Мелодия проигрыша

Четверг, 10 августа 2006, 09:50

  О безответственности

В эти дни украинцев понемногу приучают мириться с новой реальностью существования правительства не известно какой коалиции - "широкой"? "антикризисной"? "национального единства"? Каждый подбирает определение по мере своей испорченности.

Для компартийцев эта коалиция "антикризисная" – так как они из нее (в формате КПСС – коммунисты + Партия регионов + социалисты) и не выходили, вопреки слабым протестам "Нашей Украины".

Для "Нашей Украины" – почему-то "национального единства", хотя "нашеукраинцы" как фракция никуда вообще не вошли, подписали только 245-й меморандум. А если и изменят позу своей любимой раскаряки на что-то более определенное, то войдут разве что осенью.

Для "Регионов" и социалистов существующая коалиция, наверное, "широкая". Но им, все равно, как она называется. Главное – выгода, которую можно из этого получить.

Такая ситуация – когда страной руководит правительство неопределенного политического образования – должна бы выглядеть дикой.

Ведь в сказках о политической реформе рассказывали, что по результатам выборов конкретные партии или блоки рычагами своих фракций выстроят четкую конструкцию, из которой будет видно, на ком лежит ответственность за ситуацию в государстве, его экономике, внешней политике и т.п..

И на какое объединение в конце концов легла эта ответственность? Ответственны ли за рост цен на бензин коммунисты? Ударят ли жилищно-коммунальные тарифы по рейтингу социалистов? Растает ли рейтинг Януковича после очередного прыжка цены на хлеб?

Большой колхоз под названием "правительство Януковича" (а на самом деле – Януковича-Ющенко) стал следствием двух с половиной месяцев парламентского бедлама и двух с половиной парламентских коалиций.

Не прибавляет ясности и управление правительством из двух центров. И пусть они очень неравноценные ("региональный" – более мощный, президентский – более слабый), кажется, что-то похожее Украина уже проходила. Году так в 2000-2001-м, когда рядом с премьером Ющенко стояли чьи-то Тулубы, а присматривал за всем Кравченко.

Может ли так длиться долго? Вряд ли. Кто-то кого-то должен вытеснить – так, как в 2001-м.

После 4 августа возможно все. И новые "заявления трех" в стиле весны 2001 года – за подписями нового президента, нового спикера и нового премьера – также. На роль "фашистов отпущения" претендует, конечно, оппозиция. Она, кстати, осталась наполовину такой, как во время "УБК"...

Миллиардеры снова потеснили миллионеров

Пока что им хорошо там всем. Одни остались на должностях. Другие дорвались к кормушкам впервые (не будем показывать пальцами, но небоскребу Минтранса спрятаться тяжело).

Третьи – те, что снова стали первыми, приходят в кабинеты после полуторалетнего перерыва.

В стиле дежа вю, замешанного на парадоксальности, Дмитрий Табачник представляет министров Павленко, Поляченко и Николаенко коллективам их ведомств.

Все возвращается, и, теперь логическим шагом было бы появление Леонида Кучмы в активе какой-то партии или возвращение его в политику в статусе внештатного советника или что-то в этом роде.

Ведь Виктор Ющенко стер идеологические отличия между собой и своим бывшим оппонентом, теперь они делают общее дело, а тот же Кучма хотел создать подобную упряжку и в 2002-м, и в 2004 годах.

Собственный гвоздь в собственный крест

Все возвращается. Вот лишь бывших полномочий у этого президента так и не будет.

Разговоры о референдуме по поводу окончательного утверждения или неутверждения политреформы от 8.12.2004 так и остались разговорами.

А теперь Ющенко еще и подписал изменения к закону о Конституционном Суде. То, что этот документ, инспирированный Морозом и представленный председателем фракции СПУ Цушко, оказался неожиданным для печати и широкой общественности, - показательный факт.

А уникальная скорость, совсем не характерная для нерешительного и рассудительного президента, с которой был подписан документ, свидетельствует лишь об одном: это положение, которое фиксирует реалии распределения власти, входило в "большой пакет" на торгах за должности и влияния в правительстве Януковича-Ющенко.

Но главный вывод другой: президент не просто отдал власть в виде портфелей, а еще и не словом, а делом согласился не бороться за возобновление хотя бы части утраченных полномочий.

Причины такого шага постичь тяжело. Еще сложнее говорить о какой-то логике действий Ющенко на этом направлении, слушая убедительные рассказы представителей Банковой о том, что:

1) президент сегодня ну очень сильный;

2) он всех "построил" и "нагнул" на "круглом столе" и в процессе подготовки универсала;

3) он успешно взял под контроль силовой блок правительства (а что генпрокурор давно уже "донецкий", да и глава МВД будто имел плодотворные переговоры с Ринатом Ахметовым – это неважно);

4) борьба будет длиться, но растянутая во времени, и не в условиях избирательной кампании, а в правительстве, против "антикризисных" министров, которые себя скомпрометируют или нарушат договоренности.

Если такие итоги силы, то какие тогда результаты слабости?

И если "оранжевые" чиновники говорят о развертывании подковерного противостояния с "регионалами", то почему они, "оранжевые" чиновники, ни на грамм не желают верить предостережениям по поводу намерений "донецких" собрать конституционное большинство и убрать президента "с концами" – через импичмент или новые изменения Конституции?

А первые тревожные колокольчики уже звучат. Скажем, главный кассир "Регионов" Андрей Клюев, теперь – вице-премьер, на представлении главы Минтранса Рудьковского прямо заявил - в сентябре соберем 332 голоса, то есть конституционное большинство. Так "стабилизец" будет полнее.

Другие депутаты из Партии регионов заявляют журналистам также прямым текстом, пока, правда, не на телекамеры: уже, чем месяц "нашеукраинских" министров надо (и можно) будет убрать.

Итак недаром министр юстиции Роман Зварич объявил, что не будет составлять пока что мандат нардепа. Наверное, угроза "синего" "броска" – очень большая.

А как "регионалы" умеют держать слово, мы уже знаем.

Хотя бы из случая с депутатом Калашниковым. Помнится, фракция ПР принимала решение о необходимости исключения большого "любителя" журналистских зайек из фракции. И где он сейчас – Олег Калашников?

Четвертого августа в половине девятого вечера он первым из коллег-"регионалов" выскочил на сцену под Верховной Радой, лишь бы приветствовать только что избранного премьером Виктора Януковича. Калашников был счастливый, улыбающийся, ритмично хлопал в ладони, а на лацкане "зайкиного" пиджака блестели аж два значка с эмблемами ПР.

Наш Запад – не американский Север, Ющенко – не Линкольн

В те минуты, когда Янукович обходил по периметру своих приверженцев, жал им руки, а из динамиков гремела песня с припевом "Партия регионов – за любовь и волю, Партия регионов – навсегда с тобою!", было особенно досадно за покойный Майдан.

Он умер и больше не возродится. Наш Майдан не компенсируют никакие сказки о "единстве" и "восхождении двух берегов Днепра".

О национальном единстве в том смысле, который в него вкладывают большие любители универсалов, - смысле восхождения идеологий, - не хочется и говорить.

Время потеряно, и теперь в Украине зафиксирована не просто пропасть между Западом и Востоком, а пропасть между двумя идеологиями, между разными отношениями к принципам и добродетелям.

Добродетели эти тоже разные. И далеко не все согласятся изменить свою мысль относительно примата нравственности в политике так, как это сделал президент, заключив союз с Януковичем.

Иван Васюник строит параллели: вон Авраама Линкольна в его время также не понимали, а он взял, в трудное для своей страны время объединил враждующие регионы - Юг и Север, и "сейчас Линкольн — величайший президент США".

Господину Васюнику следует учить "матчасть" и прочитать в учебнике, что Авраам Линкольн объединил северные штаты с южными силой оружия в ходе Гражданской войны 1861—1865 лет.

После бунта рабовладельцев-южан, на первом этапе войны, президент исповедовал слишком смирную тактику, что привело к ряду поражений Севера. После этого Линкольн стал на путь радикальных действий, в результате самые влиятельные деятели Юга погибли в боях или оказались вне закона, зато страна стала единой и значительно более демократической.

Если "чистить" себя "под Линкольна", то следовало было избрать такие силовые методы, как, скажем, реализация лозунга "Бандитам — тюрьмы!". Да и досрочные выборы парламента со ставкой на победу ложились бы в такую канву.

Коллега-историк напоминает: Линкольн с противниками на мирную не шел, добился капитуляции врагов, но погиб от пули нанятого Югом киллера. А Украина получила "согласие и примирение" со своими скомпрометированными "рабовладельцами" ради эфемерного объединения страны.

Ющенко перехватил инициативу после первой серии "круглого стола". В конце концов! Здесь бы развить успех... Но президент так же быстро отдал инициативу, как и получил. Надолго. Если не навсегда.

Что тогда, получается, дал Майдан?! 

Пусть это прозвучит слишком громко, но есть основания считать, что в августе 2006-го Ющенко проиграл выборы, начатые в 2004-му. Так как триумфальная инаугурация в январе 2005-го была лишь успешным "концом первого тайма".

Виктору Андреевичу следовало сыграть изнурительный "тайм второй", защитить свои "ворота", удержать и развить успех, стать президентом не по месту сидения, а по сути.

"Благодаря" всем "оранжевым", добытое преимущество удержать не удалось. Итак, по итогам двухраундового поединка им – три очка, Ющенко, и, значит, Майдану – ноль.

Да, и Майдану. Майдану, который не следует забывать хотя бы из-за того, что его жесткие общедемократические идеалы должны были бы стать аксиомой для всех частей украинского общества, которые считают себя прогрессивными. Янукович это признал через полтора года, но все же – признал.

Хотя как горько это признавать, но стоящего ответа на вопрос - ЧТО ДАЛ МАЙДАН, кроме кратковременного подъема эмоций? - нет.

Где честность и ответственность власти? Разоблачение и наказание преступников?

Продвижение в Европу приостановлено. Расширение "территории свободы" снова сужается, как шагреновая кожа, и свобода слова – тоже. И такую статью уже нельзя опубликовать в своей газете, так как, видите ли, "объективность должна быть основана на государственных интересах"...

Вот разве что парламентские выборы прошли более менее демократически. И в парламенте не загоняют кнутом в большинство, а просто покупают за деньги и должности.

Хотя – пока что не загоняют кнутом.

 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде