Новым законом о Кабмине по Кабмину

Четверг, 21 февраля 2008, 16:48

На 22 февраля в Верховной Раде запланировано рассмотрение законопроекта представленного президентом. Речь идет о новой редакции закона о Кабинете Министров. Принятие проекта, как отмечается в объяснительной записке, имеет целью привести нормы, определяющие статус КМУ – вышестоящего органа в системе органов исполнительной власти, в соответствии с Конституцией, внедрить европейские принципы в деятельность правительства.

В общем, предложенный Ющенко вариант документа воссоздает без каких-либо изменений почти половину статей действующего закона, Конституции и ряда действующих законов. Вместе с тем законопроект содержит ряд законодательных новаций, которые прямо свидетельствуют о намерениях президента вернуть утраченное с принятием в прошлом году закон о КМУ влияние на правительство и премьера.

Статья 6 предлагает ввести механизм введения в состав правительства, в качестве министров, лиц, не возглавляющих министерства. Некие министры без министерств. При этом законопроект не содержит никаких определений правового статуса таких лиц и их обязанностей.

Следует обратить внимание на нововведение в статье 7, которая предлагает изменить требования к членам правительства, согласно которым "не могут быть назначены на должности членов Кабинета Министров Украины лица, имеющие судимость". Тогда как действующая редакция предусматривает такие ограничения только в случае непогашенной или неснятой судимости.

Можно было бы предположить, что такая новация может иметь целью, например, сделать невозможным возвращение в Кабмин Януковича. Но у такого предположения нет юридической подпочвы, ведь согласно статье 88 Уголовного кодекса, "лицо признается имеющим судимость, со дня обретения законной силы обвинительным приговором и до погашения или снятия судимости". То есть лицо, судимость которого снята или погашена, считается не имеющим судимости.

Кроме этого, новый законопроект планирует существенным образом изменить процедуру принятия программы деятельности правительства. Статьей 8 законопроекта вводится новая процедура, согласно с которой кандидат на должность премьер-министра должен представить собственно уже программу деятельности Кабинета Министров, в сущности, еще не сформированного. При этом, программа деятельности правительства одобряется парламентом одновременно с назначением премьер-министра.

Проект полностью изменяет и саму процедуру назначения на должность премьера. Теперь, согласно статье 8 законопроекта, президент имеет право проинформировать Верховную Раду о невозможности внесения предложенной кандидатуры, если в процессе представления коалицией были нарушены требования Конституции и этого закона, а также "на других основаниях, предусмотренных Конституцией".

Последнее замечание вызовет довольно много вопросов, поскольку не конкретизирован исчерпывающий перечень этих "других оснований".

Законопроект отклонит право коалиции вносить представление о назначении на должность премьер-министра в случае, если президент не вносит в ВР такое представление в определенные Конституцией сроки. Кроме того, предложение коалиции депутатских фракций относительно кандидатуры премьера должно быть подписано не менее чем 226-ю народными депутатами, которые входят в состав коалиции депутатских фракций в парламенте.

В новой редакции предлагается лишить коалицию возможности назначать министров обороны и иностранных дел в случае невнесения президентом этих кандидатур в определенный срок.

В отличие от действующего закона, новая редакция статьи 9 не содержит никаких временных ограничений относительно осуществления такой процедуры.

Вместе с тем статья 18 проекта вводит новый порядок прекращения полномочий членов Кабмина. Увольнение указанных министров становится исключительной прерогативой президента, поскольку предусматривает обязательность его согласия на это.

Следует отметить, предложенная редакция этой статьи не учитывает решение Конституционного Суда относительно порядка прекращения полномочий членов КМУ (от 11 декабря 2007 года), где указывается, что в Конституции, среди полномочий президента, не предусмотрено внесение им представления в Верховную Раду о снятии с должности или отставке членов КМУ.

Кроме того, только Конституцией Украины определяется круг полномочий президента, а это делает невозможным принятие законов, которые устанавливали бы другие его полномочия. Итак, согласно с указанным решением КС, парламент может снять с должностей премьер-министра, министров обороны и иностранных дел без представления президента.

Очень удобными для Банковой являются положения законопроекта, согласно с которыми премьера Тимошенко и весь состав ее Кабинета можно было "уйти" еще вчера, из-за ангины.

Согласно новой предлагаемой редакции статей 13 и 15, полномочия премьер-министра и правительства, прекращаются в случае отставки главы исполнительного органа в связи с невозможностью выполнения им полномочий по состоянию здоровья.

Следует отметить, что статья 115 Конституции не предусматривает возможность отставки главы правительства по состоянию здоровья, а также автоматической отставки Кабмина в связи с болезнью премьера. Разве болезнь главы правительства означает, что Кабмин не сможет полноценно выполнять свои полномочия?

Заметное расширение возможностей президента в сравнении с действующим законодательным актом наблюдается в статье 26, где отмечается, что КМУ обеспечивает выполнение актов главы государства, отвечает на его обращение и проводит в случае необходимости консультации с ним.

Вместе с тем в статье 113 Конституции сказано "Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется этой Конституцией и законами Украины, а также указами Президента Украины".

Новый законопроект пытается полностью изменить принципы отношений правительства с аппаратом президента и подчинить его Банковой, ведь предполагается, что Кабмин для выполнения актов президента осуществляет подготовку проектов законов и актов, отвечает на обращение Секретариата, предоставляет ему информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач, а также обеспечивает выполнение решений СНБО, которая координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти.

Отличие от действующей редакцией закона состоит в том, что должностные лица аппарата СНБО, Секретариата, консультативных, совещательных и других вспомогательных органов и служб, создающихся президентом, не имеют права давать поручения правительству и вмешиваться в его деятельность.

Кроме того, со статьи 93 Конституции следует, что и президент, и Кабмин являются самостоятельными субъектами законодательной инициативы, что делает невозможным подчинение правительства президенту.

Другая новация предлагаемого документа направлена на смену процедуры контрассигнации. Если нынешний закон считает возможным то, что члены правительства могут не соглашаться с президентом и не скреплять подписями его акты, взамен вернув их, новая редакция вводит принудительную обязанность неотложного подписания этих документов.

Привлекает внимание еще один аспект: президентский законопроект предусматривает урезывание полномочий главы правительства. Из действующего закона предлагается исключить положение, по которому премьер направляет, координирует и контролирует деятельность членов Кабмина, руководителей других центральных органов исполнительной власти, местных госадминистраций и дает поручения, обязательные для выполнения указанными органами  и должностными лицами.

Таким образом, предложенная президентом новая редакция закона о Кабмине содержит много недостатков, неточностей, а также, норм, которые не отвечают Конституции Украины.

Собственно, у большинства новаций, предложенных президентом, лишь одна цель – возобновить и расширить свои полномочия, которые разрешат сделать высший законодательный орган страны подконтрольным Банковой.

Илона Билан, руководитель Группы контроля демократических изменений УНЦПИ (www.ucipr.kiev.ua),для УП

powered by lun.ua
Главное на Украинской правде