократических сил, не стоит выдавать желаемое за действительное. Кроме того, вряд ли целесообразно создавать руководящий орган коалиции, ведь у каждого ее субъекта есть свой руководящий орган - партийный, или фракционный.

Поэтому создание руководящего сверхоргана - это определенный отход от демократии (в демократической коалиции) с тенденцией к авторитарному решению вопросов.

Оптимальный вариант - создать не руководящий, а координационный орган коалиции. Тем более, что есть позитивный опыт деятельности парламентского согласительного совета.

Будем оптимистами и будем надеяться, что не амбиции, не язык ультиматумов, а здравый смысл возьмет верх и Украина получит коалиционное соглашение еще до выборов.

Будем надеяться, а надежда, как известно, умирает последней, что кормчие демократических сил или будут координировать свои действия не только под выборы, а постоянно или им на смену придут другие лидеры. Устал не "караул", а народ.

Михаил Роль, политолог, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде