Да здравствует "советская власть", или Что стоит за новыми инициативами Мороза

Среда, 16 мая 2007, 18:34

16 мая 2007 года в помещении Верховной Рады состоялось расширенное заседание координационного совета по вопросам местного самоуправления для обсуждения вопроса "второго этапа политической реформы", а именно укрепления конституционных основ местного самоуправления - по крайней мере, так это было озвучено Александром Морозом.

На этом заседании присутствовала часть народных депутатов от коалиции, представители правительства: Рыбак, Яцуба, Рудьковский, Цушко, Папиев, некоторые городские председатели, главы районных и областных советов.

Александр Мороз презентовал новый законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины", который якобы является продолжением политической реформы и направленный на развитие местного самоуправления.

Что это за законопроект и какое он имеет отношение к местному самоуправлению?

Всем известно, что 08 декабря 2004 года в Верховной Раде путем "пакетного" голосования были приняты изменения в Конституцию - так называемая политреформа, и законопроект №3207-1, который предусматривал расширение конституционных основ местного самоуправления, содержал устои для реформы административно-территориального устройства Украины и усовершенствования системы власти в территориях.

После рассмотрения этого законопроекта Конституционным Судом и получения относительно него положительных выводов, Верховная Рада, вместо того, чтобы готовить его к принятию окончательно, по инициативе того же Мороза, полностью его переписывает.

23 декабря 2005 года Мороз докладывает уже этот измененный законопроект, который без всякого обсуждения снова, за него голосует и отправляет в Конституционный Суд уже под номером 0900. От правовой основы проекта 3207-1 в проекте 0900 не осталось ничего.

На протяжении 2006-2007 лет Александр Александрович продолжает говорить о продолжении политической реформы, о ее втором этапе, о децентрализации власти и развитие местного самоуправления.

Но так же, как это было с проектом 0900, который готовился кулуарно не публично, без обсуждения со специалистами в области публичного права, местного самоуправления, 16 мая 2007 года появился новый законопроект, который еще не имеет номера, но который снова является "роковым" для Украины вообще и местного самоуправления в частности.

Тем не менее, реально упомянутый законопроект имеет сильное посредственное отношение к развитию местного самоуправления в Украине.

Он продолжает тенденцию всех конституционных проектов Мороза на разрушение политической системы государства, еще более ограничивает полномочия президента, ограничивает самостоятельность премьер-министра и превращает председателя Верховной Рады из спикера, в почти главную в государстве политическую фигуру, в особенности в ситуации политической нестабильности.

Обобщить предлагаемые изменения можно таким образом [1]:

1.Президент -

1) теряет право на внесение в ВРУ кандидатур на должности министров обороны, иностранных дел, главы СБУ;

2) теряет статус командующего Вооруженными Силами Украины в мирное время, а затем возможность назначать высшее руководство вооруженных сил, руководить сферами национальной безопасности и обороны;

3) президент лишается полномочий в сфере внешней политики, обеспечивать национальную независимость и правопреемство государства, и т.п.;

4) процедура импичмента президента невероятно упрощается, основания импичмента размываются, а для принятия решения об импичменте нужно не 3/4 голосов, а 2/3 голосов депутатов, существенно ограничивается характер неприкосновенности президента;

5) распустить парламент президент может исключительно при наличии выводов Конституционного Суда.

2. Кабинет министров и премьер -

1) Кабинет министров полностью освобождается от любых влияний президента, вместе с тем получает все другие полномочия, которые принадлежали президенту в сферах внешней политики, нацбезопасности и обороны (хотя это и не очевидно из предлагаемых изменений, ведь они как всегда выписаны довольно не системно и небрежно);

2) премьер теряет право на внесение предложений относительно назначения министров, вместе с тем это право берет на себя коалиция;

3. Верховная Рада Украины и ее председатель -

1) Верховная Рада Украины фактически становится высочайшим органом государственной власти в Украине, которая концентрирует в своих руках законодательные, учредительные, контрольные, исполнительные и даже некоторые судебные полномочия (например толкования законов или установления нарушения присяги президентом Украины);

2) усиливается защита ВРУ от роспуска и блокирования ее работы (снята норма о полномочном составе ВРУ в 300 мандатов);

3) ВРУ может формировать правительство без безоговорочного влияния премьера;

4) Председатель ВРУ получает дополнительные полномочия относительно внесения кандидатуры премьера, оповещения законов, преодоления президентского вето...;

5) ВРУ сама может толковать законы, вместе с тем ограничиваются права Конституционного Суда относительно рассмотрения дел о неконституционности законов о внесении изменений в Конституцию и международные договоры, которые приобрели силу;

4. Генеральная прокуратура фактически становится политическим органом надзора над органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами - таким себе ГПУ (главным политическим управлением) времен 30-тых годов.

5. Разрушается вся вертикаль государственной исполнительной власти. Ликвидируются районные государственные администрации, а областные государственные администрации лишаются своих полномочий, вместе с тем получают полномочия, которые фактически по этой Конституции являются полномочиями прокуратуры.

6. Территориальные общества теряют право на прямые выборы городских, поселковых и сельских председателей. Со вступлением в силу этого закона эти должностные лица будут избираться соответствующими советами.

7. Переходные положения этого закона указывают на проведение одновременных выборов президента и народных депутатов на протяжении 90 дней с даты вступления их в действие (1 января 2008 года).

Вывод:

1. Проект Мороза, который был оглашен 16 мая 2007 года не имеет никакого отношения ко второму этапу политической реформы, а именно усиления возможности местного самоуправления в Украине, а является продолжением курса на ликвидацию в Украине демократической формы правления с расделением власти на законодательную, исполнительную и судебную и восстановления советской модели власти.

2. Принятие таких изменений в Конституцию Украины полностью разбалансирует систему власти в государстве и резко усилит дезинтеграционные тенденции, выхолостит из Украины украинский дух.

3. Инициатива Мороза, озвученная именно в день, когда должны были быть достигнутые окончательные договоренности относительно путей выхода из кризиса является попыткой торпедировать такие договоренности.

Выглядит, что новые инициативы Мороза не совсем понравятся Януковичу, ведь наверно не случайно в новом законопроекте появилась норма о невозможности избрания президентом Украины лица, "которое имеет судимость за совершение умышленного преступления...".

Возможно, кроме уже традиционных инициатив на разрушение демократических механизмов государственного строя и восстановление "советской власти", в этот раз Мороз своим законопроектом дает понять Януковичу, что он может "кинуть" не только "помаранчевых".

Анатолий Ткачук, народний депутат Украины 1-го созыва

powered by lun.ua
Главное на Украинской правде