Украина на распутье

9 просмотров
Понедельник, 31 января 2011, 18:00
Алексей Красноперов
политолог

Вступая во вторую декаду XXI века, украинскому государству необходимо определиться, по какому магистральному пути будет идти его развитие, как минимум, на несколько ближайших десятилетий.

Ведь в отсутствие такой определенности, по сути, плывя по течению, страна рискует остаться на обочине глобальных процессов.

Не имея четко обозначенной, однозначно выбранной и принятой обществом стратегии развития, невозможно ни проводить реформы, ни интегрироваться в европейское сообщество, ни просто быть успешным государством в современном мире.

Выбор таких "магистральных путей" у Украины не столь богат, как хотелось бы. Сегодня, к сожалению, нет никаких оснований говорить о каком-то собственном пути страны, принципиально отличном от мировых трендов.

Ведь за неполных 20 лет независимости мы не обозначили никаких своих особенностей, которые существенно отличали бы Украину от любого другого посттранзитного государства.

Точнее такая особенность есть, но она одна и со знаком "минус". Украина, по сути, застыла в переходе от тоталитарной колонии к полностью суверенному, демократическому государству с рыночной экономикой.

Говоря о суверенитете, мы, безусловно, не имеем ввиду формальные признаки и атрибуты независимости. Речь идет о полном равноправии в международных отношениях и о самодостаточности во внутренних делах.

Очевидно, что Украина сегодня лишена и первой и второй составляющий полноценного суверенитета. О реальном равноправии нашего государства в международных отношениях речь, безусловно, не идет.

Достаточно посмотреть на полуподчиненную внешнюю политику Украины в отношениях с США, ЕС или Россией, когда мы постоянно находимся то в положении оправдывающихся, то в положении прислушивающихся к пожеланиям и рекомендациям более сильных глобальных игроков.

Внутренней самодостаточности нашему государству также не хватает. Печальными показателями этого являются и торговая зависимость от государств Запада, особенно в вопросах торговли металлом и другой низкотехнологической продукцией отечественной промышленности; зависимость от финансовой поддержки со стороны МВФ и практически безальтернативная зависимость от импортируемых из России энергоносителей.

На перечисленные факторы накладываются нереформированные экономические отношения в стиле "дикого Востока", неповоротливый бюрократический аппарат и латентные этнонациональные и межконфессиональные проблемы внутри страны.

Таким образом, Украина фактически застыла в переходе от социалистической республики к демократическому рыночному государству.

Представляется, что у нашего государства есть два пути выхода из затянувшегося транзита. Первый путь можно условно назвать "северно-американским", а второй – "южно-американским".

"Северно-американский" путь означает развитие политическое и административное на основе демократических норм и процедур, то есть утверждение свободных выборов, децентрализацию власти и предоставление максимальной автономии местному самоуправлению в полномочиях и ресурсах.

В экономическом плане "северно-американский" путь должен характеризоваться предоставлением максимальной рыночной свободы и созданием условий для развития, прежде всего, малого и среднего бизнеса как основы динамичной инновационной экономики.

Кроме того, представители малого и среднего бизнеса – это именно та социальная прослойка, которая способна сформировать полноценный, не только экономически, но и политически активный средний класс вместо "hand-made" прослойки среднего достатка, находящейся сегодня в Украине в зародышевом состоянии.

"Южно-американский" путь выхода из посттоталитарного транзита означает завершение формирования олигархической политики и экономики, построенной на жесткой централизации и концентрации капитала.

Такая экономика, а равно и политика, как, впрочем, и вся страна, построенная по такой модели, будет напоминать латиноамериканские государства.

Она будет развиваться экспрессивно и жить сугубо утилитарными целями и ценностями.

Так или иначе, Украине необходимо выбрать один и двух путей развития. Дальше на распутье оставаться нельзя. Как писал Николо Макиавелли, "серединный путь ведет в никуда". Ведь даже плывя по течению, есть риск попасть в водоворот.

Алексей Красноперов, политолог, для УП




powered by lun.ua
Рада чудес или волшебные кнопки
Мы и сейчас живем в ожидании чуда. Чуда высоких зарплат, дешевой колбасы и многокомнатной квартиры. И мы каждый раз верим в прибытие доброго волшебника. Мы даже совершаем обряд голосования и выбираем в президенты, депутаты, правительство тех, кто больше похож на волшебника. Тех, кто обещает больше несбыточного. Но очень нам нужного несбыточного чуда.
Кибербуллинг: защититься возможно?
Истории, выбранные из многочисленных реальных случаев из виртуальной жизни детей, - лишь капля в океане возможного психологического и эмоционального давления в интернете. (укр.)
Отчитывание чиновников как политтехнология Зеленского
Возможно, политтехнологи Зеленского не сообщили ему, но быть "крепким хозяйственником" – значит, отвечать за все. Президент сам выдает себя за "всемогущего решателя" и загоняет себя в тупик таким позиционированием. А отчитывание чиновников не имеет никакого отношения к управлению государством. (укр.)
Технологии парламентских выборов
Эти выборы были уникальны тем, что фактически продолжили президентскую кампанию. Какие технологии были в ходу участников парламентской гонки – разбираем. (укр.)
Открытие рынка земли: реализовать нельзя медлить
Мораторий необходимо отменять, но с чего начать? С торговли всеми аграрными землями или только государственными и коммунальными? (укр.)
Дело Маркива. Реконструкция событий под Славянском доказывает невиновность нацгвардейца
Попробуем проанализировать два главных "доказательства" следствия и воссоздать события, происходившие 24-го мая 2014 у фабрики "Zeus Ceramica" под Славянском, основываясь, главным образом, на рассказе Уильяма Рогелона – главного свидетеля обвинения. (укр.)
Актуальный фриланс: стоит ли работодателям ждать изменений
Регулирование рынка труда устарело и требует перемен, поэтому Минсоцполитики подготовило проект закона о гибких формах организации труда. О чем речь? (укр.)