Как депутаты Печерского районного совета "затыкали рот" журналисту

Понедельник, 23 июля 2007, 13:31

Однажды 33 депутата Печерского районного совета постановили лишить аккредитации журналиста Юрия Шеляженка за "фальсификацию фактов" в моих публикациях. В суд на меня никто не подавал, о недовольстве моей работой журналиста предупреждал только один депутат из фракции коммунистов, и вдруг, как гром среди ясного неба...

Но все по порядку.

Есть в больших городах такие органы самоуправления – районные советы. Чем они занимаются, большинство жителей районов не знают. По крайней мере, большинство моих соседей. По телевидению и по радио не транслируют заседания райсоветов (от недавнего времени – и Киевского городского совета), газеты практически ничего не пишут о местной политике как таковой.

Обычный киевлянин знает по именам и узнает лица нескольких десятков депутатов Верховной Рады, дюжину министров. Но часто он не знает людей, которые опекаются повседневными вещами – жилищно-коммунальным хозяйством в его доме и благоустройством окраин: от начальника ЖЕКа до районного главы.

В депутаты районных советов проходят люди малоизвестные, бизнесмены или должностные лица, которые стремятся решить вопросы, беспокоящие только их. Честность и прозрачность работы местного самоуправления их не беспокоит. Районное начальство стало наиболее бесконтрольной прослойкой бюрократии в Украине благодаря тому, что СМИ мало интересуются его будничной деятельностью.

Жители Печерского района узнают о деятельности районного совета и администрации только из ежемесячного официального издания "Печерск", которое бесплатно раскидывается по почтовым ящикам.

Ни разу в этой газетке на 4 страницы не критиковалась работа районных чиновников. Решения районного совета печатаются выборочно, проекты решений для предыдущего общественного обсуждения не печатались ни разу.

Когда в начале 2007 года я начал освещать деятельность Печерского районного совета, то столкнулся с полным информационным вакуумом. И вместе с тем у районного руководства не было желания в этот вакуум допускать кого-то "постороннего". Когда я впервые пришел на заседание 6 марта и зарегистрировался, меня провели в зал для заседаний и посадили в задних рядах – так, наверное, традиционно принимали гостей на заседаниях Печерского райсовета.

Но глава районной администрации Сергей Сущенко спустя некоторое время начал ко мне присматриваться и заявил, что "в зале посторонние лица". Попросил представиться. Потом дал поручение секретариату подыскать место, где бы журналист мог смотреть на ход заседания, не находясь в зале.

Меня отвели на "галерку": небольшой застекленный балкон над актовым залом, заваленный всяким хламом наподобие макетов проектов застройки. Здесь сидели сотрудники секретариата, стоял компьютер. Посетителей явно не ждали.

На следующее заседание 14 июня я аккредитировался предварительно и пришел с телекамерой.

Спокойно снимал сессию, потом оцифровал съемку. Изложил в интернете фрагмент, где заместитель городского главы Анатолий Голубченко "раскрывает" юридическую технологию невыполнения судебных решений об отмене повышенных тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Оказывается, Черновецкому достаточно самому отменить обжалованное решение и сразу принять новое аналогичного содержания. Что и делается.

Уже перед этим заседанием мне удалось добыть у знакомого депутата повестку дня и все проекты решений. Я изложил их для свободного доступа в Интернете, так как люди имеют право знать, чем занимается районный совет. Изложил в интернете и проекты решений последнего заседания 19 июля.

Теперь мне понятно, что руководство районной администрации очень не хотело обнародования решения № 8. Этим решением "списываются" 27 детских площадок, 2 спортивные площадки, здания спортивно-оздоровительного лагеря "Славутич" на Трухановом острове и площадка для выгула собак.

Списанные детские площадки подлежат демонтажу, некоторые уже демонтированы "в связи с аварийным состоянием" или "в связи с застройкой" - в Печерском районном совете еще с советских времен заведен такой порядок, что вопрос распоряжения коммунальным имуществом может самостоятельно решать глава совета, а депутаты утверждают его решение постфактум; мои знакомые юристы говорят, что это просто нонсенс!

Средств на восстановление детских площадок после сноса в бюджете и в программе социально-экономического развития района не предусмотрено.

Так же, как Киевский городской совет раздает в аренду и продает землю, районные советы раздают районное имущество: вспомогательные помещения, подвалы, чердаки, бомбоубежища. Больше того, районный совет опосредствованно принимает участие в землевыделении под застройку, причем может продать выгодный земельный участок за бесценок – скажем, отдав какие-то руины по балансовой стоимости предпринимателю.

Далее предприниматель приватизирует и землю под руинами, так как имеет на это право, сносит руины и строит небоскреб, получая в результате сверхприбыли. А хороший процент тех прибылей, вместо того, чтобы поступить в бюджет, оседает в карманах чиновников и депутатов, которые помогли организовать такое дело.

Даже на заседании районного совета глава Печерской районной государственной администрации Сергей Сущенко переубеждал депутатов, что якобы в решении № 8 речь идет не о снесении детских площадок, а о "списании оснащения". Хотя в документе четко написано: "подлежит демонтажу".

Разрешая снести детскую площадку или здание оздоровительного лагеря, районная власть освобождает землю под ними, а дальше заинтересованный предприниматель сможет получить эту землю под застройку решением Киевсовета.

Я сразу связал проект решения о снесении детских площадок с заявлениями мэра Киева Леонида Черновецкого относительно того, что в столице с этого дня не снесут ни одной детской площадки ради застройки, что будет создан реестр парков и детских площадок, на месте которых не будет выделяться земля под застройку, а уже существующие решения будут упразднены.

Если во время складывания такого реестра и внесения детплощадок в генеральный план города определенные площадки будут "демонтированы", временно или навсегда, в реестр они не войдут!

После выхода моей статьи "Мир – застройкам, война – детским площадкам!" депутаты Печерского районного совета внесли изменения в проект решения, обязав районную администрацию на протяжении года построить новые площадки на месте "демонтированных".

На 4-х площадках это было уже сделано до заседания. Как я уже вспоминал, депутаты районного совета по плохому советскому обычаю часто только "постановляют" решения, которые без их участия приняты и осуществлены исполнительным органом.

Было еще несколько моментов, когда мои публикации получили взрывной резонанс в масштабах района. Скажем, читатели библиотеки им. Ивана Кудри на улице Кутузова, 14 пожаловались мне, что их библиотеку хотят ликвидировать, а помещение отдать "Украинской правозащитной фундации" (основатель и меценат которой – народный депутат V созыва Сергей Головатый).

Я пришел на сборы жителей, и собственными глазами видел, как депутат Киевсовета от Коммунистической Партии Украины и заместитель главы районной администрации Владимир Шпундра уговаривает читателей не протестовать против уничтожения библиотеки.

После выхода статьи депутат Киевсовета и бывший районный глава Анатолий Коваленко сделал депутатский запрос к мэру Киева, требуя сохранить библиотеку. А господин Шпундра на меня очень обиделся. Он утверждал, что я его неправильно цитирую, хотя у меня есть диктофонные записи его выступлений и он чудесно знает, что я могу подтвердить правдивость своих публикаций. Поэтому и не обращается в суд. Вместе с тем он обратился к коллегам-депутатам и заявил:

- Я оказался в такой неудобной ситуации, когда позвали жители библиотеки, я пошел и не знал, что там делается, то на следующий день я о себе прочитал такое благодаря господину журналисту, что пришел в изумление... Мне позвонил житель, мы приехали, вместе решили никуда не обращаться, все вместе решали... Предлагаю этому господину журналисту отказать в аккредитации.

Господина Шпундру поддержали еще несколько депутатов, обеспокоенных видеосъемкой сессии. Из зала звучали восклицания, что надо прервать сессию до тех пор, пока человека с телекамерой не выгонят.

Районный глава Сергей Сущенко предлагал не спешить, обсудить этот вопрос в профильной комиссии и вынести на следующее заседание. Но секретарь райсовета Михаил Мошкола немедленно вышел из президиума, будто, чтобы готовить проект решения.

Позже в кулуарах я услышал такую версию, что решение было заранее готово, а "депутатское негодование" просто инсценировано; рассказывают, господин Мошкола очень обиделся на меня после выхода статьи "Идите вы все в... секретариат" о том, что секретариат занимается аккредитацией журналистов вместо пресс-службы.

Пока готовилось решение об изгнании "заговорного журналиста" из храма печерской демократии, депутаты шумели и шептались. Один из них махал мне рукой и кричал "Сними меня! Я хочу быть знаменитым!". Снял его... В конце концов, господин Мошкола вернулся и дал Сергею Сущенко решение. Тот зачитал:

- Название: "Об отказе в аккредитации журналиста Юрия Шеляженка". На основании пункта 15-1 Регламента Печерской районной в городе Киеве совета V созыва за необъективное освещение в газете "Вечерние Вести" деятельности районного совета, фальсификацию фактов журналистом Шеляженко, съемку заседания районного совета без согласования с секретариатом вносим предложение относительно отказа в аккредитации Юрия Шеляженка.

Счетная комиссия насчитала 33 поднятые руки депутатов. Я на видеозаписи насчитал только 27. Районный глава Сергей Сущенко руку не поднимал. Также не голосовали фракции БЮТ и "Реформы и Порядок"... Потом ко мне на "галерку" пришел господин Мошкола с помощниками и милиционером и, несмотря на мои протесты и требование дать копию решения районного совета принудил меня покинуть помещение.

Я вынужден уйти, так как иначе секретарь райсовета забрал бы у меня дорогую видеокамеру – он сильно ухватился за нее и тянул меня к двери... Единственный документ, который выдали мне на руки – гневное и неправдивое, по моему мнению, письмо к главному редактору...

Ежегодно депутаты Печерского районного совета собираются на пикник, чтобы "укрепить командный дух", по словам организаторов. В субботу 21 июля они поехали на базу отдыха банка "Аваль" на 39-м километре по житомирской трассе - пировали, купались, играли в спортивные игры.

Я не буду задавать риторический вопрос, не называется ли это политической коррупцией, когда коммерческий банк за собственные средства угощает депутатов – меня, наверно, снова обвинят в "поливании грязью" и т.п.

Я задам другой риторический вопрос: будут ли иметь возможность дети Печерского района недорого оздоравливаться на базе отдыха банка "Аваль", когда их уже лишили лагеря "Славутич" на Трухановом острове?!

Юрий Шеляженко

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде