Гарантии от гаранта. История 2004 года

Понедельник, 27 августа 2007, 13:57

Губернаторская вертикаль всегда была одним из стратегических административных ресурсов, который использовался на протяжении всех без исключения предвыборных баталий.

В последний раз этой технологией красноречиво воспользовался Леонид Кучма в 2004-м. За два месяца до начала выборов тогдашний президент внезапно изменил почти четверть глав областных администраций.

"Это обычная работа с кадрами, укрепление руководства на областном уровне исходя из конкретного анализа социально-политической ситуации", - объяснял в июле 2004-го заместитель главы администрации президента Василий Базив.

Прошло три года. В июле 2007-го, за два месяца до досрочных парламентских выборов, Базива цитировал... Ющенко.

На вопрос, чем вызваны увольнения губернаторов, нынешний президент уверил: "Это процесс усовершенствования, а не проблема конкретных персон. Это тема процесса, которую надо воспринимать, как закономерность... Все течет, все меняется, меняются мотивы, обстоятельства, целесообразность, как деловая, так и политическая".

На самом деле борьба за распорядителей админресурса происходила и тогда, и сейчас.

В распоряжение "Украинской правды" попал документ, который свидетельствует о методах предоставления политических гарантий в обмен на лояльность.

Это копия письма, которое на протяжении выборов-2004 было передано от лица Виктора Ющенко тогдашнему губернатору Сумской области Владимиру Щербаню.

На письме не указана дата. Но судя по содержанию, оно было составлено в разгар событий на Майдане, между вторым и третьим туром выборов. Вот полный текст этого сообщения:

"Современные политические реалии в Украине являются такими, что расстояние между моральным и преступным поведением сократилось к едва заметной условной черточке на совести каждого человека.

Причиной этому является ненормальная система функционирования властной вертикали, в который даже честной, смелой и самодовлеющей личности приходится играть по правилам, которые могут противоречить ее убеждениям.

В полной мере Вы ощутили это во время проведения президентской избирательной кампаний. То давление, которое совершалось на Вас, только бы вы всеми правдами и неправдами поддерживали одного из кандидатов, было беспрецедентным.

И не Ваша в том вина, что не всегда удавалось выдержать это давление и остаться правого поля и чистой совести.

Сегодня ситуация радикально изменилась. Те, кто пугал Вас, напуганы сами. Мы имеем уникальный шанс действовать честно, не рискуя быть "наказанными" и не оглядываясь на призраков прошлого.

Я обещаю, что после нашей победы ситуация в каждом районе, городе, области будет рассмотрена в отдельности.

Этим письмом я удостоверяю недопустимость любых политических преследований и дальнейшую общую работу в моей команде".

Текст, напечатан на принтере, размещен на бланке с узорами.

Скорее всего, это – стандартная форма письма, ведь сверху на шапке после слова "Уважаемый(а)_________" отведено специальное место для заполнения адресата.

Владимир Щербань утверждает, что обращение он получил в двадцатых числах декабря 2004 года, перед третьим туром выборов.

– Такие письма, как вы понимаете, по почте не пересылаются. Мне его лично вручил человек из близкого окружения Виктора Ющенко. Я также знаю, что такие письма получили несколько губернаторов и мэров – всего около 20 лиц.

Щербань категорически отказался назвать фамилию человека, через которого кандидат в президенты предлагал присоединиться к его команде. "Я не хочу никого подставлять", - объяснил бывший губернатор.

"Украинская правда" выяснила историю этого документа, который вывел на целую сеть контактов между оранжевой командой и представителями Леонида Кучмы в регионах.

В то время в близкое окружение Виктора Ющенко входило немного людей, которые теоретически могли выполнять такие специфические задачи. Пересчитать их можно по пальцам одной руки: это Петр Порошенко, Александр Третьяков, Роман Бессмертный и Вера Ульянченко.

По словам Порошенко, письмо к Щербаню помещено на бланке, который обычно использовался для обращений Ющенко в рамках президентской кампании. "Но я не имею к этому никакого отношения, - уверил он. - Я слышал о таких письмах, но никогда их не видел".

Александр Третьяков также подтвердил, что узоры на документе совпадают с оформлением бланков кандидата в президенты. "Но под ним явно стоит факсимиле Ющенко, а не его личный автограф. Такие письма мог писать кто-нибудь из штаба, у кого было факсимиле, и рассылать по личной инициативе".

Но двое из руководителей штаба, которые во время президентской кампании 2004 года имели доступ к факсимиле Виктора Ющенко, увидев письмо сразу же уверили, что под ним стоит личная подпись президента. "Автограф слишком размашистый для факсимиле", - объяснил один из них.

Ющенко и Щербань избирались в парламент 2002 года по одному списку

Впрочем, предположение, что Виктор Ющенко не знал о подобных инициативах собственного штаба, не соответствует действительности еще по одной причине. Кроме автографа, под письмом почерком президента стоит слово "Щиро!". По словам того же Третьякова факсимиле с подобным прибавлением не существует.

К передаче письма мог быть причастен и Роман Бессмертный, который в свое время и приводил Владимира Щербаня в ряды "Нашей Украины". Впрочем, сам Бессмертный отвергает любое отношение к документу. "Я никому и никогда не передавал подобных писем. В то время я был занят организационными вопросами на Майдане. Более того, даже если предположить, что это факсимиле, то я передал его Александру Зинченко еще задолго до второго тура".

Наиболее бурно на письмо отреагировала Вера Ульянченко.

– Мать моя Божья! Откуда это у тебя? - изумилась губернатор Киевщины, увидев обращение Ющенко к Щербаню.

– Это копия письма, которое в 2004 передали Щербаню...

– Слушай, я тебя прошу! Не надо провокаций. Такого никогда не было и быть не могло.

– Но Щербань утверждает, что он действительно получал такое письмо от человека близкого к президенту...

– Ну и что? Это мог сделать кто-нибудь. Это не стиль Ющенко. Это подделка.

Интересно, что двое из опрошенных выше людей уже после первого ознакомления на условиях анонимности говорили о том, что письмо Щербаню передавала именно Ульянченко.

Более того, один из них даже узнал почерк на шапке письма. По его словам "такими круглыми" буквами писала одна из помощниц Веры Ивановны.

Впрочем, о подобных контактах с оппонентами знали не только люди из близкого окружения Ющенко.

Некоторые работники штаба утверждают, что это объяснялось необходимостью любыми способами "минимизировать фальсификацию результатов третьего тура". Текст именно этого письма, по источникам "Украинской правды", составлял лично глава предвыборного штаба Александр Зинченко.

Интересно, что еще задолго до начала президентской кампании в штабе Ющенко был составлен небольшой список наиболее уязвимых губернаторов, поддержки которых старался добиться лидер оранжевых.

– Всего их было пятеро, - рассказывает источник "УП", - а выбрали их только по одной причине: летом 2004-го к нам поступила информация, что Кучма недоволен их работой по подготовке к выборам. О некоторых из них говорили, что их уволят. Насколько я знаю, на переговоры с каждым из них направляли отдельного человека.

"Украинской правде" удалось выяснить лица четырех глав обладминистраций, которым еще до начала президентских выборов через доверенные лица предлагалось войти в команду Ющенко.

По словам одного из бывших губернаторов, его разговор с агентом Виктора Ющенко приблизительно имел такой характер: "Ну зачем тебе те быки? Тебя же сломают через колено или уволят! Все что нам нужно – это ручательство того, что в области не будет фальсификаций".

Сегодня некоторые из фамилий переговорщиков и потенциальных оранжевых лидеров могут показаться фантастическими.

Например, к губернатору Луганской области Александру Ефремову был направлен Виктор Тополов. Его усилия были напрасны – по результатам выборов Луганщина во время всех трех туров отдавала за Януковича выше 90% своих голосов.

Губернатора Днепропетровской области Владимира Яцубу присоединиться к Ющенко призывал руховец Вячеслав Коваль. А укрощать Одещину во главе с Сергеем Гриневецким отправили... Василия Цушко.

Наибольшие же надежды, как не удивительно, возлагали на экс-губернатора Харьковщины, покойного Евгения Кушнарева. Переговоры с ним проводил Владимир Филенко. Аргументы оранжевого полевого командира были неубедительны – через несколько месяцев Кушнарев стал одним из инициаторов Северодонецкого съезда и активно призывал в случае непровозглашения президентом Виктора Януковича провести референдум о создании Северо-Восточной республики.

И наконец – самое интересное. Один из руководителей штаба рассказал, что еще осенью 2004 года призывал Виктора Ющенко пообещать губернаторам вместо политических гарантий министерские портфели. По его словам, на уровне разговоров допускалось даже предложить одному из пятерых губернаторов – предварительно это мог быть Евгений Кушнарев – должность премьер-министра.

Но в команде Ющенко, где было очень много желающих возглавить будущий Кабмин, такие идеи отвергались. Приведение в свою команду чужеземцев из противоположного лагеря называли методами Кучмы. За несколько лет эти же люди призывали Ющенко к широкой коалиции...

По информации "Украинской правды", гарантийные письма от Ющенко получали не только губернаторы, но и бизнесмены. В то время, когда лидеры оранжевой команды, выступая на Майдане, обещали суд над Кучмой, а сам Виктор Андреевич грозил открытыми аукционами всем незаконно приобретенным предприятиям, зять Кучмы – Виктор Пинчук – получил от Ющенко письмо, в котором олигарху гарантировали неприкосновенность частной собственности.

Пинчук к письму Ющенко отнесся с юмором. Как рассказывают свидетели, длительное время гарантии действующего президента, свернутые в трубочку, торчали в руке копии статуэтки Огюста Родена "Мыслитель", которая стоит в кабинете бизнесмена.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде