Выбор, который Виктор Янукович еще не сделал

45 просмотров
Понедельник, 22 февраля 2010, 12:37
Елена Маркосян
для УП

Выборы в местное самоуправление отложили. Регионалы, похоже, не сориентировались в том, как дальше двигаться и нашли интересный выход - поддержали предложение НСНУ об отмене постановления о выборах 30 мая, однако не стали спешить с уточнением новых сроков.

Аргументация депутатов и экспертов по этому вопросу вначале умиляла единством позиций. Ее суть - деньги. На выборы нужны деньги, для того, чтобы они появились, нужен бюджет, для бюджета нужна коалиция, и т.д., и т.п...

Деньги, деньги, деньги... Кто же спорит, они действительно нужны. Но это ли главное? Только через неделю заговорили о том, что выборы в местное самоуправление "консервируют" бессмысленность существующей избирательной системы ни много, ни мало - на пять лет!

Ее негативы очевидны для всех. Например, в Киеве 120 депутатов, а в Вышгороде Киевской области - 35, как в многомиллионной Москве, кстати.

И там тоже есть полный набор политических проблем - фракции, большинство, воюющее с мэром, партийные кураторы из Киева, которых очень хорошо знает мэр, и о существовании которых догадываются жители этого городка.

Такая армия депутатов - это не каприз системы, а жизненная ее необходимость.

Затраты на выборы оцениваются из расчета 3-7 долларов на каждого избирателя. Чем меньше городок, тем длиннее список депутатов на каждую сотню жителей. Этим "избранникам" и оплачивать этот "праздник" выборов.

Итак, главная проблема - не в отсутствии денег на выборы, а в самой системе выборов.

Граждане избирают не депутатов, а партийные списки, сформированные где-то и кем-то, поэтому и требовать им хоть что-то - просто не с кого. А депутаты по объективным причинам заинтересованы не в консолидированной работе всех избранных, а в громкой и эпатажной борьбе с властью, которая "плоха" по определению.

Избирать местные советы по старой формуле, неэффективность которой никем не ставится под сомнение, - бессмысленно. А изменить ее пока не получается.

Хотя система эта не просто уродлива. Она была и остается одним из основных источников системного политического кризиса в Украине, который превратил в руины институты государственности и права. Менять в ней надо не только списки "закрытые" на списки открытые, но и снижать проходной барьер.

Президент и избирательная система

Последнее выступление Виктора Ющенко напомнило мне его первое публичное появление в новостях ТВ, тогда еще в качестве потенциального политика.

В то время он сам смотрел на перспективу своей политической карьеры, как на некую фантазию. В нем еще не было ни высокомерия, ни желания убедить нас в своей непогрешимости и правоте.

Сегодня он снова становится таким, каким был тогда, - человеком, в котором люди увидели "настоящесть" и искренность. Огорчение поражением делает из президента человека.

Однако между "тем" Ющенко и "этим" - пять лет реализации президентских полномочий. Этому периоду также предшествовали дискуссии о необходимости реформ - административной, налоговой, судебной, избирательной. Он шел в решимости все это сделать.

И - ничего не сделал. НИЧЕГО. Просто НИЧЕГО.

Он считает, что достоин уважения за свои взгляды в отношении построения единой нации и демократии. Но, согласитесь, такого уважения достоин каждый человек, имеющий свои взгляды! Причем независимо от того, совпадают они с взглядами Ющенко или нет.

Взгляды - это хорошо. Но какое это имеет отношение - к власти вообще, и к президентству в частности? Что он сделал - как Президент - для решения проблем, которые уже тогда требовали безотлагательного вмешательства и решения? Ющенко своей бездеятельностью и нерешительностью усугубил эти проблемы.

И в конечном итоге заплатил за это сокрушительным поражением своему главному оппоненту - Виктору Януковичу, совершив свою главную ошибку, которую впоследствии назвал по имени - Юлия Тимошенко.

На этих выборах Виктор Ющенко проиграл Виктору Януковичу не просто много. Он проиграл ему все.

В эти дни, закладывается фундамент будущих побед и поражений нового президента Украины. Закон о выборах в местное самоуправление - первый камень фундамента его президентства.

Правда, пока это не камень, а бесформенная масса, скорее напоминающая толоку маклеров на политической бирже.

Почем будущее оптом и в розницу

Конечно же, Тимошенко испортила Януковичу праздник победы. Никто не сомневался в том, что радости она ему не доставит. И каждый день, оставшийся ей во власти, она будет тратить на то, чтобы трон первого лица страны воспринимался табуреткой в ее сарае.

Она не ожидает от Януковича жесткости и действенности. Во всяком случае, в ее окружении таких прецедентов мужчины не создавали. Ну а сам Янукович, после нескольких сумбурных комментариев, на время спрятался и перестал подавать признаки "политической жизни".

Но все понимают, что эта жизнь кипела "страстями". Депутаты вступили в торги с новым президентом.

Они торгуются за Киев, как за один из основных плацдармов политической войны. Они торгуются за сроки избирательной кампании, за "своего" премьера, за что-то еще. Киев был и остается разменной картой в этих торгах.

Сегодня на столицу с вожделением смотрят все политики второго эшелона. К ним в ближайшее время может присоединиться и сама Тимошенко. Мэрские амбиции вполне укладываются в ее картинку о "себе единственной". Конкурировать с Тимошенко будет трудно всем. Киев проголосовал за нее с перевесом в две трети голосов. И только перенос выборов на год может пошатнуть ее позиции.

Но какова позиция регионалов и нового президента в отношении столицы? Все-таки треть киевлян проголосовала за Януковича. В этом результате электорат Черновецкого сыграл если не ключевую, то весомую роль. За что же Янукович может "отдать" Киев?

И будет ли он торопиться его отдавать? Ведь шансы Тигипко упали в разы после его последних выступлений.

Он показал свою политическую незрелость и житейскую "не мудрость", предложив киевлянам построение экспериментального "рая" в отдельно взятом "хуторе". А кроме Тигипко у регионалов нет перспективных кандидатур на эту должность.

Логика будущего

НСНУ отказывается от коалиции с коммунистами, БЮТ отказывается от коалиции с регионалами. Логики будущего в этих торгах нет. Зачем, например, нашеукраинцам - премьер-министр Яценюк?

У него что, самая сильная программа? У него своя фракция? Партия? Нет. Этого ничего нет. Но есть требование - поставить Яценюка и не брать в коалицию коммунистов.

А если спросить НСНУ - что на другой чаше весов?

Готовы они, получив это "кресло", проголосовать за европейские стандарты в языковой политике и попытаться отменить наградные указы Ющенко?

Если готовы, пусть скажут в полный голос. Если не готовы, то что же все-таки на другой чаше весов?

Этот вопрос можно не задавать - только БЮТу. Потому что для БЮТ нет никакого перспективного будущего вне президентства Тимошенко. Поэтому в действиях их нет никаких весов, никакой логики, ничего адекватного ситуации.

Тимошенко поторопилась сказать о том, что кризис в Украине уже окончился. Что все то "хорошее", что будет делать новая команда, заложено или сделано ею.

Даже не возникает вопрос - как она будет реагировать, если Янукович на следующей неделе сформирует коалицию, а новый Кабинет министров откроет статистику, опровергающую ее слова. Понятно и так, что она будет говорить и делать.

Но не понятно, на что она рассчитывает? В чем логика? Ведь теперь, если вскроется ложь, ей придется платить очень высокую цену. Такую же, какую она уже заплатила, проиграв второй тур.

Сегодняшняя ложь (если это ложь) - обанкротит ее полностью, оставив от роскошного политического капитала жалкие гроши склок и интриг. А с "пустым кошельком" собрать армию для политической войны против института президентства - не получится.

Однако, как бы ни шумела Юлия Владимировна, как бы ни угрожала ликвидировать пост президента и реанимировать труп коалиции - в стране избран новый президент. И именно он в ближайшие годы будет играть ключевую роль в политических процессах.

Правда, этот президент еще не почувствовал себя президентом. Он дует на воду, потому что обжегся на молоке и забыл, что трагическая история обычно повторяется как фарс. А главное - он еще не сделал свой собственный выбор. Выбор - между торгами, обещающими полномочия, и смыслами.

Но одно уже очевидно. Он уже не ведет диалог с обществом.

Отсутствие внятности в оценке перспектив изменения избирательной системы и уход от этого диалога - свидетельствуют о том, что Виктор Янукович не верит в себя, в процент доверия общества. Поэтому он и начинает искать ресурсы для своего становления - в торгах с депутатами и бизнесменами.

Этому никто не удивится и не огорчится. Люди привыкли и понимают, что у них есть время до следующих выборов.

Но у Януковича этого времени нет. И если он не сумеет до инаугурации сделать выбор между торгами, амбициями, деньгами и смыслами - то через год-полтора мы снова будем кого-то выбирать в лидеры нации.

Потому что невнятный и вечно торгующийся президент нам не нужен. Такой президент у нас уже был...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)