Пусть живут Учредительные собрания?

Среда, 20 июня 2007, 13:39

"...Когда (вскоре!) в Украине начнется новый тур игры из замен или изменений Конституции, это, вероятнее всего, создаст атмосферу правового и политического нигилизма и еще больше будет оказывать содействие "тенизации" украинской политики (так же, как нестабильность экономического законодательства немалой мерой оказывала содействие тотальному бегству экономики в густую "тень").

Поэтому, как кажется, ради утверждения в обществе уважения к Основному Закону и конституционализму как таковому следовало бы объявить хотя бы на следующие пять лет мораторий на изменения в Конституции. Перефразируя популярную английскую поговорку, можно сказать: не следует будить спящую собаку политического хаоса".

Я процитировал свою собственную статью в газете "Свобода" от 5 июня 2000 года, которая была посвящена тенденциям развития ситуации, которая сложилась после дотла фальсифицированного т.н. "референдума по народной (на самом деле – нарОдной) инициативе" относительно "улучшения" конституции Украины.

Собственно, не надо быть проникновенным аналитиком, чтобы понять: если через несколько лет после принятия начинают перерабатывать Основной Закон, признанный достаточно демократическим и отечественными политическими игроками, и международными экспертами, то о стабильности в стране можно забыть.

Даже в случае, если эти изменения стремятся внести из лучших соображений (это не об Украине), то результат в большинстве случаев печальный (вот это уже о нас – хоть здесь от мира не отличаемся...). Спящая собака политического хаоса просыпается, и...

Это "и" мы как раз и видим в сегодняшней Украине, прежде всего благодаря конструкторам "политреформы", которые, кажется, сделали все возможное, чтобы довольно четкую систему власти с безусловно завышенными полномочиями главы государства превратить на что-то непонятное, внутренне противоречивое, преисполненное конфликтов – то, что у нас гордо называется неизвестным мировой политической науке термином "парламентско-президентская республика".

Сколько бы не рассказывали создатели настоящего варианта Конституции Украины, что он, этот вариант, едва ли не идеально разграничивает властные полномочия и защищает человеческие права, и надо только продолжить политическую реформу в той части, которая касается местной власти, рядовые граждане видят что-то совсем другое.

А именно – взаимную противоречивость статей Конституции одна одной или нечетко прописанные правовые нормы, которые и рождает массу конфликтов между ветвями власти.

В придачу, скажем, Конституцией не предусмотрены санкции относительно депутатов Верховной Рады, если те откажутся выполнять свои прямые обязанности, например, постановлять государственный бюджет или ходить в сессионный зал.

Главное, чтобы карточка голосовала, а присутствует ли на месте владелец этой карточки – этого председательствующий на сессии предпочитает не замечать; Конституция Украины, тем временем, наказаний ни председательствующему, ни депутату-саботажнику не предусматривает. И не удивительно: ведь писали и постановляли ее депутаты, которые сейчас пользуются ее "дырками" и двусмысленностями; кто же обидит себя, любимого?

Раньше парламентарии хотя бы Кучму боялись, а сейчас что имеем? Увольнение от кучмизма как свободу от любой ответственности? Господа депутаты, неужели вы думаете, что т.н. "средние граждане" не раскусили вас?

Результат всего того, что творилось в течение последних лет: дискредитация самой идеи Конституции, не говоря уже про ее текст. То, что должно быть не только основанием операционных политико-правовых действий, а и предметом уважения, превратилось на бог знает что.

А как же иначе, когда в разгар действующего политического кризиса к Киев привозят десятки тысяч наемников, чтобы "защищать Конституцию", которую они никогда не читали, и свое невежество, как это говорят, излучают всеми фибрами души?

Если депутаты в разнообразных телешоу выплескивают один на одного и на весь народ предлинные цитаты из Основного Закона, и все наглядно видят, что эти цитаты противоречивы?

Когда глава государства на протяжении почти года не реагирует на очевидные нарушения Конституции не только депутатами, но и назначенными им самым чиновниками – и вдруг словно просыпается из летаргически-политического сна и начинает "плющить" Верховную Раду, но опять-таки как-то непоследовательно, не обращая внимания на то, что каждый телезритель видит каждый день с экрана – на грубое и демонстративное нарушение положения про личное депутатское голосование?

Ну, а лозунг, который висел над красно-бледно-голубым Майданом – "Конституция превыше всего!" – ставило последние точки над "и": неужели свыше совести и чести? Свыше Бога? В самом деле: чтобы добить уважение к Конституции, надо довести это уважение к абсурду...

Конечно, я могу ошибаться, но дело сделано. Сколько не рассказывай детям в школах и студентам в вузах, какая классная действующая Конституция, но могут ли конкурировать эти рассказы с телевидением или митингами на площадях, где разными способами утверждается напрочь противоположное?

А как действовать избирателям, когда они начинают понимать: каждое новое конституционное изменение отдаляет и отделяет власть от народа, делает ее автономной, если не независимой?

И одна из главных причин этого – что "улучшения" к Конституции Украины делались и будут делаться депутатами, которые в 1996 году еще не вошли во вкус, а теперь четко знают, с какой стороны хлеба масло с икрой, и потому просто не допустят наличия в Основном Законе тормозов для их произвола.

Даже в случае, если посадить в парламент добросовестных нардепов, - останется ли с ними их совесть после пары лет поэтапных голосований относительно "усовершенствования" Конституции?

Так вот, для того, чтобы у депутатов не возникало соблазна "нарисовать" под себя Конституцию, в мире разработан специальный механизм принятия Основного Закона государства, о чем будет не лишним уже сейчас подумать украинцам – ведь, похоже, конституционный процесс придется начинать сначала и едва не с ноля формировать в обществе уважение к конституционным положениям.

Так вот: во многих странах вообще говорят об особой разновидности власти, функцией которой как раз и есть создание и одобрение Конституции – о власти учредительной, которая существует рядом с законодательной, судебной и исполнительной.

А даже когда и не разговаривают о такой власти, фактически ее признают и реализуют на практике – скажем, Конституция Соединенных Штатов Америки была принятая 1787 года Конституционным конвентом; а 8 из 10 конституций отдельных американских штатов, принятых в послевоенное время, были окончательно утверждены референдумами.

И конституционные или учредительные собрания, и референдум или плебисцит – это составные учредительной власти, которая в определенном смысле выступает первичной относительно всех других.

И поэтому ее механизмы должны быть построены так, чтобы обеспечить при разработке Конституции или внесении к ней серьезных изменений доминирования не региональных, групповых или личных, а общенациональных интересов.

Кроме того, учитывая важность четкости положений Основного Закона, к участию в конституанте (такое еще название есть у публичного органа, который разрабатывает и постановляет Конституцию) обычно привлекают специалистов, которые должны отвечать определенным образовательным и вековым требованиям.

Проще говоря, не каждый гражданин имеет право быть избранным членом Конституционного собрания: он должен иметь хорошее образование, жизненный опыт и не претендовать потом на участие в каких-либо руководящих органах государственного уровня (это для того, чтобы никто не писал Конституцию под свои собственные выгоды от будущего пребывания при власти).

Последнее правило очень важное в случае, если в силу тех или иных обстоятельств функции учредительной власти приходится брать на себя законодательному органу.

Тогда депутаты должны добровольно запретить себе избираться в следующий состав парламента, а в придачу – отправить готовый текст Конституции на всенародный референдум, на утверждение избирателей.

Ясная вещь, что референдум – не панацея от правовых проблем, но меру легитимности законодательных актов всенародные голосования повышают, если они не проводятся так, как это было в 2000 году...

Так вот, как по мне, политической части украинской общины, которая находится в сознании, следует как можно быстрее признать, не откладывая дело в длинный ящик: усилиями партийных вождей и государственных деятелей из разных лагерей Конституция 1996-2004 годов бесповоротно потеряла шанс на уважение ее в обществе.

Можно, конечно, попробовать возвратить ей авторитет силой, но сомневаюсь, чтобы даже "Беркут" справился с такой небудничной задачей.

И поэтому как непременная составная "перезагрузка" отечественной политической матрицы нужна подготовка новой Конституции, которая с самого начала была бы свободна от бедствий старой. Так не становится ли лозунгом дня призыв: "Пусть живут Учредительные Собрания"?

powered by lun.ua
Главное на Украинской правде