Будут ли "зачищены" украинские архивы?

Вторник, 19 сентября 2006, 17:44
Не только национально сознательная гуманитарная интеллигенция, но и те круги образованного общества, которые профессиональные патриоты называют "космополитическими", весьма обеспокоены кадровыми изменениями в руководстве Государственного комитета архивов Украины.

Речь идет о том, что ведомство возглавил человек без базового образования, который никогда не проявлял интерес к архивному делу.

Ба, больше: даже президент ненадолго оторвался от более важных дел и заявил, что случаются "просто абсурдные назначения", например, замена председателя Государственного комитета архивов Украины, поскольку на этой должности доктора исторических наук сменил человек с техническим образованием.

Виктор Ющенко риторически спросил журналистов: "Разве это комплимент власти?".

И еще одна красноречивая подробность, на которую обращают внимание в Интернете: только что назначенная правительством на должность главы Госкомархивов Ольга Гинзбург немало лет находилась в рядах не просто "красных", а, так сказать, радикально-красных депутатов Верховной Рады.

Она не была замечена в каких бы то ни было проукраинских сентиментах, если не считать таковыми проекты внесенных ею постановлений о праздновании юбилеев трижды Героя соцтруда конструктора Духова, трижды Героя Советского Союза летчика Кожедуба и высокопоставленного номенклатурщика Коротченко.

Ну, а соавторство законопроекта об обеспечении свободного функционирования русского языка также, по мнению участников Интернет-форумов, ярко говорит о настроениях товарища Гинзбург.

Но разве дело в сентиментах и комплиментах?

Речь идет о вещах намного более серьезных.

Во-первых, бросается в глаза факт проведения правительством Януковича своеобразной "разведки боем": где же граница терпения оппонентов и всего общества?

Ведь осуществлено нескрываемое возвращение к сугубо номенклатурному принципу назначения руководителей: главное – быть в "обойме", а место начальника всегда найдется.

По принципу "землю попашет, попишет стихи" (В.Маяковский).

Если инженер Суслов продолжительное время руководил всей советской идеологией, если "луганский слесарь" Ворошилов, без какого бы то ни было воинского и не только воинского образования, 15 лет был наркомом обороны СССР, если даже в космонавтике последних советских десятилетий больше весил партбилет, чем профессионализм, - почему же Ольга Гинзбург должна стать исключением?

Чем ее номенклатурный послужной список хуже, чем у того или иного "луганского слесаря"?

Вы только посмотрите: в соответствии с официальной биографией, Ольга Гинзбург закончила Сумской филиал Харьковского политехнического института (1981), инженер-механик, специальность – "Технология машиностроения".

В 1968-72 годах – ученица Конотопского индустриально-педагогического техникума, в 1972-75 годах – рабочая, техник-конструктор завода "Светотехник" в городе Лихославль Тверськой области, в 1975-87 годах – техник-конструктор, инженер-конструктор, секретарь парткома, Конотопский арматурный завод, в 1989-98 годах – заместитель директора ОАО "Конотопский арматурный завод".

Если взять во внимание этот послужной список, значит, высшее образование – вечернее или заочное. Как у Владимира Ильича. С хорошо известным качеством.

А ключевая должность здесь – секретарь парткома. Из которой потом довольно логически вытекает депутатство от КПУ в Верховной Раде Украины.

И если принцип "хоружевского кумовства" развалил "оранжевую коалицию" и подорвал надежды на демократическое движение страны, то коммунистическая номенклатура брежневских времен, к которой приналежит и Ольга Гинзбург, развалила Советский Союз и свела на нет все достижения науки и техники того времени.

Конечно, из любого правила социально-политической жизни существуют исключения; но в более или менее нормальном обществе профессиональный певец не берется руководить медициной, сантехник – культурой, а механик – архивным делом. Даже тогда, когда ему это предлагают.

Сейчас происходит зондирование общества: если оно проглотит это назначение, то воспримет и следующих "луганских слесарей", взятых на руководящие должности по принципу лояльности.

Собственно, об этом говорил вице-премьер Дмитрий Табачник, представляя Гинзбург: "Кабмин руководствовался опытом ее депутатской работы и пожеланиями членов коалиции, в частности, фракции коммунистов". А если завтра коммунисты захотят поставить во главе машиностроения филолога?

Во-вторых, вспомните слова Ольги Гинзбург при вступлении в должность: "Я не очень хотела сюда идти, я предлагала пойти в социальную сферу, коммунальную сферу к Владимиру Рыбаку, так как у меня есть профессиональный опыт, и я очень трудолюбивая, ведь все видят, что я могу только... тяну-тяну... делаю-делаю, день и ночь. Я не умею отдыхать совсем... Просто очень хочется быть полезной. Если у меня это выйдет, то тогда я буду очень счастливая если у меня не выйдет, то я, наверное... Ну, такого не будет".

Относительно этого образца скромности – no comment.

Но здесь были еще более любопытные слова: "Поэтому мне предложили, я остановилась, потом подумала: лучше я, чем кто-то другой, так как другие были бы хуже", - прибавила Ольга Гинзбург.

Вдумайтесь: значит, коммунисты могли поставить на эту должность, которая требует глубокого знания архивного дела, и кого-нибудь буквально с улицы, кто не имел бы даже номенклатурно-организационных навыков.

И это называется "антикризисная коалиция"? Это на самом деле кризисогенная стая, деятельность которой представляет угрозу для национальной безопасности!

В-третьих, зададим себе вопрос: а зачем попугаю тромбон, а коммунистам – архивы?

И здесь к приведенному выше фактору, который мотивирует действия правительства (прозондировать, можно ли будет вскоре, как в известном анекдоте, отлавливать донецких бомжей и ставить их на ответственные должности) может прибавиться другой.

В чем может состоять интерес нынешней КПУ относительно архивов?

Прежде всего – в том, чтобы их надежно почистить от всего, что дискредитирует КПУ бывшую.

А если и не почистить, то максимально усложнить допуск исследователей к, скажем так, "пикантным" документам.

Ведь совсем недавно были оглашены очень неприятные для коммунистов материалы, которые свидетельствовали о целенаправленной деятельности Компартии и советских органов по организации искусственного голода в Украине в 1932-33 годах.

Врядли это – все документы подобного рода, которые находятся в отечественных архивах, так что дальнейшая работа профессиональных историков-архивистов может подбросить правящей партии немало неприятных сюрпризов.

А проблема признания воинов УПА? Что будут делать "буржуазные националисты", когда во главе архивного ведомства будет стоять надежный боец КПУ?

Но чистка архивов может иметь еще одно измерение. Вспомните связанный с ценными архивными документами скандал, который возник перед президентскими выборами 2004 года, и в котором принимали непосредственное участие некоторые главы нового правительства.

Вспомнили? Ведь ради дерибана тех колоссальных ценностей, которые до сих пор содержатся в украинских архивах, с помощью умелого, как говорят коммунисты, "орговика", и следует создать ситуацию, в которой никто не пискнет в знак протеста против разворовывания фондов, и не будет никаких утечек нежелательной информации.

Скажете, фантастика? Вряд ли. Вспомним снова Маяковского: "Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?"

Сергей Грабовский, заместитель главного редактора журнала "Сучасність"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде