... И примкнула к ним Юля...

Понедельник, 27 февраля 2006, 18:16

23 февраля парламент не смог преодолеть президентское вето на принятый им раньше закон, вместо этого сумел проголосовать за данный закон уже в третий раз, частично учтя предложенные главой государства поправки. Казалось бы, обычная законотворческая рутина. Но в этот раз речь идет о значительно более серьезном деле, которое может иметь весьма весомые общегосударственные последствия.

Уже на протяжении семи месяцев президент Виктор Ющенко ведет позиционную войну с Верховной Радой Украины по поводу фундаментальных положений Закона о Севастополе (полное название "Закон Украины "О городе-герое Севастополь").

Если коротко, то суть разногласий между парламентом и главой государства заключается в том, что Верховная Рада стремится законодательно закрепить в этом городе (который по Конституции является отдельным регионом со специфическим самоуправлением) такой порядок формирования органов исполнительной власти, который сделает эти органы фактически независимыми от Киева, но зависимыми от местного населения и его политических настроений.

"Так что же здесь плохого? Это и является демократией!" - скажет сторонник европейского выбора Украины. Вроде бы и так. Но возможна ли демократия без демократов? То есть без граждан, которые согласны и способны жить за предписаниями права? Такой вопрос может показаться риторическим, но только не в ситуации с Севастополем.

Во-первых, город является главной базой российского Черноморского флота, и значительная часть горожан-граждан Украины непосредственно "завязана" на этот флот (или работая на его объектах, или в результате родственных уз с российскими офицерами и гражданскими служащими), следовательно, руководствуется неукраинскими национальными интересами.

Во-вторых, население города формировалось весьма специфически: значительная часть горожан старшего возраста является отставными офицерами советских и российских вооруженных сил, нередко - прежними политработниками и "особистами".

В-третьих, в Советском Союзе город длительное время принадлежал к "закрытым", что наложило дополнительный отпечаток на его население, создав еще один фильтр относительно лояльности к власти претендентов на поселение в нем.

В-четвертых, за обнародованными в 2004 году лидером УРП "Собор" Анатолием Матвиенко данными, от 30 до 50 тысяч горожан, вопреки украинским законам, имеют двойное гражданство, то есть паспорта Украины и Российской Федерации одновременно.

В-пятых, Черноморский флот выступает при нынешних обстоятельствах не только военной, но и политической и политико-пропагандистской силой (вплоть до того, что в его типографиях печатается коммунистическая и шовинистская российская периодика), следовательно, население города находится в весьма специфическом (назовем это так) информационном поле.

Список подобных факторов можно продлить. Но и сказано, думаю, достаточно, чтобы понять, почему обычные нормы самоуправления при их внедрении в Севастополе способны не только спровоцировать в городе незаурядный конфликт между относительно лояльными гражданами Украины, с одной стороны, и симпатиками тоталитарных идеологий и адептами принадлежности города России, с другой; конфликт в городе может чрезвычайно заострить украинско-российские межгосударственные отношения и стать катализатором дестабилизации ситуации во всем Крыму.

Потому вполне логичной есть позиция тех политиков и политических сил, согласно которой до тех пор, пока в Севастополе стоит российский Черноморский флот, структура и функции власти в городе (представительской и исполнительной) должны быть особенными, а центральная власть должна жестко контролировать все, что происходит в этом регионе.

Так как слишком дорогой может стать цена номинального торжества такой себе "демократии без берегов". Так же логическим выглядит и другой тезис этих политиков: "держа в уме" факт наличия в Севастополе Черноморского флота России, не стоит фиксировать этот факт в законе, так как выйдет, что именно сейчас, когда продолжаются межгосударственные дебаты о статусе этого флота и вообще о том, будет ли он в дальнейшем базироваться на украинской территории, вдруг взять и законодательно закрепить этот статус - по меньшей мере неосмотрительно.

Логика другой стороны, олицетворенной Партией регионов, СДПУ(о), Блоком Витренко, коммунистами и некоторыми другими силами, не нуждается, по-видимому, в детальном изложении. "Нет - НАТО, так - ЕЭП!" Дальше можно не продолжать.

Блок Литвина, похоже, поддерживал и поддерживает Закон о Севастополе, пытаясь сыграть роль "миротворца", "посредника", "связующей силы", или, с другой стороны, имея определенные договоренности с Москвой и продолжая в вопросе флота и города линию Леонида Кучмы.

Социалисты оппонируют президенту по другим причинам: для них определенные догмы всегда были весомее, чем реальность, и эта традиция тянется свыше 100 лет, и Александр Мороз здесь мало чем отличается от Владимира Винниченко (а в кое-чем Мороз, выдается, даже лучшим и менее "красным" и "очарованный к Востоку"). Но почему в антипрезидентском лагере по вопросу Севастополя очутился БЮТ - как в парламенте, так и поза им?

23 февраля в парламенте заместитель министра юстиции Лидия Горбунова повторила основные президентские аргументы, которые обусловили применение вето главой государства:

1) "положения закона, связанные с определением специального статуса города Севастополя на основании базирования Черноморского флота Российской Федерации, что не может отвечать статье 17 Конституции Украины, в соответствии с которой на территории Украины не допускается расположение иностранных военных баз";

2) территориально-административное деление Севастопольского региона, определенное законом, противоречит Конституции;

3) особенности формирования местного бюджета "противоречат статье 95 Конституции Украины, которая устанавливает принципы бюджетной системы государства и предусматривает, что исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общегражданские потребности, а также размер, целевое направление этих расходов";

4) закон в общем "не отвечает Конституции Украины и законам Украины и может создать существенные угрозы стабильности и территориальной целостности государства, выполнения международных обязательств Украины".

Понятное дело, что президент не может артикулировать всего, что касается статуса города, и вынужденный идти путем сугубо юридическим, а не политическим. Но его вывод, озвученный Лидией Горбуновой, однозначен.

Но фракция БЮТ пошла в фарватере другой логики, озвученной депутатом-коммунистом Анатолием Оржаховским: мол, наша позиция правильная, она конституционна, а "предложения президента предлагают принципиально другую модель осуществления в городе Севастополь исполнительной власти и местного самоуправления, чем в проекте, принятом парламентом". Действительно, другую. Но такую, которая реально, а не декларативно учитывает специфику региона.

Преодолеть президентское вето, впрочем, не удалось, хотя оппоненты главы государства голосовали дружно: "Регионы Украины" - 56 голосов, коммунисты - 56, БЮТ - 33, Народная партия - 39, социалисты - 26, "Народный блок Литвина" - 22, социал-демократы (объединенные) - 18, Партия "Возрождения" - 10, внефракционные - 17.

Из состава фракции БЮТ уклонились от голосования Елена Бондаренко, Левко Лукьяненко, Сергей Буряк, Лев Бирюк, Михаил Гладий, Андрей Шкиль, Сергей Шевчук, Виктор Таран (Терен), Анатолий Семинога.

А вот бравый патриот полковник Григорий Омельченко оказался в числе тех, кто поддержал вето. Так же, как и лидер независимых профсоюзов Михаил Волинец, социал-демократ (не объединенный) Василий Онопенко, председатель Национального союза писателей Владимир Яворивский.

А затем БЮТ проголосовал за вариант закона, который только частично учел замечание президента, фактически проигнорировав основное в них, - попытку отвести угрозу государственной целостности Украины.

Уверен, что найдется достаточно много тех, кто обвинит этих депутатов (как и саму Юлию Тимошенко) в измене национальных интересов. Но я бы не спешил с такими громкими заявлениями.

Возможно, речь идет об элементарном непонимании каких-то основоположных вещей? Так как в статье "Вопли и сопли" вокруг Севастополя" в газете "Вечерние вести" от 28 февраля сказано: "Закон о статусе Севастополя касается исключительно вопросов местного самоуправления, интересы которого БЮТ последовательно отстаивает".

Ну, не видит полковник СБУ Григорий Омельченко никаких угроз национальной безопасности Украины, когда речь идет о законодательном закреплении пребывания российского Черноморского флота в Севастополе!

Не понимает лидер писателей Владимир Яворивский, почему в этом городе население при нынешнем состоянии дел почти стопроцентно изберет городским председателем антиукраински, антиевропейски, антидемократически настроенного человека!

И сама Юлия Тимошенко никак не поймет, из какого чуда режим Путина способен создать угрозы территориальной целостности Украины...

Кстати, это уже не первое проявление такого непонимания. В конце прошлого года в Севастополе появились билборды, где была изображена Юлия Тимошенко на фоне колонн моряков ВМСУ и российского Черноморского флота с соответствующими флагами и под лозунгом: "Флотам быть!"

'Фото
Фото сайта "Обком"

Это живо напомнило украинским морякам времена Леонида Кучмы, когда лозунги о "братстве" прикрывали перманентную сдачу национальных интересов Украинского государства в Крыму и Севастополе, когда шаг за шагом российские военные усиливали свое влияние в регионе, ограничивая тем украинское политическое, военное и информационное присутствие.

В частных разговорах с автором этих строк украинские моряки и члены их семей заявляли, что были шокированы этими билбордами и не знают, стоит ли теперь голосовать за Тимошенко или вообще как-то ей симпатизировать.

Но, возможно, дело не в Тимошенко и не в ее личных политических вкусах, а в слишком большом доверии лидерки БЮТ к некоторым своим советникам? Или дело еще проще, и не имеет ничего общего с политикой: любой ценой насолить Ющенко, а там хоть трава не расти?

Как бы то ни было, события вокруг Закона о Севастополе живо напомнили некоторые сюжеты из обязательной для изучения студентами прошедших времен "Истории КПСС".

Была такая "антипартийная группа" в руководстве партии - из сталинистов Молотова, Кагановича, Булганина, других и "примкнулого к ним" антисталиниста, одного из авторов прославленного доклада на ХХ съезде, интеллектуала Дмитрия Шепилова.

Эта группа пыталась сбросить Хрущева с должности партийного лидера и повернуть Советский Союз на наезженные сталинские рельсы. Как в числе сталинистов очутился Шепилов - рационально объяснить тяжело.

Даже его оппонентам было ясно, что он имеет ощутимо другие политические взгляды. Так же и с Тимошенко. Как-то не верится, что ее позиция совпадает с позициями Симоненко, Шуфрича, Литвина и даже Мороза. Поэтому - "и примкнула к ним Юля"...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде