"А дальше начиналась рубка". Как запорожские казаки стали успешными в битвах за Черное море

В декабре 2022 года бывший министр обороны Алексей Резников стал автором мемов и классического примера недальновидности. "Давайте без иллюзий: этот дрон не изменит ситуации на поле боя", – говорил он в одном из интервью о так называемых "свадебных мавиках", в конце концов изменивших конфигурацию войны 21-го века.
Используя недорогие беспилотники, Украина сначала выдержала первые удары полномасштабного вторжения. Затем заставила спецпредставителя Трампа Кита Келлога признать: "В новом типе войны украинцы лидируют".
Из-за беспилотных морских аппаратов Кремль потерял Черноморский флот. Из-за маленьких дронов, которые задействовали в операции "Паутина", у РФ значительно поубавилось бомбардировщиков стратегической авиации. Из-за беспилотников различных модификаций население страны-бензоколонки стоит в очередях за топливом.
С подобной дерзостью, изобретательностью и эффективностью украинских казаков еще 400–500 лет назад столкнулась Османская империя.
Казалось, османы сумели превратить Черное море в собственное "внутреннее озеро". Но на определенный промежуток времени в истории господству турок в акватории пришел конец. Долго их могучая флотилия не могла справиться с небольшими казацкими лодками.
"Украинская правда" рассказывает, как, имея минимум возможностей, запорожцы навязали свои правила игры в акватории Черного моря.
"Ваши люди корабль разбили"
Козацкая месть – блюдо, которое готовят в днепровской воде. В 1492 году в районе легендарных Крынок на Херсонщине на собственность Крымского ханства позарились воины, пришедшие с севера. Они спустились в низовья Днепра на небольших лодках, разбили торговый корабль и захватили добычу.
Хан Менгли I Герай жаловался князю Олександру Ягеллончику, который тогда господствовал на украинских землях: ваши люди, "кияне" и "черкасцы" пришли по Днепру, "под Тягиней" уничтожили судно, отобрали много вещей и денег.
Так, по мнению исследователей, появилось одно из первых письменных свидетельств о казаках и об их успешной деятельности на воде.
Историк Михаил Грушевский называл тот случай под Тягиней "мелкой зацепкой", одной из многих в "неустанной партизанской, пограничной борьбе". В ее основе лежало желание дать ответ на то, что враг опустошает украинские земли.
Это "лупленнє татар", по выражению Грушевского, также становилось для казацкого люда своеобразным "спортом", который приносил деньги и славу.

Во второй четверти 15-го века территория современной Украины – Галичина, Подолье и Киевщина – подвергалась атакам крымскотатарского войска, которое с 1478 года действовало под протекторатом Османской империи.
В 1482-ом хан Менгли I Герай сжег Киев. По одной из версий, сделал он это по наущению московского князя Ивана III, который также враждовал с Великим Княжеством Литовским.
Киев пылал, но в центре Украины остались целыми Черкассы, где укрепляли форпост для защиты от ударов из степи.
В 1488 году черкасским старостой назначили Богдана Глинского. Как предполагают некоторые исследователи, именно он организовал и возглавил нападение на судно под Тягиней. Однако доподлинно известно, что более серьезный ущерб он нанес врагу в 1493 году – разрушил ханскую крепость в Очакове, которую тогда только-только построили.
Читайте также: "Бродяги из Сарматии". Как казаки помогли Речи Посполитой стать великой и пострадали от величия шляхты
Выше нос
Если у человека есть Днепр, его невозможно лишить моря.
Волны завоеваний, столетиями катившиеся вдоль Украины с востока на запад, не смогли уничтожить память о "вертикальных" возможностях – их предоставлял водный путь с севера на юг.
После единичных нападений на торговые корабли и вражеские крепости в устье Днепра казаки шли дальше, став мощной силой в черноморском бассейне. Воображение европейцев и турок 16–17 веков превратило их в призраков, которые появляются из ниоткуда и исчезают в никуда.
Одним из первых, кто ознакомил западный мир с пространным описанием "казацких пиратов" и их тактики, был дипломат Луи Дешайе барон де Курменен. Он опирался на информацию, которую получил во время посещения Константинополя в первой четверти 17-го века, и, очевидно, на собственные фантазии.
Рассказ Луи Дешайе стал архетипическим: казаки нападают на города на Черноморском побережье, подходят на лодках даже к Константинополю, ввергая местных жителей в панику.
Козацкие лодки были оббиты кожей коров, быков или волов, вмещали до пятидесяти воинов. Имели, по версии автора, название cayes. Чтобы их уничтожить, султан отправлял несколько галер, но поймать пришельцев было почти невозможно.
По описаниям Дешайе, которым позавидовали бы голливудские сценаристы, казаки погружались в мелководье Азовского моря. Дышали через трубочки из камыша, а когда наступала ночь, атаковали.

Какими на самом деле были запорожские лодки? Наиболее объективный ответ: разными, в зависимости от эпохи, места использования и целей походов.
"У нас существует большая диспропорция между предположениями и археологическими подтверждениями", – отмечает в комментарии "Украинской правде" Дмитрий Кобалия из национального заповедника "Хортица".
"Как это ни странно прозвучит, пока что на территории Украины, к сожалению, не нашли ни одного судна, аутентично построенного запорожскими казаками (в 16–17 веке –УП)", – поясняет он.
Дмитрий Кобалия – один из немногих подводных археологов в Украине. О запорожском флоте он рассказывает без намерения множить мифы.
Вероятно, казаки в успешные для них времена прибегали к такой схеме: брали моноксил – лодку-долбленку, которую изготавливали из сплошного ствола дерева – и "обшивали" деревянными бортами.
"Таким образом увеличивали внутренний объем и тоннаж, – объясняет Кобалия. – Это позволяло взять на борт больше груза и членов команды".
"Переделку лодки всегда диктовали условия, в которых ее использовали. Лодки для моря были, вероятнее всего, больше по размерам, имели значительно более высокие носы, потому что высоту носа определяет высота волны", – продолжает исследователь.
"Когда мы увеличиваем тоннаж, увеличивается и осадка судна. Поэтому для рек есть, например, плоскодонные лодки, которые в Украине называли "байдаками". Их можно было использовать максимум в прибрежной морской зоне: в портах, бухтах", – уточняет Кобалия.
Читайте также: Корпорация "Трапезунд". Как казаки и аристократ из Рима могли создать свой анклав в Турции и возглавить поставки шелка в Европу
За 36 часов до Анатолии
Инженер, архитектор и географ 17-го века Гийом Левассер де Боплан, который провел на просторах Украины 17 лет, в своем труде "Description d'Ukranie" предоставил, пожалуй, самый известный чертеж казацкого судна.
"Это изображение повлияло на представление о казацких лодках (Боплан не называет их "чайками", использует слово cholna – УП), которое укоренилось в народе. Это и есть моноксил, который увеличен несколькими поясами обшивки.
Правда, у Боплана все очень печально с пропорциями. То, что он нарисовал, не приспособлено к движению по воде. Но общая логика конструкции понятна", – говорит Дмитрий Кобалия.
На таких суднах – длиной 18 метров и шириной до 4 метров и столько же глубиной – казаки, как пишет Боплан, за полтора суток могли добраться до Анатолии.
Одну лодку строили до шестидесяти человек – столько же воинов максимально входили в состав экипажа. Меньше чем за месяц запорожцы могли сделать до ста таких лодок с нехитрым парусом, который использовали при хорошей погоде. Однако передвигались преимущественно с помощью 10–15 пар весел.
У запорожцев были сабли и ружья. На борту устанавливали несколько фальконетов – малокалиберных пушек. В морских рейдах, отмечает Боплан, погибало от 30 до 40 членов команды из 60-ти. Те, кто выжил в боях, возвращались "на базу" с трофеями: серебром, оружием, шелком, коврами. Добычу делили между собой.

"В конструкции, которую начертил Боплан, нет ничего необычайного. Если коротко: моноксильная основа вместо киля, два носа, обшивка бортов с двух сторон", – рассказывает Дмитрий Кобалия.
"Подобные лодки делали в разные времена в Украине, Польше, Балтике. Причем к такой логике постройки лодок прибегали задолго до запорожцев, и она, я думаю, более характерна северным регионам", – говорит исследователь.
Более ста лет назад в озере Ямно на побережье Балтийского моря, близ поселка Мельно в Польше, нашли двенадцатиметровую лодку 15-го века с корпусом, силуэт которого почти идентичен тому, что описал Боплан. По одной из версий, подобные судна словяне строили еще в раннем Середневековье.
В Балтике этот тип лодок постепенно вытеснили другие судостроительные традиции, однако он остался в Нижнем Поднепровье.
Ученые, лишенные тяги к сказкам, признают: доподлинно неизвестно, сколько типов лодок было у запорожцев и каких именно. Более того, название "чайка", которым обыватель называет почти любую казацкую лодку, нуждается в уточнении.
"Ситуация здесь для многих запутанная. Есть на самом деле два турецких термина – kayık и sayka. Термин "чайка" среди запорожцев не был таким популярным, как в более позднее время и сегодня в Украине. Казаки называли свои судна "челнами", "лодками", "дубами"", – объясняет Кобалия.
"На Днепре вплоть до нашего века, по крайней мере до тех пор, пока не было уничтожено Каховское водохранилище, рыбаки, которые делали лодку собственноручно, использовали к ней слово "каюк". Оно достаточно распространенное, но, опять-таки, очень общее, обозначает в принципе лодку.
Лично я больше использую термин "лодка", "казацкая лодка", а не "чайка"", – добавляет он.
Читайте также: Первый эмигрант. Украинец, который спасся от киллеров, сбежал в 1865 году в США и помог купить Аляску
Рубка
Если не воспринимать всерьез миф о запорожских подводных лодках, казацкая флотилия, с технологической точки зрения, не была чем-то выдающимся даже для своего времени.
"Скорее архаичной, закапсулированной. Козаки строили на реках маломерные судна именно в виде лодок. В соответствии с традициями, местом проживания, с функциональными особенностями и задачами", – говорит подводный археолог.
Техническая простота лодок позволяла делать их быстро и в большом количестве. К этому добавлялись опыт воинов, их дерзость, хитрость, отвага и тактические приемы. Казаки выжимали максимум из того, что имели.
"Если мы говорим о феномене их походов, то надо учитывать несколько вещей. Надо понимать, что запорожцы в основном были пехотой, в частности морской", – объясняет Кобалия.
"Они строили флотилию не для того, чтобы устраивать какие-то масштабные, зубодробительные баталии с турецким флотом, а для стремительных, внезапных нападений на побережье, как те же самые викинги. В этом смысле лодки их устраивали – издалека их не видно, больших парусов нет", – добавляет он.
Лодок было много, казаки вели себя как партизаны, и туркам было очень трудно им противодействовать. Запорожцы могли незаметно передвигаться вдоль берега, часто ночью. Меняли позиции, перетаскивая лодки через реки и проливы.

"Челеби писал, что, если вы хотите разгромить запорожцев, надо отрезать их от берега. То есть корабли должны располагаться ближе к берегу, чем казацкие лодки. В противном случае лодки, вероятнее всего, куда-то исчезнут, заманят врага на мель, растерзают его на части", – продолжает рассказ Дмитрий Кобалия.
Пехотинские навыки, которые казаки демонстрировали во время осад и штурма крепостей, помогали им добиваться успеха и на море. Шанс выиграть битву заключался в том, чтобы как можно быстрее подойти к турецкому кораблю и десантироваться на палубу.
"Как морская пехота запорожцы были сильны. Противостоять артиллерийским огнем турецким кораблям они не могли. Легкая артиллерия, фальконеты были нацелены на живую силу противника на борту", – утверждает Кобалия.
"Когда казацкая лодка подходила на ближнее расстояние, раздавались залпы мушкетов. Затем – абордаж, и начиналась рубка саблями, рукопашный бой", – добавляет исследователь.
"Когда мы говорим об успехах запорожцев на море, надо также учитывать общеполитический контекст. В Украине склонны забывать, что, например, в 17-ом веке Турция почти две трети века вела очень кровавые, тяжелые морские войны в восточном Средиземноморье. Использовали сотни галер, больших кораблей. Количество погибших шло на сотни тысяч", – резюмирует Кобалия.
"Все это довольно сильно отвлекало турок от того, чтобы заниматься казаками. Хотя турецкий флот на Черном море оставался достаточно сильным. Запорожцы эффективно и умело пользовались ситуацией (геополитической – УП). Делали то, что им выгодно, опираясь на свой опыт, смелость, нахрапистость, знание местности", – объясняет археолог.
Читайте также: Война – лотерея. Мы на своей шкуре чувствуем, как делать прогнозы – историк Сокирко о том, как победил и проиграл Мазепа
"Что лучше всего удается"
Без Черного моря и Крыма Украина не сможет жить. "Это будет какое-то туловище без ног", – писал в первой четверти прошлого века гетман Павел Скоропадский, будто предсказывая, как тяжело будет возвращать юг.
По иронии судьбы, к превращению России в мощную морскую державу всерьез приложило руку украинское казачество, которое растворялось в имперском котле после Переяславской рады 1654 года. Опыт запорожцев в судостроении, их тактика и стратегия морских боев с османами пригодились московитам.
"Русские активно советовались с ними, какие именно лодки нужно строить. Имперская Днепровская флотилия здесь на 80% состояла из разнообразных лодок. Их были сотни. В то время у русских не было таких верфей, какими потом стали Херсон, Николаев и позже Севастополь", – уточняет Кобалия.
В 18-ом веке Российская империя уже по-настоящему претендовала не только на Балтику, но и на Черное море, когда-то почти недосягаемое для Санкт-Петербурга. Все лавры побед в черноморском бассейне россияне присваивали себе.
Екатерина II превратила юг Украины в "Новороссию", ликвидировала Запорожскую Сечь и оккупировала "исконно русский" Крым.
Утратить память о любой победе не трудно, не имея государства. Потерять море легко, отдав берега другим. Если бы казаки жили непосредственно на побережье Черного моря, то наверняка строили бы большие корабли, говорит Дмитрий Кобалия. И кто знает, на каких позициях Украина вошла бы в нынешнее столетие.
В разговорах об утраченных возможностях и славе не может быть места для "если бы". Но есть и хорошая новость – исконная связь украинцев с морем не утрачена.

"Один мой знакомый как-то сказал: "Смыслы не умирают". Есть таланты, присущие тому или иному народу. Есть что-то, что лучше всего удается. Эти таланты почему-то веками нас сопровождают, – рассказывал в одном из интервью УП Алексей Середюк, командир подразделения Главного управления разведки "Братство".
"Наши морские операции открывают давний, огромный потенциал для государства и каждого бойца. Я до сих пор поражен, насколько легко украинцы могут все это делать. Рисковые, романтики, спокойно относятся к ситуации неопределенности. Могут быть ночью в море в одиночестве. Делают то, что кажется невозможным. И могут преодолевать любые расстояния", – подытожил сотрудник ГУР.
Евген Руденко – УП
