Ющенко взял под патронат зашиту украинских колготок и холодильников

Четверг, 18 января 2007, 15:12

Когда в Донецкой областной администрации готовились к приезду Виктора Ющенко, подсознание все-таки одержало верх над местными чиновниками.

Во всех материалах донецкой власти это мероприятие называлось как "визит Виктора Ющенко в Донецкую область". Однако, в соответствии с протоколом, "визиты" президент осуществляет исключительно за границу, а в границах своей страны он перемещается с "рабочими поездками".

Ющенко очень изменился за последние два года. Когда в 2005, через две недели после вступления на должность президента, он приехал в Донецк, то популярным в его лексиконе было слово "паханы".

Тогда президент нарисовал пессимистические сценарии для хозяев этого края: "Придет время, и я скажу народу о каждом оппозиционере, который за ним стоит, если он не успеет еще к тому времени сесть в тюрьму!".

Но через два года вместо тюрьмы тогдашние оппозиционеры сели в кресла министров, а тональность Ющенко сменилась на доброжелательную.

В конце прошлого года планировалось, что Ющенко посетит Донецк вместе с Януковичем. Однако эта идея, родившись в Кабинете министров, не нашла одобрения у президента – так как в таком случае он выглядел бы в шахтерском крае как гость в присутствии хозяина. Поэтому пресс-служба президента объявила, что Ющенко "заболел", и Янукович поехал сам.

Свой нынешний визит Ющенко начал с лекции в Донецком национальном университете. Этим, как признались в секретариате президента, они хотят добиться, чтобы поездки главы государства выглядели по-западному.

Ющенко перед входом в университет встречали около сотни студентов, которым раздали у руки желто-голубые флажки. Сейчас сессия, учебы нет, и молодежь специально созвали на роль массовки.

Студенты рассказали, что для создания такого "живого коридора" в университете были составлены списки, а явка превратилась в обязательную. Прибыв на точку, участники процедуры встречи Ющенко должны были подойти к "старшему", чтобы тот поставил галочку.

Этим студентам не повезло – так как они должны были не только приветствовать Ющенко по прибытию, но и провожать его: в их задачу входило стоять с флажками до тех пор, пока президент не уедет из университета. Все это – при температуре немного выше нуля.

В намного лучших условиях проводили время студенты, которые пришли на выступление Ющенко. "Сегодня в университете праздник – праздник, связанный с приездом президента", – пригласил Ющенко на трибуну ректор вуза.

Чтобы не обижать авторов идеи, согласно которой Ющенко должен был читать лекцию, можно ограничиться одним комментарием – замысел провалился.

Хотя президент не пользовался шпаргалками, но это была совсем не лекция – а лишенное огня выступление президента на вольную тему.

При этом у Ющенко был соответствующий опыт – в 2004 году по приглашению Виктора Пинчука он присутствовал на лекции Буша-старшего в Киевском университете, где мог видеть, как выглядит подобная речь, и что нужно сказать, чтобы держать аудиторию в тонусе.

Но Ющенко чуть ли не с первых предложений почему-то начал рассказывать студентам о... пенсионной политике. Президент начал агитировать за реформирование этой сферы, как будто перед ним сидели депутаты, а не подростки.

Он даже прибегнул к сомнительным аргументам: "Почему нигде в мире, если тебе 30-40 лет, никто не путешествует? Потому что пока ты молодой, ты должен сформировать свой пенсионный фонд!".

Нынешнюю политическую войну Ющенко охарактеризовал несколькими дипломатическими фразами: "Убежден, сегодня мы переживаем интересные времена... Они не простые, изменения в Конституцию серьезно изменили отношения президент – правительство. События последних недель в некоторой мере тревожны... Дискуссия о перетягивании полномочий начала настораживать общество. Или речь идет об узурпации власти, возвращении авторитаризма, или в Украине есть четкая модель баланса власти?".

Ющенко объяснил, что его интересуют не полномочия, а то, чтобы между ветвями власти был именно "баланс". Но никаких эпитетов в адрес своих оппонентов, которые лишили его власти, президент не сказал.

Он заявил, что выступает за продолжение диалога: "14 февраля мы собираем круглый стол, где сформируем дорожную карту на 2007 год".

Ющенко также вспомнил, что его появление перед университетом сопровождалось митингом представителей блока Витренко с транспарантами "NATO – No!". "Я должен ответить!", – заявил Ющенко.

Он не стал агитировать донецких студентов напрямую за Альянс, а объяснил – если хочешь иметь такую же экономику, как в Европе, нужно строить такие же оборонные стандарты.

"Ни одна страна в Европе самостоятельно не выстраивает систему безопасности – так как абсолютное большинство формирует коллективную систему безопасности".

Потом Ющенко напомнил еще об одном своем статусе, который он сохранил несмотря на последние события, которые привели к потере полномочий. Впервые за два года президентства Ющенко публично напомнил, что он – главнокомандующий украинской армии.

"Я как главнокомандующий могу сказать, что нам нужно давать ответ о боеготовности через национальное войско. К современной обороне мы не готовы! Нам нужны современные ракетные комплексы, которые стоят очень дорого. С тем парком самолетов, который есть, в 2011 году смогут взлететь только несколько самолетов", – добавил Ющенко.

Ющенко так увлекся, что проговорил даже все время, отведенное на вопросы от студентов.

Пикет в несколько десятков людей, которые собрались напротив университета, не расходился до тех пор, пока президент не закончил лекцию. Когда президент вышел на улицу, витренковцы начали скандировать "Ющенко – геть!"

Президент решил пообщаться со своими оппонентами, и, вопреки просьбе охранников, пошел в толпу.

Но здесь сработал замысел уже самих охранников. Еще до приезда Ющенко они отделили витренковцев от дороги кордоном людей в штатском. Так что, когда Ющенко подошел к митингующим, то оказался перед переодетыми правоохранителями.

Через них к президенту смогла прорваться только женщина, которая протестовала... против действий донецкой власти.

Сначала Ющенко сказал ей, что назначает встречу в Киеве на 2 февраля, но потом отправил ее к губернатору области.

Помахав витренковцам, Ющенко отправился на завод по выпуску холодильников "Норд".

Владелец этого предприятия депутат Валентин Ландык попал под горячую руку Ющенко во время его первой поездки в Донецк в статусе главы государства.

Два года спустя Ющенко не понравилась реплика, брошенная Ландыком из зала, и президент не скрывал своего негодования: "Почему ты себя так ведешь?! Привыкни, что перед тобой президент сидит, а не гусопас!"

Сейчас Ющенко излучал готовность помочь. Он выбрал предприятие Ландыка, чтобы посетить его в Донецке. От такой радости депутат решил своеобразным способом продемонстрировать Ющенко свойства нордовской продукции. И чтобы показать, что они не ломаются, Ландык начал... бросать корпус одного из холодильников на землю.

Фото пресс-службы президента

Он также рассказал Ющенко о главной проблеме – импортные холодильники завозятся в Украину по заниженной таможенной стоимости, поэтому нордовские становятся неконкурентоспособными.

"Нам бы очень хотелось, чтобы вы нам помогли в этом вопросе", – обратился к Ющенко один из работников, к которым в цеху подошел президент.

"Если сейчас на уровне законопроекта есть такая инициатива, которую я мог бы как президент внести в парламент, проголосовать и поставить твердую точку, поставить таможенный фильтр на границе – я даю вам слово, что я этот закон беру на себя!", – ответил президент.

Ющенко повернулся к Ландыку: "Валентин Иванович берет на себя формулировку, а я – юридическое внесение этого закона".

Потом Ющенко объяснил, что такие же проблемы, как у Ландыка, волнуют многих: "Это не только тема холодильников, а начиная с женских колготок, одежды, обуви, текстиля..."

Ландык так и не показал Ющенко оранжевый холодильник – оказывается, их уже сняли с производства, так как спрос на них упал вместе с падением рейтингов героев революции. "Вообще мы продали пять тысяч таких холодильников: три тысячи – в Киеве, другие – на Западной Украине", – рассказал Ландык.

"Мы их начали делать еще до революции, хотя потом меня постоянно упрекали, что я продался оранжевым. Ничего подобного! Моя дочь хорошо разбирается в моде... Так вот, она знала, что 2004 год будет оранжевым, и поэтому мы начали делать такие холодильники. Следующий год был зеленым, но почему-то зеленые холодильники у нас не пошли...".

Здесь же, на территории завода, Ющенко дал пресс-конференцию. Приверженцы Витренко, которые не смогли дорваться до президента возле университета, отыгрались на брифинге. Право задать первый вопрос выиграл представитель газеты "Досвітні вогні", которую издает блок Витренко.

Парень явно хотел вывести президента из равновесия тональностью вопроса, который касался стремления Ющенко к интеграции в НАТО и реабилитации воинов ОУН-УПА: "Какое вы имеете моральное и человеческое право, чтобы продвигать эти вопросы на украинской земле?".

"Я откровенно скажу, что мне грустно слышать такие вопросы от молодых людей! – начал Ющенко, но взял себя в руки, – Но я воспринимаю как данность, что вопрос такого порядка в Украине нужно обсуждать".

Ющенко продолжил:

"Можно начать с того, юный журналист, что закон Украины о национальной безопасности предусматривает прямое членство Украины в Евросоюзе и НАТО. Точка. Второго документа в Украине нет. И я как законопослушный президент руководствуюсь исключительно этой правовой базой.

Что касается темы, которую, я убежден, вы мало знаете... Или, возможно, вообще не знаете – это тема освободительных движений, которые были в Украине в 1920–1950 годы. Я думаю, что это не ваша вина. Вы хороший ученик той системы, которая на протяжении 73 лет учила, что каждый человек, который боролся за свободную Украину – это бандит. Или бандформирование.

Моя мысль несколько иная. Украинская история намного более сложная и интересная, чем ее преподавали в коротком курсе ВКП(б) в 1937 году. И люди, которые в 1920–1950 годах боролись за суверенитет Украины, кости которых разбросаны начиная с Магадана, Соловков и заканчивая Донбасской землей – свои кости, молодой человек, они положили за вас! Литературу по этому вопросу я вам готов передать, а потом еще раз с вами пообщаться".

Ющенко на пресс-конференции в Донецке снова подтвердил, что настаивает на выполнении Борисом Тарасюком функций министра иностранных дел, а также что не скрепит своим автографом закон о Кабмине.

"Я не подпишу его по ряду соображений – этических, прежде всего... У нас была договоренность с премьером о том, что мы совместно готовим этот закон. Премьер сделал большую ошибку, когда пошел советоваться в другие учреждения... Следует привыкать к тому, что эти вопросы решаются в стенах этих двух учреждений (президента и премьера) и вырабатывается общая позиция", – заявил Ющенко.

Последний пункт донецкого вояжа Ющенко – встреча в бизнес-центре с областными чиновниками – прошла спокойно-убаюкивающе.

Представители местной власти зачитывали Ющенко свои доклады, он призывал их думать о простых людях. "Хотел бы, чтобы в Киев я приехал с представлением, что я должен сделать такие-то шаги, правительство – такие-то", – попросил Ющенко.

Все это было очень не похоже на потогонные экзекуции, устроенные Ющенко в 2005 году во время второго визита. Тогда он больше четырех часов в душном зале поучал донецких руководителей.

Фото пресс-службы президента

Сейчас, затронув темы закрытия шахт, Ющенко даже сделал реверанс в адрес Ефима Звягильского, под контролем которого находится шахта имени Засядько: "Вот сидит Ефим Леонидович – ходячая энциклопедия!"

В свою очередь, двое выступающих поблагодарили Ющенко за его шаги в сфере образования и культуры.

Окончательно ситуация разрядилась после выступления председателя Донецкого областного совета Анатолия Близнюка.

В 2003 году, когда Ющенко встречали в Донецке бигбордами с фашистскими символами, он был губернатором области. И, именно обращаясь к Близнюку, Ющенко говорил: "Это за вас, холуев, мой отец сидел в концлагере!".

В этот свой прилет, похоже, Ющенко окончательно простил старые грехи донецких руководителей.

Выйдя на трибуну одним из последних, Близнюк обратился к Ющенко: "Меня просто распирает гордость! Я видел лица тех, кто выступал – и видел, как вы реагировали, Виктор Андреевич. Глаза – это зеркало души, и в них все видно... Здесь сидит интеллектуальная элита не только Донбасса, а всего государства. Будьте уверены – мы сделаем Европу не только в Донбассе, но и во всей Украине!".

Услышав это, восхищенный Ющенко ответил председателю Донецкого облсовета: "У вас такая замечательная украинская речь!"

Ободренного Близнюка понесло: "Ну, я вообще-то был парнем из села. А однажды меня поймал завуч, взял за ухо и спрашивает: "Молодой человек, на каком это вы языке разговариваете? Если я еще раз услышу, что вы на украинском языке разговариваете, то будете ходить в украинскую школу, которая находится отсюда в пяти километрах".

Такая история о насильственной русификации нашла в лице Ющенко благодарного слушателя. Близнюк, почувствовав, что президент готов, решил поставить точку. "Я очень хотел бы, чтобы с этого собрания вы забыли о слове "сепаратизм"! Его никогда не было!"

Ответ Ющенко утонул в аплодисментах: "Мне следовало приехать к вам только ради этих трех слов!"

Примирение Ющенко подкрепил обещанием возобновить свободные экономические зоны – те, которые он раньше беспощадно критиковал за создание теневой экономики. Это заявление также было встречено овациями.

Здесь же Ющенко повторил о своем намерении помочь "Норду", создав на границе защиту от ввоза импортной продукции по заниженным таможенным ценам. "Проблема есть – независимо от того, идет речь о машиностроении или колготках", – добавил Ющенко.

"Украинский бизнес не нуждается в льготах. Он просит – дайте равные условия! На границе пара импортной обуви оценивается в 1,5 доллара! А холодильники – их таможенная цена занижена на 160 процентов. Если мы не будем ставить эффективный барьер, наш производитель проиграет! Посмотрите – то же самое по одежде, по колготкам...", – в третий раз за день Ющенко упомянул об этом предмете женского туалета.

Кроме этого, Ющенко призывал местных начальников думать о детях из неблагополучных семей. "Давайте договоримся, что государство ведет за руку ребенка-сироту, ребенка-инвалида, пока ему не исполнится 22 года, пока он не получит образование, работу и жилье. Или привели сироту в детский дом семейного типа и финансируем его, или отдали в семью и также поддерживаем ее. Не сделаем этого – будем строить тюрьмы и интернаты!", – предупредил Ющенко.

Он рассказал, что во время встречи с премьером и спикером договорились, что каждый из этой троицы возьмет под свою опеку одну из проблем здоровья нации. Президент пообещал, что будет заниматься темой рака. Что выпало Януковичу и Морозу – неизвестно.

Ющенко также поделился своими планами, как нужно реформировать образование на уровне профтехучилищ – готовить специалистов нужно по заказу больших предприятий.

"Когда я услышал, что Сергей Тарута открывает свою школу профессий... Так зачем нам сети ПТУ? В Алчевске – дефицит квалифицированных рабочих, хотя через дорогу от металлургического комбината – ПТУ. То есть государство тратит деньги, но готовит не тех специалистов, которые нужны. Если вы так же, как я, видите проблему – то я здесь вам первый партнер", – пообещал Ющенко.

Он также призвал донецких руководителей проводить жилищно-коммунальную реформу.

"Мы всю жизнь жили и считали, что государство должно вкручивать лампочку в подъезде. Так и жили без света... Я бы очень просил, чтобы ваш регион выступил с инициативой реформы жилищно-коммунального хозяйства! Эта тема – как чемодан без ручки! Если мы будем ждать, пока в центре выработают концепцию, то еще много лет эта реформа не будет проведена!".

Заканчивая встречу, Ющенко сказал что-то совсем неожиданное в этих краях: "Хотел бы вас поблагодарить за замечательное общение".

Пораженные, что все закончилось быстро и без нервных ситуаций, донецкие чиновники расходились с одним, так и не выясненным, но очень принципиальным вопросом – какие полномочия остались у президента для реализации всего обещанного?

Виктор Чивокуня, Донецк-Киев, УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде