Украинская власть после выборов-2006: идеология, стратегия, конфигурация, состав, первые шаги. Часть 2

Вторник, 21 марта 2006, 12:10

Українська влада після виборів-2006: ідеологія, стратегія, конфігурація, склад, перші кроки

Послевыборная правящая коалиция

Основная проблема формирования послевыборной украинской власти лежит в области политической психологии.

Устойчивая в среднесрочной перспективе, дееспособная и популярная украинская власть сформируется тогда, когда украинская элита окончательно перейдет от постсоветского понимания власти (власть как система кормления, где ключевым является вопрос контроля над финансовыми потоками и механизмами разделапередела собственности) к новому, ответственному национально-проектному пониманию: власть как служение, миссия, как механизм реализации программы национального развития, как средство достижения украинской цели, орудие формирования единой политической нации украинцев.

В связи с этим приоритетными для послевыборной власти – независимо от её конкретной конфигурации и состава субъектов – должна стать идеология правящей коалиции, стратегия правительства национального единства.

Основные положения такой стратегии видятся примерно следующими.

• Пора положить конец разделению Украины на Восток и Запад; парламентская коалиция должна сформировать Правительство национального единства, которое будет проводить политику в интересах абсолютного большинства украинцев.

• Коалиция должна предложить национальные ориентиры и идеалы, в равной степени приемлемые для всех регионов, политико-ментальных кластеров полиморфной Украины.

• Новая власть должна примирить понятия "собственность", "законность" и "справедливость". Реприватизация недопустима, поскольку представляет собою лишь силовой передел собственности в интересах олигархических групп;

• но легитимация приватизации в форме доплат за приватизированные предприятия – необходима, поскольку украинский народ не считает приватизацию справедливой;

доплаты могут производиться по одному из нескольких вариантов, предлагаемых властью, по выбору владельцев предприятий; легитимация приватизации должна быть проведена за первые 6 месяцев работы послевыборного правительства, ее результаты – закреплены в специальном законе Украины.

Легитимация приватизации приведет к кардинальному изменению статуса в общественном сознании самого института собственности, положит конец процессу передела собственности.

• Ключевые стратегические предприятия Украины должны остаться под государственным контролем.

• Украина должна не позднее 2006 года вступить в ВТО, причем важно сделать это раньше России; Украина должна последовательно идти путем евроинтеграции с целью вступить в Евросоюз около 2025 года;

в рамках ЕЭП следует ограничиться форматом зоны свободной торговли (что фактически означает вежливый отказ от участия в этом фантомном проекте);

Украина должна сохранить свой внеблоковый статус, а значит – не вступать в НАТО в обозримом историческом будущем.

Вопрос о членстве Украины в НАТО можно решить на общенациональном референдуме осенью 2006 года.

• Единственным государственным языком Украины должен быть украинский; но - необходимо дать русскому языку официальный статус в тех регионах, где большинство населения считает его родным.

• Коалиция и правительство национального единства должны признать верховный авторитет Президента Украины и конструктивно сотрудничать с ним, в частности:

поддержать предложенные Президентом кандидатуры на посты силовых министров, главы МИД и др. при условии, что кандидаты Президента в целом разделяют коалиционную (правительственную) философию внешней и оборонной политики; поддержать ряд предложенных президентом кандидатов на губернаторские посты.

• Коалиция допускает отдельные изменения в политической модели страны, направленные на расширение полномочий Президента.

В то же время, речь не может идти о полной отмене политреформы 2004 г.; Украина должна оставаться парламентско-президентской республикой; возврат к "позднекучмистской" модели власти, характеризующейся сочетанием непрозрачности и безответственности правящих институтов, невозможен.

• До 2009 года – следующих общенациональных выборов – необходимо отменить императивный мандат как антидемократическую норму, препятствующую интеграции Украины в европейские институты. Возможно также восстановление в некотором виде смешанной системы выборов.

• Народ Украины устал от политического хаоса; ответственные политические силы не должны допустить скоропостижного роспуска вновь избранного парламента.

Следующие выборы Президента и Верховной Рады должны пройти не ранее 2009 года.

При этом совмещение следующих выборов Президента с досрочными выборами ВРУ представляется оправданным – в первую очередь, с точки зрения ускорения модернизации политической элиты и "декоммерциализации" ("дебизнесизации") законодательной власти Украины.

***

Перейдем к прикладным аспектам, в первую очередь, вероятному составу будущего парламентского большинства и правительства Украины. На сегодняшний день достаточно вероятными представляются три варианта послевыборного парламентского большинства (коалиции), которое сформирует следующее правительство Украины.

1. "Большая коалиция": "Наша Украина" - Партия регионов – Социалистическая партия Украины (270-300 депутатских мандатов).

2. Неоранжевая коалиция: Партия регионов – Социалистическая партия – Народный блок В. Литвина при поддержке Коммунистической партии Украины (240-260 мандатов).

3. Оранжевая коалиция: "Наша Украина" - Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) – СПУ – Народный блок В. Литвина – "Пора-ПРП" (230-250 мандатов).

Оранжевая коалиция (3) может состояться в случае, если блок "Пора-ПРП", балансирующий ныне на грани 3%-ного электорального барьера, пройдет в парламент, а БЮТ умерит свои кадровые и коммерческие аппетиты.

Весьма вероятно, что в последнюю предвыборную неделю БЮТ обнародует проект договоренности, согласно которому лидер Юлия Тимошенко отказывается от претензий на кресло премьер-министра и соглашается на пост спикера Верховной Рады при условии, что под её личный контроль будет передан весь комплекс вопросов, связанных с российско-украинской газовой торговлей.

Несмотря на предварительное согласие некоторых представителей президентского лагеря на такую схему, взаимное неприятие БЮТ и других сил Майдана пока остается главным фактором, работающим против Оранжевой коалиции.

Любая стратегически дееспособная коалиция с участием Партии регионов (1 или 2) возможна при выполнении важного предварительного условия: отказа лично Виктора Януковича от высших государственных постов (премьер-министр, спикер);

в случае реализации варианта 1 премьером, весьма вероятно, будет Юрий Ехануров, а председателем ВРУ – Александр Мороз, в случае реализации варианта 2 представитель СПУ (например, Мороз) может стать главой правительства, а спикерское кресло, вероятно, сохранит за собой Владимир Литвин.

Важно помнить, что именно политико-эстетическое неприятие фигуры Виктора Януковича большинством активной части украинского электората явилось одной из важнейших предпосылок Оранжевой революции, Майдана.

По мнению экспертов ИНСУ, самой устойчивой может быть именно "большая" коалиция (вариант 1).

Подобная конфигурация следующей власти в наибольшей степени отвечает объективным интересам Украины, потребностям реализации ее национально-государственного проекта и формирования единой политической нации.

Вариант 2 представляется стратегически значительно менее выигрышным для Украины, а вариант 3 – не слишком вероятным (в силу всех описанных выше причин). Хотя исключать оба варианта на сегодняшний день ни в коем случае нельзя: при определенных обстоятельствах они становятся вполне реальными.

Перспективы роспуска Верховной Рады вскоре после избрания

Большинство политических сил не заинтересованы в роспуске парламента вскоре (сразу) после выборов и сделают все возможное, чтобы правительственная коалиция сложилась в оговоренные Конституцией сроки.

Необходимо исходить из понимания, что роспуск ВРУ может усилить в украинском народе недоверие к институтам власти, политической системе страны в целом и породить долгосрочную нестабильность. Психологически народ устал от шуиных выборов и не готов к новой общенациональной кампании в ближайшем будущем.

Важно учитывать и меркантильный аспект: в списках почти всех политических сил, участвующих в выборах ВРУ, присутствуют "коммерческие" кандидаты в депутаты, заплатившие за проходные места до $5 млн. и фактически наполнившие предвыборные кассы партий и блоков. Эти "клиенты" категорически не заинтересованы в роспуске того парламента, в котором они благодаря своим немалым инвестициям окажутся.

Источником "аварийного" сценария может быть только одна политическая сила – БЮТ. Блок Юлии Тимошенко, возможно, пойдет на обострение политической ситуации и призовет к роспуску парламента в случае создания правящей коалиции без него (варианты 1 или 2).

Не исключено, что в таком случае БЮТ попытается вывести людей на улицы Киева и инициировать досрочные выборы президента и новые выборы парламента. В то же время, "коммерческие" участники списка БЮТ не заинтересованы платить за свои депутатские мандаты дважды и потому могут давить на своего формального лидера, дабы воспрепятствовать осуществлению "аварийного" сценария.

Пересмотр российско-украинских газовых соглашений

Большинство политических сил Украины на сегодняшний день выступает за пересмотр газовых соглашений от 4 января 2006 года – по меньшей мере, в части присутствия в схеме торговли компании "РосУкрЭнерго" (РУЭ).

Компания "РосУкрЭнерго" (РУЭ) создана в июле 2004 года и зарегистрирована в швейцарском кантоне Цуг, который считается территорией с благоприятным режимом налогообложения. Поэтому РУЭ, с известными оговорками, можно считать оффшорной компанией. Уставный капитал – 50 000 швейцарских франков.

О создании РУЭ и делегировании компании определенных функций на постсоветском газовом рынке договорились в 2004 году президенты России и Украины Владимир Путин и Леонид Кучма. Учредителями РУЭ выступили Газпромбанк и группа ключевых фигур прежнего украинского руководства, чьи интересы в РУЭ номинально представляет компания Raiffeisen Investment A. G.

В начале 2005 года, вскоре после поражения Виктора Януковича на президентских выборах в Украине, представители окружения Кучмы вышли из числа бенефициаров "РосУкрЭнерго". А их место заняли люди, весьма близкие к высшему руководству РФ и ОАО "Газпром".

Именно поэтому Кремль активно лоббирует интересы "РосУкрЭнерго" и фактически делегирует этой компании некоторые права и функции самого "Газпрома".

Директор РУЭ – некий Константин Чуйченко, сокурсник по Ленинградскому госуниверситету Дмитрия Медведева – первого вице-премьера правительства РФ, председателя совета директоров "Газпрома". Как известно, именно Медведев отвечает в окружении Путина за деликатные аспекты газового бизнеса.

Идеологом создания РУЭ считается известный авторитетный бизнесмен С. Могилевич (С. Шнайдер), который был близок как к Л. Кучме, так и к некоторым руководителям "Газпрома". Однако, по некоторым сведениям, на сегодняшний день среди бенефициаров компании этого человека уже нет.

Есть основания полагать, что кабинет Юрия Еханурова может инициировать ревизию соглашений вскоре после выборов – уже в апреле 2006 года, не дожидаясь формирования новой правящей коалиции.

Цена в $95 за 1000 кубометров едва ли будет поставлена под сомнение, однако Киев потребует изменить схему торговли и предоставить дополнительные гарантии поставок газа по стабильной цене в течение 5 лет. В качестве лоббистов и посредников со своей стороны Украина привлечет Евросоюз и США.

Разумеется, Кремль и "Газпром" будут возражать против пересмотра соглашений, поскольку РУЭ отражает частные интересы некоторых весьма влиятельных представителей российской политико-экономической элиты и, кроме того, позволяет "Газпрому" поддерживать миф о цене на газ в $230 за тысячу кубометров.

Это значит, что новая газовая война между Россией и Украиной – не за горами. До первых ее залпов остались считанные недели.

В случае формирования оранжевой правящей коалиции (вариант 3) Юлия Тимошенко, опираясь на приятельские отношения с Владимиром Путиным, вновь попытается ввести в схему постсоветской газовой торговли своего давнего партнера – компанию "Итера" (Делавер, США).

Однако "Газпром" едва ли предоставит альтернативному посреднику возможности и преференции, которыми сейчас пользуется РУЭ. Попытка замены посредника может привести к подорожанию газа, поставляемого в Украину из России и Средней Азии.

Авторский коллектив Института национальной стратегии Украины: Олеся Яхно, Алексей Мушак, Александра Белковская, Станислав Белковский.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде