Каменное Село. Легенды и байки украинского Стоунхенджа в лесах Полесья

Пятница, 11 декабря 2020, 04:30
Фото: Эльдар Сарахман

Описывая Каменное село, туроператоры и блогеры не стесняются в словесных выкрутасах: место сказок и волшебства, битвы Бога и Дьявола, украинский Стоунхендж, единственное белое пятно на карте страны.

Для пущей убедительности прибегают к вольной трактовке истории, высказывая предположения, что именно здесь, в землях древлян, спрятано золото гетмана Полуботка. И даже библиотека Ярослава Мудрого. 

Геологический заказник Каменное село в Житомирской области интересен и без лишней рекламы. В 25 километрах от границы с Беларусью на 15 гектарах леса застыли больше двухсот гранитных валунов. Самые крупные из них весят 20-30 тонн. Самые высокие возвышаются на 4-5 метров над землей.

Этот природный ландшафт – как тренажер для развития воображения. Как конструктор, предназначенный для создания фантастических миров. 

Одну из локаций, которую называют Камнями влюбленных, гиды описывают так: "Вони бігли один до одного в обійми. Раптом село закам’яніло. В цьому амурно-еротичному пориві вони завмерли навіки. Але їхня любов була настільки потужною, що і без тілесного контакту у них з’явилися каменята".

Каждый, кто попадает сюда, вкладывает в увиденное свое: поселение эльфов, следы внеземной расы, языческое капище. 

Каменное село – еще и зеркало, отражающее человеческие пороки и добродетели. Одни оставляют в заказнике мусор и следы вандализма. Другие ищут следы Бога.

Как появилось Каменное село, почему его называют "украинским Стоунхенджем", свидетельства каких древних промыслов оно таит, чем закончилась битва добра и зла, и утихла ли "янтарная лихорадка" – в репортаже УП из Житомирщины.

Бандитские фишки и корабельная сосна

– Шамана одного сюди возив вночі, на повнолуніє. Той мантію надів, пішов колдувать. Я в машині закрився. Молотка взяв, під руку положив. Хто його знає, що у нього в умі?! 

Фонетические особенности речи водителя Виктора, который пробирается лесами Олевщины на потрепанном Opel Combo, передать на бумаге сложно. Его артикуляционный аппарат выдает в нем жителя той части украинского Полесья, которая граничит с республикой самопровозглашенного усатого президента.

 
Житель десятитысячного Олевска Виктор гордится соседством с Каменным селом
Все фото: Эльдар Сарахман

В дни без осадков около 40 километров от Олевска до Каменного села забирают час езды. Но стоит пойти дождю или снегу, и значительная часть дороги в мистическое урочище превращается в тот еще квест. 

Бывает, авто оставляют и несколько километров идут пешком.

– Бачите, тут ще гірше, – смотрит в окно Юрий Халимончук, бывший учитель, гид и краевед. – Бобри працюють. Живуть в канаві. Риють ями постійно, намагаються зробити собі прохід на протилежний бік.

Це – село Шебедиха. Тут близько 35 мешканців залишилося.

Водить и возить туристов в эти глухие края Халимончук начал в 90-х. Говорит, интерес растет с каждым годом. Он прямо пропорционален длине асфальтного покрытия, которое пока обрывается где-то на окраине Олевска.

 
Каменное село ежегодно посещают около двух тысяч туристов

Сложная логистика остается камнем преткновения для всех, кто собрался в Каменное село. В редких и малолюдных населенных пунктах, стоящих на пути, встречается брусчатка, которая вела в 30-х годах к дотам и секретным штабам – недалеко от этих мест проходила граница с Польшей.

Труднодоступность заказника дает два не очевидных плюса. Во-первых, делает поездку в урочище более интригующей. Во-вторых, все еще оберегает уникальную флору и фауну от ужасов цивилизации.

– Тайговий ландшафт, – обращает внимание Халимончук на сосны, мох и лишайники. – Житомирське Полісся ще називають "українською тайгою".

Грибы, ягоды, рододендроны. Волки, лисицы, рыси, барсуки, косули и даже заплутавшие лоси. Когда узнаешь подробнее о здешней природе, становится понятна степень изуверства, с которой несколько лет назад добытчики янтаря уродовали леса Олевщины.

 
Юрий срезает вешенку ножом, привезенным в 80-х из Кубы, куда он сопровождал детей после аварии на ЧАЭС

В последние годы "янтарная лихорадка", со слов Халимончука, поутихла. Этому, помимо активности силовиков и возмущений Владимира Зеленского, находят и более простое объяснение: "Почти все, что не глубоко лежало, здесь уже растащили".

Кто-то зачехлил помпы в своих сараях. Кто-то пытается переходить на легальную добычу.

– Ось там дорога пішла до урочища Корабель, – показывает Халимончук. – Воно більше всього постраждало. Пам’ятаєте в інтернеті фото "місячних пейзажів", які залишили бурштинокопачі? 

Там колись вирощували корабельну сосну. Її наші предки сплавляли по річці Уборть, яка впадає в Прип’ять, а далі – в Дніпро. 

Лет семь назад Корабль поделили между собой бандитские кланы. А запрос в поисковике гугл о корабельной сосне в 2020-м выдает первым делом сексистские замашки "слуги народа" Александра Корниенко, не имеющие отношения к кораблестроению.

– На цьому місці була точка – "фішка", так це називали, – рассказывает Юрий. – Виходили хлопці, які контролювали цю ділянку. Спортивної статури, зі зброєю, засобами зв’язку. Зупиняли, питали, куди їдете.

Зараз ажіотаж спав.

Реклама:

Прелесть тайны

Холодный до дрожи ветер, пасмурный день. Сочный мох и вечнозеленый папоротник. Поздней осенью или зимой в Каменном селе наиболее контрастно проявляются две его сущности. 

Одна – равнодушно-холодная, безжалостная ко времени и быстротечной человеческой жизни. Вторая – свидетельствующая о том, что даже бездушный гранит, которому около двух миллиардов лет, не может помешать росту чего-то живого.

Прибыв на место, Юрий Халимончук обращает внимание и на растения на валунах, и на аномальную сосну, чей корень, уперевшись под землей в камень, стал расти вверх. 

 
Гид говорит, что во время каждой поездки в Каменное село можно найти что-то новое

– Ось бруснична галявина, гляньте, яка гарна! – искренне восхищается гид. – А там – сфагновий мох, вбирає вологи у тридцять разів більше, ніж він важить сам.

С озорством мальчишки Юрий залезает между двумя глыбами. Длина узкой щели, в которую он зовет, десять метров. Ширина – от 40 сантиметров до метра. 

– Я завжди пропоную пройти по цьому розлому, відчути енергетику, – трется он дутой курткой о шершавые выступы. – Це легко, немає проблем – сьогодні сухо.

 
Среди холодных валунов Юрий чувствует себя комфортно
 
Халимончук: "Ми тут гості, а не царі природи, які роблять, що хочуть" 

Для людей, страдающих клаустрофобией и паническими атаками, проблемы все же могут возникнуть. Так что новичкам лучше прежде подумать.

– Коли заходимо сюди групою, починаємо видавати сакральний звук. Аура – дивовижна. Неймовірне місце. О-о-о-ммммм!

– Давайте разом? – предлагает репортер УП.

– Давайте. О-о-о-ммммм... Бачите, лише вдвох, а який резонанс! Уявіть, який він, коли багато людей.

Разного размера и формы валуны Каменного села будоражат воображение. Чтобы представить, на что они похожи, не нужно галлюциногенных поганок и мухоморов, которых в лесах Житомирщины достаточно, как и съедобных грибов.

 
По словам гида Юрия, доказательств, что в Каменном селе жили люди, пока нет. Но рядом есть свидетельства человеческой деятельности

Заприметив малейшие соответствия с прозаичным внешним миром, проводники и туристы, едущие сюда на уик-энд, дают камням свои названия.

– Ось Піраміда, – показывает Халимончук. – Цей також нагадує гору Кайлас в Китаї. А з іншого боку – Почекуна (работа скульптура Маргрид Ван Бреворд, ставшая интернет-мемом – УП).

 
Пирамида – один из самых заметных валунов

Есть тут свои Кит, Тукан, огромный Сундук и Пещера эльфов. Один из главных вопросов – как они тут появились – Юрий удовлетворяет тремя версиями.

– Перша – льодовикова, – говорит он. – Нібито 20 тисяч років тому льодовик, який рухався з півночі, притягнув сюди ці камені – десь із Скандинавії, Карелії.

Інша версія спростовує попередню, і вказує на те, що це каміння місцевого походження. Що по суті – це залишки давніх гір. Це – виходи на поверхню українського кристалічного щита, який тягнеться від Рівненщини і майже до Азовського моря.

 
Если не знать о Каменном селе и случайно наткнуться на него в лесу, можно легко поверить в его мистическую природу

Когда гости обращают внимание на странную деталь одного из валунов, Халимончук с удовольствием делится и третьей гипотезой, греющей душу уфологов.

– Якщо подивитися на цю стіну, на майже ідеально рівну поверхню, місце виглядає ще цікавішим. 

Можливо, ці камені розійшлися внаслідок тектонічних, глобальних процесів. Може бути й таке, що то сліди позаземних цивілізацій, – оставляет он пространство для полета мысли.

 
Юрий заряжается от валунов энергией и позитивом

– Для того, щоб такі речі збагнути і припустити, треба прочитати книгу геолога Ростислава Фурдуя "Прелесть тайны", – предлагает гид. – Там є розділ і про каміння, і про піраміди. Їх при нинішніх технологіях і техніці просто нереально відтворити.

Звісно, ортодоксальна наука сміється з таких версій (инопланетное происхождение пирамид – УП). Але, хлопці, зробіть! Видовбайте так правильно геометрично такий масив. Затранспортуйте на колодках чи на якихось плотах. І встановіть на таку висоту!

Реклама:

Чистилище

Время в Каменном селе как будто замедляется. Бремя человека со смартфоном становится легче. Здесь можно ходить часами, выискивая необычный ракурс для фото. Удивляться, фантазировать, медитировать.

Без гаджетов и камер люди, жившие в этих лесах до технической революции и цифровой эпохи, полагались на память, передавая легенды из поколения в поколение. Две из них хранили старожилы ближайшего села Рудня-Замысловичская, расположенного в двух километрах от заказника.

 
Халимончук: "Час від часу беру мішки і ми збираємо сміття. Буває, що дуже багато залишається від людей"
 
Туристы оставляют "обереги", надеясь на чудесные перемены в жизни

О том, как урочище получило свое название, Юрий Халимончук сообщает, стоя у Божьего камня и ведущей наверх деревянной лестницы. Иконка и разноцветные полоски ткани, оставленные паломниками, говорят об особом статусе локации. А медицинские маски – о пандемии.

 
Божий камень – самое популярное место среди туристов
 
Особо впечатлительные, находясь здесь, почти впадают в экстаз
 
По одной из версий, валуны – часть горного массива, который уходит под землю на глубину до километра

Обе легенды о возникновении Каменного села актуальны во все времена. Их мораль подходит и для темного Средневековья, и для эпохи несвершившегося коммунизма, и для времен дикого капитализма.

– Колись по сусідству стояли два села – бідне та багате. Трапився голод, бідняки прийшли просити допомогу. Багаті послухали їх та мовчки розійшлися по домівках, – пересказывает гид услышанное от местных старушек.

Еще одна попытка получить помощь тоже закончилась ничем. Бедняков проигнорировали и во второй раз. 

Бог, наблюдавший за жадностью богачей, гневался, а Дьявол довольно потирал руки. Когда бедняков прогнали в третий раз при помощи палок и камней, Бог вмиг превратил село в каменное.

 
Флора Каменного села – отдельный мир для исследований

Вторая легенда своей эпичностью достойна места в кинематографической Вселенной Marvel. Она тоже о жадности, только с иезуитской ноткой.

– Було одне село. Якось повз нього йшов один, попросив жінку хліба. Вона відмовила, сказала, що бідна вдова, живе у великій скруті. Показала на сусідню хату, де люди були значно заможніші. 

Вийшов господар та поклав в торбину цілу паляницю, – рассказывает Юрий.

Когда путник покинул село, присел на бугорок и вытащил хлебину, она оказалась камнем, только по форме напоминавшим хлеб. 

 
Тот самый каменный хлеб. Еще его называют Компас. Каким-то чудом трещины на нем указывают на стороны света

К несчастью лжедоброго самаритянина, а заодно и всех его соседей, под обликом бродяги скрывался Бог. После того, как село окаменело, развернулась главная битва.

– Саме на цьому місці, між Богом і Дияволом, – показывает краевед. – Бог врешті скинув Диявола у прірву. 

Цей валун внаслідок битви розколовся на дві частини. Більша – Божий камінь, тому що добра на світі більше. Менша – камінь Диявольський.

Лісники зробили драбину, щоб наверх можна піднятися. Там, за легендою, залишився слід Бога.

 
Неоязычники приезжают в Каменное село, чтобы поклониться духам и божествам

Значимости истории добавляет очередной аттракцион, который предлагают туристам: пролезть еще по одному ущелью. Но тут клаустрофобам уж точно нужно крепко задуматься.

– Щоб повністю очиститися від всіх гріхів, омолодитися, треба пройти через оце чистилище, – произносит Юрий настораживающее слово. – Це як дві мембрани. Це – Божий камінь. Це – Диявольський. Плюс і мінус. Добро і зло.

 
Байки для туристов придумывают на основе легенд, услышанных от старожилов соседних сел

Пройти вертикально весь этот разлом сможет только настоящий хоббит. В конце чистилища придется нагибаться, а в конце становиться на карачки – путь к свету в конце туннеля тернист и опасен.

– Це не кожний може зробити, – делает полезное и своевременное замечание гид. – Я людям говорив: "Боятися не треба, за статистикою застрягає тільки одна людина з групи". Але коли такі випадки трапилися в мене і моїх колег, ми вже обережніше ставимося до цього.

Ніяким штучним чином витягнути, виштовхнути не вдається. Треба, щоб людина не втрачала самообладання, не панікувала, слухала наші інструкції. 

Реклама:

Нажива на живице

Находясь в Каменном селе, легко поверить в неслучайность мироздания. Гид Юрий Халимончук постоянно указывает на нерукотворные детали, из которых в этом давнем и дивном лесу складывается отдельный мир, в котором все переплетено и взаимосвязано. Нарушить эту гармонию способен только человек.

– На дубах утворюються такі шишечки, – поднимает с земли Юрий маленькие круглые шарики. – Це – галли. От ми один для наукової мети, для пізнання розкриємо.

Краевед виновато надавливает пальцем на скорлупу, из которой пузырится хтоническая жидкость.

– Бачите? Комаха в лялечку перетворюється, щоб там перезимувати. Тут є тепло, поживні речовини. 

Наші предки збирали галли, сушили, перетирали, змішували з водою і виготовляли чорнила.

Чтобы понять, как просто уничтожить живое, хватает и показанного Халимончуком дидактического экперимента. Но гид напоследок приводит еще несколько наглядных, антропогенных, как он их сам называет, примеров.

– Трапився величезний акт вандалізму, – рассказывает он. – В цьому році приїхали з Коростеня наші горе-сусіди. Обдерли з валунів більше ста ящиків моху для ландшафтного дизайну.

Здерти мох можна дуже швидко. Але для того, щоб все повернулося, треба добрих десять років.

 
Главная миссия Юрия Халимончука – научить людей ценить природу

– Це так звана "піч", місце, де виготовляли деревне вугілля ще років 150-200 тому, – продолжает показывать Юрий следы человека. – Без деревного вугілля не було б заліза. Уявіть скільки років тривав процес, якщо з’явився такий пагорб! 

Дерева потрібні були для виготовлення скла, заліза. Йшли на дрова, були будівельним матеріалом. Тому на Поліссі букові ліси зникли людина знищила.

Реклама:

Деревья отдали многое, ничего не получив взамен. 

Юрий Халимончук останавливается у ствола сосны с геометрически правильными засечками, на которые мало кто обращает внимание. Их оставили вздымщики, представители давней профессии, которых можно было тут встретить еще два-три десятилетия назад. 

 
Следы исчезнувшей в этих краях профессии многие не замечают

– Спеціальними інструментами робили так звану "підсочку". Зрізали кору, залишали насічки під певним кутом. Обробляли хімікатом, щоб сосні боліло, щоб витягувало її кров – живицю, яка стікала у спеціальні ємності.

Потім живицю везли в Коростень на завод, де виготовляли каніфоль, лаки, фарби, скіпідар та інше, – объясняет гид.

После рассказов Юрия символичным и удивительным выглядит тот факт, что янтарь, которым богаты окрестные недра – это та же живица, затвердевшая кровь древнейших хвойных.

 
Камень и живые организмы переплелись в одно целое

Формулировку, к которой прибегает Халимончук, говоря об одной из главных целей паломничества в Каменное село, одобрила бы и Грета Тунберг, и гуру йога-студий, и экосексуал Иван Дорн: "Ваші вібрації душі і тіла входять у рівновагу з потужними вібраціями цього місця, природи і планети загалом".

Кажущиеся пафосными эти слова становятся не такими уж и патетичными на обратном пути в Олевск, когда авто ползет через лес, в котором скрываются янтарные прииски. 

Местами работает тяжелая техника. Прокладывает путь к живице и наживе тех, кто продолжает добывать янтарь, ударив по рукам с властью.

В этот самый момент вспоминаются контуры Божьего камня, затмившего размерами Дьявольский. 

Остается верить, что древние сказители, сохранившие легенды о Каменном селе, не ошиблись в пропорциях: добра в мире больше, чем зла. И чувства меры, чем алчности, тоже.

Евгений Руденко, Эльдар Сарахман, УП

Чому вам варто приєднатися до Клубу УП?
Увесь контент Української правди – безоплатний і завжди таким буде. Наша журналістська команда працює для того, щоб ви знали – "Яка вона, справжня Україна?". Щоб знайти правду, треба вміти чути не лише себе, а й інших. Нам важливо спілкуватись з вами у Клубі УП – а ваша підтримка вільних медіа у важкі часи важлива, як ніколи.
Євген Руденко – журналіст УП
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде