"Слабые" политики

43 просмотра
Четверг, 23 сентября 2010, 16:15
Андрей Самброс
руководитель лаборатории PR-технологий "Luman Group"

Сегодня, когда Украина приобрела "стабильного" лидера, готового "строить новую страну", хотя бы в виртуальной плоскости своих иллюзий, - стало распространенным глубокое и абсолютно ничем не обоснованное суждение о том, что приходят "старые времена".

Идея, что могут вернуться времена Кучмы или ещё лучше - "советской власти", выглядит не просто идеализировано, а как-то по-детски наивно.

Невольно появляется улыбка оттого, что таксисты, которые меня подвозят, люди, которые ездят со мной в поезде из восточной в центральную Украину, бабушки у подъездов и кондукторы трамваев - все они искренне радуются "стабильности" и порядку. Умом, как говорится, не понять.

Никакая логика доказательства здесь не помогает. Единственное лекарство - самосознание того, что лидер слаб, и тот образ, в котором он пребывал раньше - всего лишь фикция.

Так как сейчас не представляется возможным говорить о "слабом" Викторе Януковиче, по крайней мере, пока что не представляется возможным, предлагаю рассмотреть два весьма занятных случая, феномена современной украинской политики - Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко.

Первый - "надежда украинской демократии и западного вектора развития нашего государства". Имея непоколебимый авторитет, созданный оранжевой революцией, он расстался с этим политическим богатством в силу своих личных амбиций, непреодолимого тщеславия. И просто - по причине банальной неспособности руководить государством.

Доказательство - он не смог взять вторую каденцию, хотя никаких "непопулярных" реформ не проводилось. Политический капитал был растрачен попусту.

Феномен Ющенко - это хороший образец плохого менеджера, который не просто разрушил собственную "революционную команду", тем самым, предав "идеалы майдана". Это политик, высшим достижением которого навеки останется мирное проведение акций протеста - цветной революции, которая могла иметь иной исход.

Хотя, опять же, можно спорить относительно меры заслуги в этом Виктора Ющенко. Организацией и покровительством майдана занимались настоящие профессионалы, которым и стоит адресовать похвалу.

Слабость последнего президента находится в его персональных качествах, как человека, и в профессиональной некомпетентности.

Юлия Тимошенко - феномен совсем иного порядка.

Не впервые описывая процессы виртуализации политики и власти, я, все же повторюсь: в современном обществе происходит ряд существенных изменений, которые касаются смещения виртуальных систем к обыденной реальности.

В случае с Тимошенко, на практике это означает, что её виртуальный образ, имидж, был разбит президентскими выборами 2010 года. Он взорвался примерно так же, как взрывается воздушный шарик, к которому приставили огонёк.

Разница в 3% между Тимошенко и Януковичем испарилась во втором туре при схеме голосования "против", стала легендой, мифом. Этот миф с удовлетворённым причмокиванием вспоминает "главная оппозиция". Ведь у нас, напомню, существует, по меньшей мере, три центра оппозиции.

Вассалитет, культивированный в этой партийной структуре, поражал своим всеобъемлющим характером. Конечно, он свойственен не только для БЮТ, но и для других "бабочек-однодневок" украинской политики. Однако сам проект политической силы, построенный на поклонении честолюбивому лидеру, на её рейтинге - "Блок Юлии Тимошенко",- стал основой для возникновения плагиаторов. К примеру, тот же "Блок Литвина".

Получается, что от эффективности одного лишь лидера зависит эффективность всей политической силы. И его, лидера, неудачи, неспособность выиграть выборы - становится смертельным приговором для всей политической силы, после которого начинаются "крысиные бега" в разные стороны. В нашем случае в лоно ПР.

Отсутствие внутренней идеи в политическом блоке приводит к тому, что Тимошенко пытается перетянуть в свои руки новый бренд. На сей раз националистический. И выгляди это, надо сказать, очень забавно.

Человек, который полтора года назад пытался доказать восточной Украине, что Москва "не против" неё, сейчас разбивается об скалы собственных ошибок, пользуясь наигранной и неестественной для этого политика националистической риторикой.

Воистину политика - это искусство возможного!

В предыдущей статье я уже писал, что все современные украинские политические проекты - фиктивные.

Проблема идеологических партий состоит в том, что они поддерживают фиктивную, невыполнимую программу, как КПУ, или имеют локальный характер вследствие специфики идеологии, как ВО "Свобода".

Хотя мы можем и здесь попасть в интеллектуальную ловушку. Ведь сложно подобрать критерии для выявления настоящей идеологической партии. Это "Свобода" или "Союз левых сил", КПУ или "РУХ"?

Но мы немного отвлеклись...

Феномен госпожи Тимошенко будет повторяться в будущем.

Феномен Ющенко будет повторяться в будущем.

Главный вопрос: как скоро Янукович пополнит ряд "слабых политиков"? Когда это произойдёт?

Какая средняя продолжительность жизни партии или политического проекта в Украине? Пять, десять, пятнадцать лет? Ведь у нас нет партий с настоящей историей, историей, которая охватывала бы более 100 лет. У нас нет ни предтечей, ни основ!

Это принципиальные вопросы, ответы на которые могут дать представление о причинах специфического политического устройства в Украине. И "отмазки" по типу "всё решают деньги" - здесь не принимаются. Ведь мы говорим о передаче, делегировании власти от одних монополистов к другим. При этом финансовый фактор уходит на второй план.

Идея в том, что политические проекты, в отличие от политических партий, штампуются каждые пять лет.

Сначала были проекты СДПУ(о) и "За ЕдУ!", которые после их уничтожения "раскрутили" новый бренд, участника "За ЕдУ!" - Партию регионов, которая в свою очередь, после своего уничтожения создаст или уже создала ещё что-то.

Делегирование власти от бывших коммунистов, составивших основу нового политического бомонда, проходило не только по ветке ПР. Оно двигалось и через политическое силы, что в 2002 году, а потом и в 2006 - попали в БЮТ и "Нашу Украину", а позже в блок НУ-НС.

Мыльные пузыри-рейтинги - и есть истинная слабость украинских политиков.

Без поддержки и постоянного PR через СМИ они не стоят и ломаного гроша. И политики это прекрасно понимают. Поэтому они нашли универсальный способ вставать на политическом ринге после нокдауна: создавать новые политические проекты каждый раз, когда высасывать из пальца информационные поводы, обращая внимание общественности на себя, под старой торговой маркой уже не получается.

Вот и теперь виднеются две новые структуры, которые претендуют на "должности" партии будущего: "Фронт перемен" и "Сильная Украина".

По сути дела - те же проекты "Трудовой Украины", и микса между ЕЦ и НУ под новой торговой маркой.

Люди не меняются, меняются только вывески. Меняются правила франчайзинга.

"Слабые политики" как феномен украинской политической жизни - появился не так давно. Он стал возможным только после перенесения главных политических баталий с улиц на телеэкраны. Отмечу, это было сделано для монополизации политического поля, которое прошло процесс виртуализации.

Кто не находится на телеэкранах, те и не имеют практической возможности создать сильную партию. Ведь нужно поддерживать рейтинг, необходимо "светится".

Новые политические силы в Украине, если они не завязаны с информационными монополистами, в первую очередь экранными, имеют минимальные шансы на то, чтобы стать популярными политическими силами и претендовать на место в парламенте.

Исключений из этого правила не бывает.

Можно лишь найти обходные лазейки для распространения и PR, например, использовать Интернет. Но в таком случае, необходимо сразу рассчитывать проект на молодёжь и невообразимое везение, которое должно сопутствовать политической силе во время выборов.

Поэтому парламентские выборы 2012 года станут Рубиконом, на котором во многом и решится судьба украинской политики. Если туда попадут новые политические силы, ранее не представленные в парламенте, смогут ли они повлиять на политический процесс в Украине, или ситуация будет напоминать Россию с их "ЕР и Ко"?

Ведь если в парламент пройдут ПР, БЮТ, "Сильная Украина", ФП, ВО "Свобода" и, возможно, КПУ - кто с кем будет договариваться? Коалиции не очевидны, не очевидны и представители оппозиции. Лишь поведение протестных партий выглядит предсказуемым.

Если прибавить к этому ослабление ПР, неизвестно, кто будет претендовать на кресло премьера. А такое ослабление обязательно произойдёт в ближайшие два года - по причинам внутренних раздоров в кругу спонсоров этого "клуба по интересам". Значит, закономерно и ослабление лидера ПР и президента в одном лице.

Ведь сейчас администраторы ПР пытаются создать видимость одного лидера, Януковича, акцентируя внимание на нём. Медийное позиционирование Азарова как премьер-министра выглядит очень серо - вспомните времена Тимошенко.

В этом я усматриваю повтор ошибок допущенных и БЮТ, и "Нашей Украиной": проводя политическое рекламирование и PR Януковича, команда ПР постепенно затягивает узел у себя на шее. Они не понимают банальной вещи, о которой "написали книгу" Леониду Кучме: "Украина - не Россия": тут не получится стоять у корыта вечно.

Когда ответственность на одном человеке, то с него и весь спрос: падение рейтинга Януковича будет гармонично связано с самоуничтожением ПР и порождением нового политического проекта, который обязательно приютит политических сирот и участников "крысиных бегов".

Долго ли протянет ПР на PR - покажет будущие.

Андрей Самброс, ХНУ имени Каразина, политический аналитик, "Спілка молодих політологів України", специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)